1.1.Предмет и задачи методики
Методика украинского языка относится к педагогическим дисциплинам. Она изучает
процессы обучения родного (государственного) языка, усвоение языковой системы, развитие
языковых и речевых умений и навыков, формирования языковой личности и ее
коммуникативной компетентности.
Методика обучения языку - наука, которая исследует и определяет содержание, формы организации,
технологию проведения уроков, применение методов, приемов и средств обучения
языка в разных учебных заведениях. Методика обеспечивает реализацию принципов
обучения в условиях преподавания украинского языка со всем ее комплексом сложных
задач: понимание социальной роли языка, усвоения необходимого минимума языковых
понятий, усвоение уровней и закономерностей функционирования языка, реализации
мировоззренческих функций родного языка, овладение всеми видами речевой
деятельности, культурой устной те письменной речи.
Методика обеспечивает такую систему обучения языку, что соответствует современной теории
языкознания о сущности языка и его общественные функции, роль языка в истории
народа и сохранении его менталитета. Особая роль принадлежит методике обучения
родного языка, что служит инструментом познавательной и творческой деятельности языковой
личности.
Методика обучения украинского (родного и государственного) языка - теоретическая и
практическая наука. С одной стороны, она имеет теоретическую часть (содержание, общие
подходы, закономерности, принципы, методы, приемы, формы и средства обучения), а
с другой -
практические
рекомендации по обучению конкретных языковых явлений, уровней языковой системы,
формирование языковых и речевых умений и навыков.
Различают общую методику - методику языка (лінгводидактику) и частичную, конкретную
(методика фонетики, синтаксиса, стилистики и т.д).
Срок лингводидактика в 70-х гг. прошлого века ввел российский ученый
Миланский на определение теоретических основ методики, в которых рассматривают общие
закономерности обучения языку. За этим термином закрепилось значение теоретической
методики обучения языку.
Лингводидактика - термин, употребляемый для обозначения функциональной части
методики, в которой исследуются закономерности усвоения языка, решаются
вопросы содержания курса на основе лингвистических исследований, изучаются трудности
усвоение материала по языку и их причины, определяются принципы и методе и
обучения, пути и средства формирования коммуникативной компетенции.
Конкретная методика рассматривает пути и способы реализации смысловых линий
школьных программ по украинского языка и исследует особенности изучения различных ее
разделов. Она включает изучение основ науки о языке, развитие речи (формы
и виды речевой деятельности), внеклассную работу с украинского языка и
особенности обучения украинского языка как неродного.
Объектом методики является процесс обучения украинского языка в разных учебных заведениях,
а предметом - профессиональная подготовка современного учителя-филолога к работе в
средних образовательных заведениях Украины. В понятие обучения входит:
1) содержание
языкового образования, языковой и речевой материал, что должны усвоиться учениками;
2) деятельность
учителя по отбору материала и организации его изучения, работа по развитию
речи учащихся, выявления их знаний, умений и навыков;
3) деятельность
учеников по усвоению знаний, творческого их применения, формирование коммуникативных
умений и навыков.
Содержание языкового образования включает сведения о язык, речь, речевая деятельность
и представлен содержательными линиями школьной программы.
Деятельность учителя и учащихся в методике рассматривается как взаимодействие, сотрудничество с
сохранением ведущей роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Такая совместная
деятельность учителя и учащихся направлена на формирование личности с высоким
уровнем интеллектуального развития, творческих способностей и морально-этических
качеств. Главные задачи методики:
□
понимание социальной роли языка, его функций, речевой деятельности и ее
компонентов в жизни отдельного человека и общества в целом;
□
определение целей, содержания и объема курса украинского языка в различных типах
учебных заведений и на разных этапах языкового образования;
□
реализация мировоззренческой функции родного (государственного) языка, влияние на формирование
национально-языковой личности;
□
усвоение минимума языковых и речевых понятий, уровней языковой системы и
закономерностей функционирования языка;
□
изучение и описание наиболее рациональных, оптимальных и эффективных методов и
средств обучения в зависимости от содержания материала, индивидуальных особенностей
учащихся, уровня их языковой и речевой компетенций:
□
обеспечение надлежащего уровня культуры речи учащихся, развития коммуникативных
умений и навыков.
Методика украинского языка основывается на научных принципах - особых правилах
взаимодействия учителя и учащихся. Эти принципы можно разделить на две группы -
загальнодидактичні и специфические.
