РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ КУРСА
1.1. Предмет и структурные разделы религиоведения
В современных условиях сформировалась целостная система научных знаний о религии. Религиоведение как отдельная отрасль философии стремится дать ответы на извечные вопросы, связанные с загадочным миром сакрального.
Религиоведение - это многодисциплинарного отрасль гуманитарной науки, исследующая феномен религии. Его задача - постижение сущности, закономерностей происхождения и функционирования религии на разных этапах развития человечества.
Как целостная и комплексная отрасль научного знания оно исследует общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с экономическими, политическими и духовными структурами общества, влияние на личность верующих в контексте конкретно-исторических условий. Религия изучается как объективный процесс, опирающийся на соответствующие социальные предпосылки и факторы, отражая их в своих догматах. Итак, религиоведение определяет религию как составную часть духовности общества, развивающегося вместе с ним и влияет на человеческое сознание.
Предмет религиоведения - объективные закономерности возникновения, становления, развития и функционирования религий, их структурные особенности, разнообразные явления, взаимосвязи и взаимодействие религии с другими областями знаний, а также анализ генезиса как религиозности, так и процессов секуляризации духовной жизни общества и различных форм мировоззрения. Предметом религиоведения является также своеобразие проявления религиозного феномена, механизм его действия на индивидуальном и общественном уровнях бытия, особенности его функционирования в истории общества, точки соприкосновения и пути взаимодействия с другими сферами культуры - моралью, искусством, наукой и т.д.
Как и всякая гуманитарная наука, религиоведение имеет свой объект исследования, где фиксируется определенный аспект бытия человека в мире, ее отношение к нему. Объектом религиоведения является отражение такого личностного состояния человека, которое можно назвать состоянием самоопределения в мире, обретения самой себя на основе отыскания в себе того сверхчеловеческого, что объединяет ее с трансцендентным. Религиоведение в своем предмете значительно шире, чем в объекте. Предметом религиоведения является, кроме природы религии, ее функциональность. В своем функционировании религия выходит за пределы индивидуального бытия. Она поддается доктринальной и обрядово-культовой интерпретации, входит в различные сферы человеческой жизнедеятельности, сакралізуючи их. Если объект религиоведения относительно устойчивое, то предмет его увеличивается по объему и несколько меняется во времени.
В современных условиях религиоведческая наука - самостоятельная, целостная и одновременно полідисциплінарна отрасль гуманитарного знания, теоретическая дисциплина, которая объединяет в себе следующие структурные подсистемы, как философия, социология, психология, история, феноменология, антропология, культурология, география религий, лингвистическое религиеведение, вольнодумство, а также, по мнению некоторых ученых, - научный атеизм.
Ядром теоретического осмысления религии выступает философия религии - совокупность философских понятий, категорий и концепций, которые пофілософськи толкуют религию. Они помогают теоретически постичь религиозный феномен.
Социология религии - отрасль религиоведения, которая исследует взаимодействие религии и общества, влияние религии на социальное поведение индивидов, групп и сообществ, специфику обратного влияния на религию определенного общества.
Психология религии - раздел религиоведения, изучающая эмоциональное измерение религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозного феномена на индивидуальном, групповом и общественном уровнях, их содержание, структуру, направленность религиозных верований, представлений, переживаний; их место и роль в религиозном комплексе, влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групповых общностей, отдельных личностей.
История религии - одна из базовых религиоведческих дисциплин, изучающая происхождение и внутреннее развитие религии, аккумулирует знания от времени возникновения примитивных первоначальных верований до становления и развития этнических, национальных и мировых религиозных систем, воспроизводит прошлое различных религиозных комплексов, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных религиях прошлого и современности.
