Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ КУРСА

 

1.2. Методологические принципы религиоведения

 

В системе религиоведческих исследований широко используются методологические принципы, наиболее распространенными среди которых являются принципы объективности, историзма, толерантности и терпимости, культурологический, антропологический, правового обеспечения свободы совести.

Принцип объективности - основная методологическая основа, базовый принцип любого научного исследования, что предполагает рассмотрение феномена религии таким, каким он является сам собой, независимо от условий познания и средств, используемых в познавательном процессе. Он требует соблюдения требований достоверности, непредвзятости в отражении религиозных явлений и процессов, закономерностей религиозной жизни. Не меньшую роль играет и требование научного обрушування знаний о религии, опора на всесторонне проверенные факты. При этом игнорируются установки, которые часто носят субъективный, эмоциональный, предвзятый, заангажированный оттенок.

Принцип объективности должен дополняться принципом позаконфесійності, который ориентирует исследователя на уход от конфессиональной заинтересованности при исследовании религиозных явлений и процессов.

Методологическая функция объективности реализуется также в нормативных требованиях принципа плюрализма, который предполагает одинаковое отношение исследователя к разным конфессиям.

Объективность в рамках религиоведческих исследований реализует свой потенциал через установку на целостное исследование религиозного феномена, а не отдельных его составляющих. Единичные проявления религии не дают возможности охватить ее в целом.

Принцип историзма - один из узловых в религиоведческих исследованиях. Он ориентирует на рассмотрение религиозных явлений и процессов в их историческом развитии с учетом конкретных пространственно - временных факторов. Отсюда требование системности в его исследовании: выяснение причин, условий появления, этапов функционирования, эволюции, анализа нынешнего состояния объекта исследования и, наконец, прогнозирование будущих изменений тенденций развития.

Принцип толерантности и терпимости предусматривает терпимый, доброжелательный диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Бесспорно, их исходные принципы неодинаковы, но оба типа мировоззрения имеют ряд общих признаков и идей - загальнозначимі духовные ценности, нравственные ориентиры и идеалы: экологические, эстетические, социально-политические и другие ценности. Религия должна оцениваться как общечеловеческое явление, которое аккумулирует и выражает мысли, стремление и волю всех людей, функционирует в каждой области общественной жизни, на всех уровнях социальной организации. Это происходит потому, что в религиозной системе ценностей непосредственно функционируют не только сугубо религиозные ценности, но и общечеловеческие ценности реальной жизни.

Культурологический принцип позволяет рассматривать религию и свободомыслие в контексте развития духовной культуры в историческом и современном аспектах. При этом решается целый ряд проблем: выясняются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, своеобразие исторических проявлений свободомыслия в духовной жизни общества и личности.

Антропологический принцип сосредоточивает внимание на анализе мировоззренческих вопросов в контексте проблем бытия человека, сути, цели и смысла его жизни, смерти и бессмертия, то есть в русле философской антропологии.

Принцип правового обеспечения свободы совести предполагает право каждого человека на свободу совести, мировоззрения, религии и убеждений. Это право включает свободу иметь, принимать и изменять религию или убеждения по своему выбору и свободу единолично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.

Этот принцип гарантирует светскость образования и запрет формировать мировоззренческие убеждения при преподавании курса “Религиоведение” в учебных заведениях.