Загальнодидактичні принципы - научность, систематичность, преемственность,
перспективность, связь теории с практикой, наглядность, сознательность,
доступность, межпредметные связи и др.
Специфические - етнопедагогічний, коммуникативно-деятельностный аспекты, взаимосвязь
в обучении родственных и неродственных языков, связь в изучении разделов
школьного курса, функционально-стилистическое направление, комплексный подход к
формирование различных видов речевой деятельности и т.д.
Методика украинского языка развивается на стыке многих наук. Она тесно
связана с философией, языкознанием, психологией и логикой. Связь с
языкознанием обусловлен самой спецификой методической науки: от содержания
лингвистического материала зависят выбор методов, приемов и средств обучения.
Опора на данные психологии позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, уровень
развития их мышления, речевых способностей, совершенствовать формы
речевой деятельности.
Перестройка содержания языкового образования вызвала необходимость опоры методики обучения
языка на данные психолингвистики - науки, исследующей законы, формы и виды речевой
деятельности. Связь с дидактикой - наукой о теории и практике обучения - оказался в
необходимости внедрения новых технологий, активно изучает и разрабатывает эта
наука.
Связь методики языка с другими науками проявляется на разных этапах языковой
образования, в реализации аспектов и закономерностей, проявляющихся в
учебно-воспитательном процессе.
Методика как наука обладает системой методов исследования, которые делятся на три
группы -
теоретические,
эмпирические, статистические.
Теоретические методы исследования включают анализ философской,
психолого-педагогической, лингвистической, лінгводидактичної литературы, анализ
программ, учебников, методических пособий и рекомендаций.
Эмпирические методы - анкетирование, целенаправленное наблюдение уроков украинской
языка. Метод экспертной оценки, диагностики. Методический эксперимент
(констатирующий и формирующий).
Статистические методы предполагают количественный и качественный анализы полученных данных.
Методика обучения языку имеет свою историю развития, с которой должен ознакомиться
каждый будущий учитель. История методики украинского языка включает три части:
история мировой педагогики и дидактики, история отечественной методики в течение
последнего тысячелетия и история развития методики обучения украинского языка
как учебной дисциплины.
Ознакомление с достижениями мировой педагогической науки, с деятелями европейской
педагогики позволяет познать процесс поисков и развития эффективных форм и средств
обучение языку учеными Европы, Азии и Америки, ознакомиться с их опытом и
теоретическими обобщениями (Я.Коменськнй, Ф.Дістервег, Й.Песталоцці и др.).
Отечественная методическая наука связана с именами Г.сковороды, Ф.Буслаєва,
К.Ушинського, Л.Булаховського, Б.гринченко, С.русовой, Нечуя-Левицкого,
Огиенко, Сухомлинского и многих других. Ознакомление с их трудами
необходимое для осмысления процессов обучения родного языка как основы духовно-интеллектуального
развития личности, понимание поисков эффективных форм и средств обучения,
совершенствование его содержания и методов.
Современный учитель должен владеть арсеналом методических достижений современных
ученых-лінгводидактів О.Біляєва, Т.Донченко, С.Карамана, Л.Мацько,
Я.Мельничайка, Л.Паламар, М.Пентилюк, К.Плиско, Л.Скуратівського,
М.Стельмаховича, О.Хорошковської, С.Яворської и др., чтобы осмыслить всю
сложность процесса перестройки языкового образования в Украине и овладеть системой
профессиональных знаний, умений и навыков.
Методика обучения украинского языка обладает значительным запасом теоретических знаний,
накопила значительный опыт, однако процесс ее развития, совершенствования как
самостоятельной науки требует дальнейшей работы ii поисков как
ученых-лінгводидактів, так и учителей-практиков. Реформирование школьного образования
вообще и языковой в частности вызвало появление новых терминов, требующих
уточнения ii осмысления, новых технологий обучения и т.д. Рекомендуемые системы
обучение языку не всегда получают достаточное научное обоснование: они часто
основанные на практическом опыте ii здравом уме, и это не случайно. Ведь
развивается методика как наука на базе передового опыта работы учителей и
научных поисков и их теоретические обобщения ученых-методистов.
Методика как наука и учебная дисциплина обеспечивает комплексную подготовку
учителя-словесника, которая включает как теоретический, так и практический компоненты.