Феноменология религии - раздел религиоведения, что исследует понимание смысла религиозного выражения конкретного человека на основе его интуиции, личного ощущения и видение без мировоззренческих и идеологических предубеждений; концентрирует внимание на выяснении собственных качеств религиозных явлений - черт, признаков, которых непосредственно не дает процесс религиозного отражения и которые являются продуктом полнота сущего и созидания верующим надлежащего (категории “спасение”, “искупление”, “священное и профанное” и др.).
Антропология религии - отрасль религиоведения, специфика которой заключается в том, что сущность, существование, природа, назначение человека понимается, исходя из назначения высшего истоку (духов, богов, Бога или личного Бога) и его особых взаимоотношений с человеком. Она утверждает решающую роль такого начала в происхождении человеческого рода и каждого индивида, выделяет в природе человека особое ее назначения, указывает на ее греховность и необходимость восстановления утраченной сущности, спасение, говорит о продолжении существования после смерти и видит призвание человека в соединении с першопочатком.
Религиозная культурология - система знаний о философско - религиозные, богословские концепции, идеи, раскрывающие роль религии, церкви в зарождении, развитии и функционировании культуры, взаимовлияние и взаимоотношения религии, церкви и культуры на различных этапах развития человеческого общества.
География религии - базовый гуманитарный курс религиоведения, который изучает и систематизирует знания о территориальной организации религий мира, общую схему распространения религий в историческом аспекте и на современном этапе, роль природного фактора в процессе формирования и распространения религий, исследует пространственно-временные закономерности взаимодействия религиозного феномена с внешней средой.
Лингвистическое религиоведение - направление религиоведения, предметом исследования которого является язык религии как знаковая система, которая включает вербальные и невербальные (изобразительные, пластические, музыкальные) средства символично зашифрованной информации, главным источником для которых являются устные и письменные сакральные (священные) тексты.
Свободомыслие - форма критического религиоведения, появившаяся в борьбе с религиозной нетерпимостью, догматизмом и авторитаризмом религии как антирелигиозная течение общественной мысли, эволюционировала от будничной антирелигиозной сознания, здравого смысла к завершенной, теоретически об'рунтованої формы с привлечением для доказательства своих положений отдельных выводов из различных наук; выступает как независимый, свободный средство мышления, самостоятельное убеждение, предлагает преимущество понятий над чувственным опытом, абстракции над впечатлением.
Атеизм - составная часть свободомыслия, система взглядов, отрицающая любые религиозные представления, религию как таковую во всех ее формах и проявлениях; является частью диалектико-материалистического мировоззрения, общей, специфическим признаком и принципами которого являются отрицание реальности сверхъестественного мира.
Кроме указанных разделов религиоведения, сейчас развиваются политология религии, этнология религии, появляется герменевтичне и компаративне религиоведение. Следовательно, религия является сложным, многоплановым образованием, которое постоянно развивается.
Как и любая другая отрасль научного знания, религиоведение имеет свой категориально-понятийный аппарат. Это система понятий, которые в религиоведении условно разделяют на три группы:
1. Общенаучные - философские, социально-философские, исторические понятия: бытие, сознание, познание, фантазия, истина, культура, отражение, лицо, человек, общество, цивилизация, мировоззрение, милосердие, страдание, система, структура, функция, категория, теизм, деизм, пантеизм, фідеїзм, теодицея, теософия и т.д.
2. Конкретно-научные - вера, иллюзия, чувства, настроение, страдание, жизнь, смерть, добро, зло, совесть, эпоха, право, ответственность и др.
3. Специфически-религиоведческие - религия, Бог, теология, церковь, храм, конфессия, секта, деноминация, культ, обряд, молитва, ангелы, сверхъестественное, рай, ад, карма, политеизм, монотеизм, миссионерство, обращение, свободомыслие, сакрализация, секуляризация, скептицизм, атеизм, антитеїзм, антиклерикализм, ересь, індиферентизм, демифологизация, модернизация и т.п.
Все эти категории отражают общую определенность религиозного феномена, раскрывают сущность религии, ее особенности и характер изменений, происходящих в религиозном комплексе в различные исторические эпохи.