Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Овладение научными знаниями о религии - необходимое условие роста культуры и образованности специалиста любого профиля, любой специальности. Отсутствие необходимых знаний в этой сфере предопределяет не всегда правильную ориентацию наших граждан, иногда даже с высшим образованием, в дискуссиях вокруг религиозно-церковных вопросов. Поэтому изучение религиоведения в украинской высшей школе - важный фактор повышения уровня духовной культуры человека. Знание истории духовных культур, в частности религии, открывает двери до правильного понимания и осмысления огромной глубины цивилизационного достояния человечества, к сознательному и успешному его усвоению. Правильно сформированные мировоззренческие ориентации, представления о духовных ценностях помогают людям четче определить свою программу жизни, а народам - занять должное место в цивилизованном мире. В период становления государственности Украины, духовных основ украинского народа как никогда важно овладеть богатством общечеловеческих ценностей, возродить утраченные достижения национальной духовной культуры, сформировать новую систему ценностных ориентаций и идеалов.

В определенной степени решить эти проблемы поможет курс „Основы религиоведения”. Он построен так, чтобы познакомить студентов с основными компонентами духовной культуры - религией и свободомыслием, показать, какую роль они играют в жизни представителей разных народов, культур, цивилизаций. Знание ведет к пониманию, а понимание - к терпимости в отношениях с людьми различных взглядов.

Задача курса - осветить поступательное развитие освоения человеком мира, становления ее как личности. Изучение курса предполагает не просто знакомство с религией и свободомыслием как определенными формами духовных культур, а ставит своей задачей сформировать представление о том, как соотносятся религия и свободомыслие, религия и наука, религиоведение и теология. При их рассмотрении применяется принцип мировоззренческого плюрализма - когда последние не противопоставляются, а подаются как сосуществующие мировоззренческие и культурные факторы человеческой цивилизации. Учебник знакомит с различными, конфессионально независимыми взглядами на религию, без каких-либо симпатий или антипатий раскрывает сущность вероучения, особенности культа, правдивую историю того или иного религиозного течения. Учитывая то, что история возникновения, эволюции и роль религии и свободомыслия в жизни нашего общества долгое время освещались лишь в марксистском варианте, учебник позволяет ознакомиться с другими аспектами этой проблемы, современным видением религии как одного из проявлений человеческой духовности.

Религиоведение и теология - две отличные формы постижения феномена религии. Религиоведение, в отличие от теологии, не признает устойчивости знаний. Все положения религиоведения должны быть эмпирически подтвержденными, теоретически обоснованными. Теология остается сферой священных книг, не выходит за пределы сверхъестественного, догматов о божестве и его промысел. Религиоведение рассматривает священные книги, однако осмысливает религию как многофункциональный феномен, не ограничиваясь религиозными источниками. Академическое религиоведение не является конфессионально сориентированным и исследует различные религии как однородные явления. Если цель религиоведения - подать знания о религии, то теология призвана утверждать и воспроизводить религию, приспосабливать ее к общественным изменениям. В религиоведении могут сосуществовать разные взгляды на ту или иную проблему. В теологии не допускается выход за соответствующие догматические установки.

Религиоведение и теология (богословие) имеют различия в структуре. Структура религиоведения охватывает философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии, феноменологию религии, религиозную культурологию, этнологию религии, географию религии и т.д. Богословие делится на основное, догматическое, нравственное, пастырское, изучает экзегетику, патристику, литургике и др. Итак, круг заинтересованности религиоведения другое и несколько шире.

Религиоведение делится на научное и богословское. Общее в них то, что они пользуются логическими рассуждениями и доказательствами. В них может существовать большое количество различных течений и школ. Однако, в отличие от академического (светского), богословское религиоведение входит в богословского комплекса, развивается в определенной степени на основе закономерностей этого специфического вида духовности. Богословское религиоведение нельзя отождествлять с теологией, хотя разница между ними не является абсолютною. их объединяет, прежде всего, признание существования Бога, сверхъестественного мира в определенной конфессиональной очерченности. Все проблемы - этнологические, гносеологические, морально-этические и др. - они рассматривают с позиций религиозного миропонимания, ориентируются на укрепление позиций религии. Однако богословское религиоведение, как и академическое, не признает устойчивости знаний, элемент веры присутствует в нем как принцип, а не инструмент познания. Теология ограничивается сферой священных книг. Она не выходит за пределы слова Бога и слова Божьего.

Предлагая современные подходы к пониманию причин возникновения религии и свободомыслия, их типологии, структуры и современных форм функционирования, мы способствуем пониманию процесса возникновения феномена много - культурности разных наций и народностей, помогаем понять различия между ними, специфику культуры регионов. Знания, которые будут получены в ходе изучения курса религиоведения, также станут фундаментом для предупреждения конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основах.

Учебник знакомит с религиозной ситуацией в Украине, дает широкое понимание проблем возникновения межконфессиональных конфликтов и путей их преодоления, институциализации новых религиозных направлений, предлагает разнообразные модели консолидации усилий религиозных конфессий в возрождении национально-духовных ценностей народа Украины.

На практических занятиях предполагается овладение навыками ориентации в мировоззренческих вопросах, предупреждение конфликтных ситуаций в связи с фактами нарушений свободы совести, межконфессиональными столкновениями. Студенты привлекаются к участию в научных конференциях, „круглых столах”, пресс-конференциях с представителями конфессий, посещают их собрания, ведут словарь основных понятий по каждой проблеме. Для практических занятий, семинаров, практикумов в учебнике даются информативно-методические материалы и приложения. В зависимости от специфики факультета, возможна определенная коррекция тематики курса.

Основная цель предлагаемого учебника - помочь студентам правильно ориентироваться в кругу религиозно-церковных вопросов как теоретического, так и практического характера и в целом повысить уровень их гуманитарной образованности. Важно дополнить религиоведческую образование релігієзнавчим воспитанием. Оно призвано формировать мировоззренческую и конфессиональную толерантность, выработать установку на познание истинной сути религиозных явлений, сознательное, а не предвзятое пользования своими мировоззренческими убеждениями в отношениях с другими людьми, в оценке тех или других феноменов духовной культуры.