ПРЕДИСЛОВИЕ
Профессионально-методическая подготовка современного учителя-словесника состоит из
усвоения им традиционной методики обучения украинского языка, ее теоретических
положений, практических рекомендаций и овладения новыми научно-практическими
достижениями, которых приобрела эта наука в период возрождения национальной школы и
перестройки образования в Украине.
Развитие и совершенствование общеобразовательной школы, создание новых типов школ
- лицеев,
колледжей, гимназий, коллегиумов, опыт их плодотворного существования ставят множество
проблем относительно содержания и организации обучения украинского языка, методического
обеспечения ЕЕ преподавания.
Учитывая, что ныне учитель требует определенной методологической подготовки,
ориентации в тех набутках, что имеет современная лингводидактика, авторы учебника стремились
дополнить существующие методики той научной информацией, отражающей инновационные
процессы и новые технологии в обучении украинского языка. Не обошли вниманием и
школы нового типа, объединяющих детей, заинтересованных в получении среднего
образования, в ее профессиональном направлении, где методика обучения языку имеет свою
специфику, а значит и подготовка учителей выделяется определенными особенностями.
Предлагаемый учебник дополнен разделами и параграфами: "Технология
обучение языку", "Современный урок украинского языка", "Межпредметные
связи и интегрированное обучение языку", "Особенности обучения
украинского языка в школах с русским языком преподавания", "Элементы
риторики в 5-9 классах" и др.
В учебнике не рассматриваются классические вопросы лингводидактики, поскольку они
освещены в существующих трудах по дидактики и методики обучения украинского языка.
Зато большое внимание уделено воспитанию личностных ученика, что проявляется в
совершенном владении родным (государственным) языком как средством духовного,
интеллектуального, эстетического развития языковой личности. Учебник
отличается от предыдущих и тем, что содержит определенные рекомендации по
профессиональной подготовки учителя в современных условиях.
Авторы предлагаемого труда исходят из следующих концептуальных положений:
-
родной язык во всех типах школ является средством формирования высокоинтеллектуальной
личности, национально сознательного гражданина Украины;
-
обучение украинского языка направлено на формирование языковой личности - человека,
которая любит, знает и бережет родной язык, пользуется всеми ее выразительными
средствами;
обучение
языка осуществляется в коммуникативно-деятельностном и функционально-стилистическом аспектах;
в
обучении языку активно используется украиноведение и-этнопедагогика.
В основу нового издания учебника положен положения Общеевропейских Рекомендаций
языкового образования и Государственного стандарта базовой и полной средней школы.
Учебник освещает самые главные и актуальные проблемы украинской
лингводидактики: общие вопросы методики украинского языка на современном этап
и, особенности содержания и организации обучения языку и речи, методические советы
к изучению отдельных разделов школьной программы на разных этапах обучения
начальном, основном и завершающем (1-4,5-9,10-11(12) классы).
Много внимания уделено коммуникативной и функционально-стилистической
направленности в обучении языку, что обеспечивает формирование коммуникативной
компетенции учащихся и воспитания у них высокого уровня речевой культуры.
В учебнике нашла отражение внеклассная работа по языку и методическая работа
учителя, что поможет студентам и учителям-словесникам сориентироваться в ее
содержании и формах проведения в разных типах школ.
Авторский коллектив надеется, что предлагаемый учебник поможет студентам,
учителям глубже осмыслить концептуальные основы языкового образования, процесс ее
стандартизации и успешно выполнять задачи, определенные нашим государством в
воспитании граждан Украины XXI века.
Авторы выражают искреннюю благодарность коллегам за рецензирование книги и ценные советы
по ее улучшению.