Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

1.2.Концептуальные основы обучения украинского языка

Языковое образование в Украине предусматривает усовершенствование технологии учебного процесса, приближения его к требованиям современного общества, требует высокообразованных, интеллектуальное развитых и преданных государству граждан, которые легко и свободно могут общаться между собой, утверждая статус украинского языка как родного и государственной. Достичь этого современная школа может за условий повышения уровня обучения языка, решение многих методических проблем, поисков новых подходов к обучение языку в школах всех типов. Это четко отмечено в Законе об образовании в Украине, концепциях языкового образования и Государственном стандарте базового и полного среднего образования.

Одним из важнейших ориентиров решения проблем обучения языку является Общеевропейские Рекомендации по языкового образования, где определяются подходы, уровне овладения языком, коммуникативные задачи и цели, компетенции и т.д.

Одной из таких проблем является соотношение теории и практики - проблема, которая давно волнует как ученых-методистов, так и учителей, проблема, что требует переосмысления и современного решения. Речь идет не только о лингвистическую теорию и практику и их реализацию на уроках украинского языка, но и теоретические положения современной методики как науки. Ведь большинство учителей рассматривают эту проблему как соотношение теоретического материала и практической деятельности учащихся на уроке. И здесь никто не отрицает, что предпочтение следует отдавать практической работе, потому что именно она влияет на формирование речевых умений и навыков. Эти идеи заложены в концепциях языкового образования в Украине, они отражены в действующих школьных программах и учебниках.

Однако возникает вопрос: как осуществлять обучение родному языку, чтобы, опираясь на лингвистические знания, учащиеся развивали свои речевые умения и навыки? Ответы ищем прежде всего в опыте лучших учителей. Это традиционный подход к решения новых методических проблем. И такой опыт есть, потому что в течение 80-90х годов прошлого века, когда совершенствовались программы с украинского языка, создавались комплекты учебников, идея практического направления в обучении языка была ведущей и реализовалась блочным компоновкой теоретического материала, міжпредметним и внутренне-предметным связями, использованием опорно-обобщающих таблиц в учебниках, материалами по развитию связной вещания и т.д. Авторы учебников, учителя-новаторы выясняли принципы перестройки технологии обучения языку в ряде публикаций на страницах журнала "Чудо-слово". И все тогда понимали, что речь идет не только о новых подходы к обучению языку (коммуникативно-деятельностный, функционально-стилистический, проблемный, етнопедагогічний, украиноведческий), но и совершенствование самой лингводидактики как науки, вызвала к жизни новые понятия, новые термины, которые требуют осмысления всем в общем учителей-словесников, а не только учителями-экспериментаторами, учителями-новаторами.

Для современного учителя необходимым становится осмысление таких понятий, как языковая и речевая компетентность учащихся, общения и его разновидности, коммуникативная основа обучение языку и т.д., которые в значительной степени определяют концептуальные основы обучения родного языка.

В употребление профессиональной речи учителя-словесника вошли термины, связанные с коммуникативным аспектом обучения родному языку. Рассмотрим их подробнее. Известно, что слово "компетенция" означает "хорошее знание чем-нибудь". Учащиеся, усваивая языковую систему, формируют речевые умения и навыки и приобретают языковой и речевой компетенций.

Основой школьного курса украинского языка является лингвистическая наука - достаточно разветвленная система знаний о языке, ее структуру, основные единицы и способы сочетание этих единиц в тексте. Однако, исходя из современных потребностей языковой образовании и, необходимо выделить и обосновать такие понятия, как язык, речь, функции языка, речевая деятельность, литературный язык и его нормы, особенности устной и письменной литературной речи.

И все это направлено на основательное изучение родного языка, что создает большие возможности для развития мышления и речи учащихся, формирования их мировоззрения. Усваивая лексическое богатство, грамматическую структуру и стилистические возможности родного языка, они учатся строить устные и письменные высказывания, пользоваться языком в любой жизненной ситуации.

Для организации обучения родному языку важным является раскрытие сущности языка и вещание. В лингвистике язык определяется как своеобразная знаковая система, обеспечивает мышления человека, общение с другими людьми, то есть служит средством формирование мнений, восприятия окружающей действительности, обмена информацией, выражения разнообразных чувств. Язык существует в сознании людей и реализуется ее речи. Поэтому судьба языка зависит от его носителей. Этот тезис особенно важен в школьном обучении языку.

Для методики преподавания родного языка важным является различение лингвистических понятий "язык-речь". Дети изучают язык, то есть усваивают сведения из фонетики, лексики, грамматики, стилистики. Эти ведомости составляются с лингвистических понятий и правил. Следовательно, изучение языка - это усвоение основ лингвистики - той совокупности языковых знаний, обеспечивающих формирование речевых умений и навыков, необходимых каждому человеку на протяжении всей жизни.

В процессе изучения языка учащиеся приобретают знания о самой язык, его грамматическую структуру и словарный состав, историю и законы ее развития; получают представление о роли языка в ментальности украинского народа, в его общественной жизни, развития интеллекта человека. Это и составляет их языковую компетентность.

Реализация языка осуществляется в процессе речи, или речевой деятельности. Методисты определяют речевую деятельность как "совокупность психофизических действий организма человека, направляемых на восприятие и понимание речи или порождение его в устной или письменной форме". Речевая деятельность (аудирование, говорение, чтение, письмо) опирается на языковые знания. По мнению авторов концепции языкового образования в Украине, "целью обучения родному языку в средней школе является формирование личности, обладающей умениями и навыками свободно, коммуникативно оправданно пользоваться языковыми средствами при восприятии (слушании и чтении), создании (говорении и письме) высказываний в различных сферах речи, то есть в обеспечении ее всесторонней речевой компетенции".

