1.2.Концептуальные основы обучения украинского языка
Языковое образование в Украине предусматривает усовершенствование технологии учебного процесса,
приближения его к требованиям современного общества, требует высокообразованных,
интеллектуальное развитых и преданных государству граждан, которые легко и свободно
могут общаться между собой, утверждая статус украинского языка как родного и
государственной. Достичь этого современная школа может за условий повышения уровня обучения
языка, решение многих методических проблем, поисков новых подходов к
обучение языку в школах всех типов. Это четко отмечено в Законе об образовании в
Украине, концепциях языкового образования и Государственном стандарте базового и полного
среднего образования.
Одним
из важнейших ориентиров решения проблем обучения языку является
Общеевропейские Рекомендации по языкового образования, где определяются подходы,
уровне овладения языком, коммуникативные задачи и цели, компетенции и т.д.
Одной
из таких проблем является соотношение теории и практики - проблема, которая давно волнует
как ученых-методистов, так и учителей, проблема, что требует переосмысления и
современного решения. Речь идет не только о лингвистическую теорию и практику и
их реализацию на уроках украинского языка, но и теоретические положения
современной методики как науки. Ведь большинство учителей рассматривают эту проблему как
соотношение теоретического материала и практической деятельности учащихся на уроке. И
здесь никто не отрицает, что предпочтение следует отдавать практической работе, потому что именно
она влияет на формирование речевых умений и навыков. Эти идеи заложены в
концепциях языкового образования в Украине, они отражены в действующих школьных программах и
учебниках.
Однако возникает вопрос: как осуществлять обучение родному языку, чтобы, опираясь на
лингвистические знания, учащиеся развивали свои речевые умения и навыки? Ответы
ищем прежде всего в опыте лучших учителей. Это традиционный подход к
решения новых методических проблем. И такой опыт есть, потому что в течение 80-90х
годов прошлого века, когда совершенствовались программы с украинского языка,
создавались комплекты учебников, идея практического направления в обучении
языка была ведущей и реализовалась блочным компоновкой теоретического
материала, міжпредметним и внутренне-предметным связями, использованием
опорно-обобщающих таблиц в учебниках, материалами по развитию связной
вещания и т.д. Авторы учебников, учителя-новаторы выясняли принципы
перестройки технологии обучения языку в ряде публикаций на страницах журнала
"Чудо-слово". И все тогда понимали, что речь идет не только о новых
подходы к обучению языку (коммуникативно-деятельностный,
функционально-стилистический, проблемный, етнопедагогічний, украиноведческий), но и
совершенствование самой лингводидактики как науки, вызвала к жизни новые
понятия, новые термины, которые требуют осмысления всем в общем
учителей-словесников, а не только учителями-экспериментаторами,
учителями-новаторами.
Для современного учителя необходимым становится осмысление таких понятий, как языковая и речевая
компетентность учащихся, общения и его разновидности, коммуникативная основа
обучение языку и т.д., которые в значительной степени определяют концептуальные основы обучения
родного языка.
В употребление профессиональной речи учителя-словесника вошли термины, связанные с
коммуникативным аспектом обучения родному языку. Рассмотрим их подробнее. Известно,
что слово "компетенция" означает "хорошее знание
чем-нибудь". Учащиеся, усваивая языковую систему, формируют речевые умения и
навыки и приобретают языковой и речевой компетенций.
Основой школьного курса украинского языка является лингвистическая наука - достаточно
разветвленная система знаний о языке, ее структуру, основные единицы и способы
сочетание этих единиц в тексте. Однако, исходя из современных потребностей языковой
образовании и, необходимо выделить и обосновать такие понятия, как язык, речь,
функции языка, речевая деятельность, литературный язык и его нормы, особенности
устной и письменной литературной речи.
И все это направлено на основательное изучение родного языка, что создает большие
возможности для развития мышления и речи учащихся, формирования их
мировоззрения. Усваивая лексическое богатство, грамматическую структуру и стилистические
возможности родного языка, они учатся строить устные и письменные высказывания,
пользоваться языком в любой жизненной ситуации.
Для организации обучения родному языку важным является раскрытие сущности языка и
вещание. В лингвистике язык определяется как своеобразная знаковая система,
обеспечивает мышления человека, общение с другими людьми, то есть служит средством
формирование мнений, восприятия окружающей действительности, обмена информацией,
выражения разнообразных чувств. Язык существует в сознании людей и реализуется
ее речи. Поэтому судьба языка зависит от его носителей. Этот тезис особенно важен в
школьном обучении языку.
Для методики преподавания родного языка важным является различение лингвистических понятий
"язык-речь". Дети изучают язык, то есть усваивают сведения из
фонетики, лексики, грамматики, стилистики. Эти ведомости составляются с
лингвистических понятий и правил. Следовательно, изучение языка - это усвоение основ
лингвистики - той совокупности языковых знаний, обеспечивающих формирование
речевых умений и навыков, необходимых каждому человеку на протяжении всей жизни.
В процессе изучения языка учащиеся приобретают знания о самой язык, его грамматическую
структуру и словарный состав, историю и законы ее развития; получают
представление о роли языка в ментальности украинского народа, в его общественной
жизни, развития интеллекта человека. Это и составляет их языковую
компетентность.
Реализация языка осуществляется в процессе речи, или речевой деятельности.
Методисты определяют речевую деятельность как "совокупность психофизических
действий организма человека, направляемых на восприятие и понимание речи или
порождение его в устной или письменной форме". Речевая деятельность
(аудирование, говорение, чтение, письмо) опирается на языковые знания. По мнению
авторов концепции языкового образования в Украине, "целью обучения родному языку в
средней школе является формирование личности, обладающей умениями и навыками
свободно, коммуникативно оправданно пользоваться языковыми средствами при восприятии
(слушании и чтении), создании (говорении и письме) высказываний в различных
сферах речи, то есть в обеспечении ее всесторонней речевой
компетенции".
