Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 1

ВСТУПЛЕНИЕ

 

1.2 Религия и вера

 

Часто па бытовом уровне эти понятия смешиваются, а иногда и отождествляются, но вера - более широкое понятие. Она присуща человеческому сознанию вообще и в этом смысле представляет собой необходимый компенсаторный механизм сознания, когда ради сохранения целостности «картины мира» неизвестные или такие, которые никогда не станут известными, элементы дополняются определенной идеей, которая воспринимается как существующая априори, то есть без необходимости ее доказывать. Так, например, мы верим в силу материнской любви, в том, «что все, что не делается - к лучшему», в сверхъестественную близость с друзьями (братьями по духу), первичность материального над духовным или наоборот и т.д. И только один тип того, что мы называем «верой», а именно религиозная вера составляет сущность и содержание религии и близкая к ней онтологически. Следовательно, и в этом смысле вера не тождественна религии, а составляет лишь ее ментальные и эмоциональные основы.

Тем более недопустимо смешивать эти понятия, что они принадлежат к разным смысловым рядам. Религиозная вера составляет собой тот «минимум религии», что его как отправную точку последней определили религиоведы и философы прошлого. Определяя разницу между религиозной верой и верой вообще, они обращают внимание на предмет веры. Именно таким для религиозной веры есть нечто трансцендентное, сверхъестественное, т.е. то, что не подлежит законам окружающего мира, находится вне его и нарушает их естественный ход.

Но такой взгляд на природу религиозной веры значительная часть современных религиоведов считает несколько модернізаторським. Ведь, чтобы обнаружить что-то как сверхъестественное, надо иметь достаточно четкое представление о естественном, а это предполагает умение мыслить позитивно и научно. Следовательно, предоставлять вере в существование сверхъестественного общий характер означает именно переносить на все формы религии (ранние религиозные представления и религиозные представления восточных религий в частности) стереотипы, формы мышления человека, воспитанного в условиях западной христианской культуры. Вот почему немецкий религиовед Г. Отто (1869 - 1973) и французский культуролог и религиовед М. Элиаде (1878 - 1979) предложили, определяя «минимум» религии, заменить понятие «сверхъестественного» понятием «священного», «нумінозного», «сакрального». Они считают религию «переживанием священного, которое присуще человечеству испокон веков». Это переживание, по мнению специалистов-этнологов, реализуется в двух направлениях: как «страх Божий» (за то, что священное воспринимается как нечто принципиально противоположное, полярное человеку, а от того и страшное, пугающее и трепетное) и как «красота Божия» (за то, что человек воспринимает его как нечто близкое, родственное, то, что вызывает восторг).

Уже упоминавшиеся ученые - психологи (В. Джеме, С. Фрейд, К. Г. Юнг и др.) переносят акцент на эмоционально-волевой элемент. Религиозная вера, по их мнению, это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства. Очевидно, что этот подход в раскрытой и не раскрытой формах предполагает признание факта существования особых религиозных переживаний, «религиозных чувств». Объясняя их природу, православный богослов А. Мень пишет: «Специфику религиозных переживаний нельзя свести к любой сфере человеческого духа: ни к нравственности, ни к эстетике, ни к каким-либо чувства, взятого обособленно (например, страха, надежды и т.п.). Точнее всего его можно определить как чувство благоговения». (А. Мень. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. - М., 1994, с. 12.) С этим мнением богослова согласна и современная паука) о религии. Именно особая направленность на объект веры, Бога, Абсолюта, нечто сакральное, сверхъестественное отличает религиозное чувство от любого другого. Ему свойственна синкретичность, мифологичность, особая реальность объекта веры, встреча с которым, интимные отношения с ним и составляют основу как религиозного чувства, так и религиозной веры.

С другой стороны, как религиозностью не ограничивается вера, гак и верой не ограничивается религия. Мы уже говорили, что религиозная вера составляет «минимум религии». Но ее структура и функции не сводятся к этому минимуму и не ограничиваются им. Важным элементом религии, ее базовой структурой является религиозное сознание. Сама эта последняя имеет две стороны: рациональную и эмоциональную, - проблема приоритета между которыми приобретает новую грань при рассмотрении вопроса о взаимодействии различных уровней религиозного сознания. В развитых религиозных системах религиоведы изымают по крайней мере два четко обозначенных уровня: повседневная (бытовая) религиозное сознание и теоретико-оформлена, концептуальная (понятийная) религиозное сознание. На бытовом уровне религиозное сознание существует в форме образов, представлений, установок, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций. На этом уровне выявляются рациональный, эмоциональный и волевой элементы религиозной веры, но доминирующую роль играют эмоционально-волевые элементы. Содержание сознания предстает в наглядно-образной форме. По характеру своего формирования она в значительной степени имеет индивидуально-личностный характер. Поэтому этот уровень часто называют религиозной психологией. Именно религиозная психология «отвечает» за вспышки религиозной нетерпимости, даже фанатизма. Именно здесь «обитают» атавизмы, пережитки прошлых религиозных форм и верований. Вот почему часто культ тех или иных христианских святых приобретает формы языческого ритуала или символики. Довольно частым явлением в социально и культурно нестабильные периоды, на границе культурных эпох, кризиса культурных парадигм религиозная психология поднимает наверх из глубин сознания такие ритуальные формы, существовавшие в ранних формах культурной организации социума и имели тогда огромный регулирующий содержание. Например, такими являются своеобразные «торговые и бизнес-ритуалы», широко распространенные в современных профессиональных группах, чья работа связана с риском и правовой неустроенностью:

• «освящение» первой заработанной купюрой своего товара;

• вера в мистический, неблагоприятный или наоборот, влияние числа или дня недели на удачу в бизнесе (например, «сурова» пятница, когда даже в современной Украине не работают некоторые крупные торговые точки);

• некоторые «профессиональные» поведенческие запреты (как смех после обеда в пятницу, который не способствует успеху в воскресенье) и т.п.

Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Содержание вероучения сформулированы в віроучитсльних книгах (Бхагаватгіта, Ригведа, Авеста, Библия, Коран и т.д.), утверждены религиозными организациями в виде неизменных, канонизированных формул (догматов), признание которых является непременным условием правовір'я. Содержание вероучения развивается и обосновывается специальной отраслью религиозного знания - богословия или теологии, которая представляет собой солидный арсенал теоретических и практических дисциплин: апологетика, догматика, пастырское богословие и т.д. Через принципиальный характер этот уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией. Представители богословско-теологической мысли (особенно католической и православной) настаивают на безперечнім приоритете догматически-віроучительного аспекта религиозного сознания. Достижение основной цели религиозной веры - «единение с Богом», «спасение души», возможно, по их убеждению, только на основе принятия вероучения в такой форме, как она сформулирована церковью Отклонения от неукоснительного подражания этому вероучению является ересью, боговідступництвом и подлежит осуждению и наказанию.

Представители научного религиоведения указывают на вторичный характер вероучительной формул и документов. По их мнению, эти формулы и документы являются результатом переработки, систематизации и кодификации первичного религиозного опыта, тех представлений, чувств и переживаний, которые были выработаны в процессе жизнедеятельности верующих (прихожан). В свою очередь, систематизированное вероучение, что его идеологи разработали и утвердила церковь, оказывает существенное влияние на характер бытовой религиозного сознания, формирует его в заданном религиозными организациями направлении. Таким образом, в развитых формах религии речь может идти не о приоритете какого-либо из уровней религиозного сознания, а о их взаимодействии и взаимовлиянии.