Применяя знания языка, школьники развивают навыки употребления языка для мышления и общение. Этот процесс тесно связан с усвоением норм литературного языка и формированием речевых умений и навыков.

Речевая компетентность учащихся - понятие комплексное. Она, опираясь на языковую компетентность, содержит целую систему речевых умений (умение вести диалог, воспринимать и строить устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных видов, типов, стилей и жанров), которые послужат учащимся для общения в различных жизненных ситуациях. Речевая компетентность каждой личности оказывается в выработке умений пользоваться устным и письменным литературным языком, богатством его выразительных средств в зависимости от цели высказывания и сферы общественной жизни.

Учитывая, что роль украинского языка в нашем обществе значительно возросла, языковая и речевая компетенции основываются на осознании основной функции украинской языка - коммуникативной, которая обеспечивает речевую деятельность ее носителей и влияет на их духовное развитие. Коммуникация, или общение, людей происходит в процессе речевой деятельности и обеспечивает формирование коммуникативной компетенции.

Формирование коммуникативной компетенции требует коммуникативного подхода к обучение языку. Именно этот аспект вместе с деятельными и легли в основу действующих школьных программ, что в свою очередь повлекло необходимость перестройки методики обучение языку.

Проблема коммуникативного подхода к обучению языку хоть и древняя, но актуальная. Она нашла отражение в действующих программах и учебниках украинского языка. Однако большинство учителей до сих пор ориентируются на усвоение языковой системы, которая объединяет различные уровни и единицы языка, считают, что знания словарного состава, фонетической и грамматической систем обеспечат надлежащий уровень речевых умений и навыков. Как следствие, большинство выпускников средних школ проявляют низкий уровень речевой культуры и неумение общаться в разных жизненных обстоятельствах.

Как изменить ситуацию, чтобы коммуникативно-деятельностный аспект в обучении родному языка обеспечил формирование языковой личности? Необходимо создать на уроке условия для сознательно-практической речевой деятельности и вовлечь в нее учащихся. Следовательно, нужное коммуникативное направления учебного процесса, то есть такая организация заучивание языка, которая бы обеспечила активную речевую деятельность учащихся, вызвала в них желание высказываться, взаимодействовать с собеседником (слушателем, читателем), а главное, способствовала осознанию, что язык - средство общения, который сопровождает человека в течение всей жизни. Учитывая, что уровень коммуникативных умений у большинства рядовых граждан нашего государства достаточно низкий, современный

учитель должен в основу обучения общения положить обучения деятельности общения, чтобы процесс усвоения языкового материала и речевая деятельность учащихся сочетались с преобладанием речевой практики. При этом необходимо помнить, что общение не сводится только к использованию языкового материала: ведь языковой материал служит лишь формой выражения мысли. Организация речевой практики, таким образом, может исходить не из языковой системы, а с деятельности общение. Эту мысль подтверждают рассуждения ученых о тс, что сама речь есть процессом речевой деятельности (О.О.Потебня), а речь касается всей языковой деятельности членов общества (О.С.Мельничук).

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку предполагает учет: 1) потребности в общении; 2) мотивов акта общения; 3) обстоятельств, при которых осуществляется коммуникация. Общаться дети учатся в процессе решения коммуникативных задач, направленных на формирование умений определять потребности общение, выступать в роли говорящего и собеседника, слушать, читать и воспринимать услышанное и прочитанное, строить высказывания в соответствии с потребностями общение. Коммуникативные задачи направлены па овладение всеми формами и видами общения на родном или другом языке.

Сущность коммуникативного направления проявляется в обучении школьников решать коммуникативные задачи с целью овладения высоким уровнем общение на украинском языке. Исходя из основной цели обучения языку, главная внимание должно быть уделено всестороннему речевому развитию учащихся. Этом и подчиняется решению коммуникативных задач, то есть скорегованій взаимодействия учителя и учащихся, направленной на формирование коммуникативных умений и навыков.

Для учителя важно осознание, что успешное решение коммуникативных задач зависит от понимания учениками общения как средства выражения основной функции языка. Достичь этого можно тогда, когда изменить подходы к обучению языку: детей надо научить не только языковых средств для получения и передачи информации. но и самого процесса получения и передачи информации, ибо это конечная цель обучения языка в средней школе, на что ориентируют концепции языкового образования и действующие программы. При этом следует помнить, что обмен информацией составляет содержательную сторону речевой деятельности, а пользование лексикой и грамматикой при такого обмена - ее формальную сторону. Итак, обучение включает общаться содержательную и формальную стороны речевой деятельности. Учитывая, что по закону диалектики содержание и форма взаимосвязаны, можно утверждать: основной целью языкового образования, которая включает в себя обучение языку как средству общения, должно быть обучение легко и свободно общаться на родном (государственном) языке.

Именно поэтому коммуникативно-деятельностная направленность обучения языку требует определенной перестройки учебного процесса, в частности содержания и структуры уроков и системы работы над связной речью учащихся.

Этот процесс предусматривает совершенствование коммуникативных умений и навыков и опирается на принцип преемственности и перспективности в обучении родному языку, что обеспечит непрерывное формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности учащихся.