Применяя знания языка, школьники развивают навыки употребления языка для мышления
и общение. Этот процесс тесно связан с усвоением норм литературного языка
и формированием речевых умений и навыков.
Речевая компетентность учащихся - понятие комплексное. Она, опираясь на языковую
компетентность, содержит целую систему речевых умений (умение вести диалог,
воспринимать и строить устные и письменные монологические и диалогические высказывания
разных видов, типов, стилей и жанров), которые послужат учащимся для общения в
различных жизненных ситуациях. Речевая компетентность каждой личности
оказывается в выработке умений пользоваться устным и письменным литературным
языком, богатством его выразительных средств в зависимости от цели высказывания и сферы
общественной жизни.
Учитывая, что роль украинского языка в нашем обществе значительно возросла, языковая и
речевая компетенции основываются на осознании основной функции украинской
языка - коммуникативной, которая обеспечивает речевую деятельность ее носителей и влияет
на их духовное развитие. Коммуникация, или общение, людей происходит в
процессе речевой деятельности и обеспечивает формирование коммуникативной
компетенции.
Формирование коммуникативной компетенции требует коммуникативного подхода к
обучение языку. Именно этот аспект вместе с деятельными и легли в основу действующих
школьных программ, что в свою очередь повлекло необходимость перестройки методики
обучение языку.
Проблема коммуникативного подхода к обучению языку хоть и древняя, но актуальная.
Она нашла отражение в действующих программах и учебниках украинского языка.
Однако большинство учителей до сих пор ориентируются на усвоение языковой системы, которая
объединяет различные уровни и единицы языка, считают, что знания словарного состава,
фонетической и грамматической систем обеспечат надлежащий уровень речевых умений и
навыков. Как следствие, большинство выпускников средних школ проявляют низкий
уровень речевой культуры и неумение общаться в разных жизненных
обстоятельствах.
Как изменить ситуацию, чтобы коммуникативно-деятельностный аспект в обучении родному
языка обеспечил формирование языковой личности? Необходимо создать на уроке условия
для сознательно-практической речевой деятельности и вовлечь в нее учащихся. Следовательно,
нужное коммуникативное направления учебного процесса, то есть такая организация
заучивание языка, которая бы обеспечила активную речевую деятельность учащихся, вызвала
в них желание высказываться, взаимодействовать с собеседником (слушателем,
читателем), а главное, способствовала осознанию, что язык - средство общения, который
сопровождает человека в течение всей жизни. Учитывая, что уровень коммуникативных
умений у большинства рядовых граждан нашего государства достаточно низкий, современный
учитель
должен в основу обучения общения положить обучения деятельности общения,
чтобы процесс усвоения языкового материала и речевая деятельность учащихся
сочетались с преобладанием речевой практики. При этом необходимо помнить,
что общение не сводится только к использованию языкового материала: ведь
языковой материал служит лишь формой выражения мысли. Организация речевой
практики, таким образом, может исходить не из языковой системы, а с деятельности
общение. Эту мысль подтверждают рассуждения ученых о тс, что сама речь есть
процессом речевой деятельности (О.О.Потебня), а речь касается всей языковой
деятельности членов общества (О.С.Мельничук).
Коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку предполагает учет: 1)
потребности в общении; 2) мотивов акта общения; 3) обстоятельств, при которых
осуществляется коммуникация. Общаться дети учатся в процессе решения
коммуникативных задач, направленных на формирование умений определять потребности
общение, выступать в роли говорящего и собеседника, слушать, читать и
воспринимать услышанное и прочитанное, строить высказывания в соответствии с потребностями
общение. Коммуникативные задачи направлены па овладение всеми формами и
видами общения на родном или другом языке.
Сущность коммуникативного направления проявляется в обучении школьников
решать коммуникативные задачи с целью овладения высоким уровнем
общение на украинском языке. Исходя из основной цели обучения языку, главная
внимание должно быть уделено всестороннему речевому развитию учащихся. Этом и
подчиняется решению коммуникативных задач, то есть скорегованій
взаимодействия учителя и учащихся, направленной на формирование коммуникативных умений и
навыков.
Для учителя важно осознание, что успешное решение коммуникативных задач
зависит от понимания учениками общения как средства выражения основной функции
языка. Достичь этого можно тогда, когда изменить подходы к обучению языку: детей
надо научить не только языковых средств для получения и передачи информации. но
и самого процесса получения и передачи информации, ибо это конечная цель обучения
языка в средней школе, на что ориентируют концепции языкового образования и действующие
программы. При этом следует помнить, что обмен информацией составляет содержательную
сторону речевой деятельности, а пользование лексикой и грамматикой при
такого обмена - ее формальную сторону. Итак, обучение включает общаться
содержательную и формальную стороны речевой деятельности. Учитывая, что по закону
диалектики содержание и форма взаимосвязаны, можно утверждать: основной целью
языкового образования, которая включает в себя обучение языку как средству общения, должно
быть обучение легко и свободно общаться на родном (государственном) языке.
Именно поэтому коммуникативно-деятельностная направленность обучения языку требует определенной
перестройки учебного процесса, в частности содержания и структуры уроков и системы
работы над связной речью учащихся.
Этот процесс предусматривает совершенствование коммуникативных умений и навыков и опирается
на принцип преемственности и перспективности в обучении родному языку, что обеспечит
непрерывное формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности
учащихся.