Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 1

ВСТУПЛЕНИЕ

 

1.1 Понятие религиоведения

 

Предметом учебного курса, как и самой научной дисциплины «Религиоведение», является религия. Но, религия, которая существовала со времени появления человеческого сообщества и продолжает существовать по сей день, настолько весомый социокультурный феномен, ее изучающих под разными углами зрения различные научные, и ненаучные, дисциплины. Следовательно, чтобы дать рабочее определение предмета изучения - религии, нам необходимо прежде всего рассмотреть некоторые методологические подходы к изучению этого феномена.

Учитывая хронологию первым подступом к осмыслению религии стал, очевидно, взгляд изнутри самой религии. Теперь мы называем такую позицию «теологией» (от древнегреческих слов theos - бог, logos - «закон», «знание», «наука», то есть «наука о божественном»). Несмотря на то, что собственно теология появляется лишь в эпоху Средневековья, в определенной степени спекулятивно-теологическими были подходы к объяснению Божественного, его происхождение, связи человечества и мира богов и т.п. еще в Древнем мире. Об этом свидетельствуют пропитаны глубоким міфологізмом, а потому и символизмом, тексты древних египтян, вавилонян (прежде всего представителей жреческой касты), древних китайцев - даосов и конфуцианцев, представителей греческих мистических сект - пифагорейцев и орфиков и т.д. Они пытались объяснить божественное устройство Вселенной, а через это - необходимость тех или иных ритуалов, обрядов, культовых гимнов и заклинаний.

Настоящая теология - это учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как наука о прославления Бога в православной и мусульманской традициях (поскольку последние отвергают любую возможность познания Бога и считают возможным лишь его прославления). Теология или богословие возникают из попытки разъяснить основные положения той или иной религии, перевести образы и догматические формулы, содержащиеся в священных книгах, постановлениях соборов, на язык понятий; сделать понятными массам прихожан сложные символы веры.

Итак, богословско-теологический подход к религии - это подход к религии изнутри, с позиций самой религии. Основу такого подхода составляет религиозная вера. Понять религию, по мнению теологов, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку религия недоступна.

Такому подходу к религии противостоят философский и научный способы объяснения религии как подходы «извне». Такой подход не предусматривает бесспорно негативную позицию по отношению к религии. Он может быть реализован с той же целью, что и богословско-теологический подход, но будет опираться на принципиально иную методологию. Если теологический подход осуществляется на основе принятия религиозного вероучения как исходной и несомненной истины (догмы) в рамках «религиозного опыта», то философская и научная методология должна выйти за пределы этого опыта, подвергнуть религию критическому исследованию с позиций рацио, логично-теоретических и эмпирически-научных критериев истинности. При этом в методологии философии и науки исследования религии существуют свои существенные отличия.

Философской методологии присущ универсализм и субстанціоналізм. Философия пытается объяснить все явления и процессы действительности с позиций выявления ее обобщающих принципов и законов, определение «сущности» вещей, процессов, явлений. Ее характеризует критический подход ко всем явлениям действительности, в том числе и к религии. Философия, так сказать, не довольствуется принятием на веру, а все ставит под сомнение. И это не означает бесспорного попытки философов разрушить коллективные верования, духовные устои жизни людей. Фи-лософи «сомневаются» для того, чтобы проверить мощь этих человеческих институтов, отбросить те из них, что обнаружили свою неістинність, рутинность, ненужность, сдерживая развитие общества.

По своим личным и внутренним отношением к проблемам взаимоотношения Человечества и Абсолюта философская методология существует в форме религиозной философии и философии религии. Если религиозная философия направлена на то, чтобы средствами сугубо философскими достичь тех же целей, что и богословие и теология, то философия религии пытается с начала своего становления в XVII - XVIII вв. выйти за пределы сугубо конфессионального взгляда на Абсолют вообще и на религию в частности. Это означает, что происхождение религии и ее влияние на человечество (и отдельного человека) пытаются объяснить не божественным откровением, а вывести на основе определенных абстрактно-логических схем. Именно одними из ответвлений философии религии является: деизм (от лат. Deus - Бог), что толкует Бога как высший Разум, с бытием которого связано устройстве Вселенной; пантеизм (от др. гр. - pantheos - «бог во всем, везде»), который декларирует розчиненість Бога в природе и культуре.

Философские методологии изучения религии заложили основы научного подхода к этого социокультурного феномена. Самое весомое влияние на становление науки о религии и ее научного исследования произвел абстрактно-философский, прежде всего материалистический подход. Наработанная в нем методика и методология проявились в таких научных дисциплинах, как социология религии (О. Конт, Г. Вебер, Э. Дюркгейм), психология религии (В. Джеме, С. Фрейд, К. Юнг), история религии и др. Главной функцией этих научных дисциплин есть объяснение на базе исторического метода, синхронічного, диахронического, генетического и других подходов к генезиса, причин распространения в массах и на индивидуальном уровне религии как социального и психологического феномена.

Каждая из этих научных методологий, конечно, дает свое определение религии вообще, свою типологию и онтологию религии. Именно развитие научного направления, попытка объяснить этот феномен не «общественным договором», не «особенностями индивидуального и массового сознания», а самим ходом развития и структурой человеческой культуры, соціорегулюючим, соціомоделюючим элементом которой является религия, привели к появлению синкретической по методологии и базой источников, сравнительно-исторической по типу исследования культурологической дисциплины религиоведения.

Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.

Традиционное религиоведение в трудах самых ярких своих представителей исходит из того, что от начала существования человеческих сообществ существует и религия в тех или иных своих, пусть даже и в начальной, формах, поскольку она представляет собой форму горизонтальных и вертикальных социальных связей, способствующих консолидации и позаюридичному урегулированию противоречий в социуме. Не случайно само слово «религия» происходит от латинского religare - связывать, объединять, а впоследствии - religis - священный, культовый. Таким образом, религия представляет собой социально-культурный и духовный феномен, который воплощает и выражает не только веру в существование сверхъестественного Начала - источника бытия всего сущего; она специфически организует эту веру через культовую и ритуальную практику, таким образом, выступает средством общения и связи с Абсолютом, так и в пределах отдельного сообщества - то племени, или народа, или то определенной конфессии. Любую религиозную систему характеризует вера в трансцендентное и система связи с ним.