Лекция 1
ВСТУПЛЕНИЕ
1.3 Религиозный культ
Наличие веры в любые объекты, в том числе и в священное, сверхъестественное, и в возможность установления с ними связи, определенных взаимоотношений само по себе еще не является показателем существования религии. Такая вера может быть активным фактором мифологии, искусства и т.д. Она приобретает религиозного характера, становится элементом религии в частности, только когда привлекается к системе религиозных действий и отношений, то есть к религиозной культовой системы.
По мнению специалистов-религиоведов, основным элементом религии, который отличает ее от других форм общественного сознания и социальных институтов, придает ей своеобразие, является культовая система. То есть, специфика религии состоит не в особом характере верования, а в том, что эти представления, понятия, образы приобщаются к культовой системы, приобретают в ней символический характер, и как такие функционируют в социальной системе. Именно такая специфика религии дает возможность некоторым из религиоведов (прежде всего, представителям мифологической школы) утверждать, что есть религии, которые не столько представляются (то есть связанные с определенными мировоззренческими конструктами), сколько «витанцьовуються». Следовательно, между религиозным сознанием и религиозным действом существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное как социальная форма объективизации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, которые организуют определенные мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Именно это придает им духовно-практический характер.
Культовая система имеет сложную, в некоторых религиозных системах не достаточно развитую структуру. Самым распространенным ее элементом является обрядовая практика. Обряд - это совокупность стереотипных действий, установлен ст обычаю и традиции определенной соціоетнічної общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Из многих соціорегулюючих функций, которые выполняет в культуре обряд, значительными являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. Несмотря на то, что в культуре есть внушительный арсенал транслятивних действий и механизмов, именно обряд выполняет эти функции в случае необходимости особых средств взаимодействий и особых санкций. За это значительную роль играет эмоциональный сторону обрядового действа и его нормативный характер, что связано с произведенным сообществом регламентом обрядового действа и общественных санкций. Все обрядовые действия носят символический характер. Именно через это иногда и весь обряд можно рассматривать как разновидность символа.
Существенным моментом также является то, что религиозный культ базируется на вере в наличие между человеком и предметом веры возможности установления определенных взаимоотношений. Наверное, древнейшей формой такого «вертикального» связи были умилостивлювальні действа, начиная с примитивных жертвоприношений и кончая высокодуховными молитвами. Молитва - это вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Религиоведы утверждают, что эта практика сложилась на почве языческих заклинаний, заговоров как элемент магии слова. Вот почему до сих пор существенным в традиционных религиях (как буддизм, католицизм и православие, ислам и т.д.) есть четкое и неизменное проговаривание (рецитація) текста молитвы (мантры), даже на архаичной форме языка.
Самую сложную структуру культовой системы и действа имеют развитые зрелые формы религий, которые включают длительные богослужения, совершения особых обрядов - таинств, поклонение святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов и т.д. Все эти действия формируют богослужебную канон, который имеет неизменную, догматически дотримувану форму и нормирует проживания прихожанами каждого дня жизни, «годового круга», «седмичного» (то есть недельного) круга и т.д. (см. Христианство). Здесь значительную роль играет эстетическая сторона богослужения, который в свою очередь тоже регулируется канонам вероучения. Как отмечают исследователи религии, в процессе богослужения с помощью культовой практики в сознании прихожан воспроизводятся определенные религиозные образы, символы, мысли, возбуждаются определенные эмоции. И как результат негативные эмоции трансформируются в положительные: исчезает состояние подавленности, беспокойства, неудовлетворенности, внутреннего дискомфорта, зато приходят чувство облегчения, радости, спокойствия и умиротворения, прилив сил и т.д.
Религия как тип «горизонтальной» связи. Мы уже отмечали, что главной функцией религии является осуществление связи с Абсолютом и внутри общества, вне экономического регулирования общественных проблем. Именно «горизонтальный» связь членов сообщества позволил состояться религии как социальному институту, что отразило процесс институционализации религиозных культовых систем. (Социальный институт - это исторически создана стала форма упорядочения совместной деятельности людей.)
Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, в которых воплощаются те или иные религиозные представления. На ранних стадиях культуры человечества, когда культовые действа совпадали с материальным производством и общественной жизнью вообще, круг их участников включало всех членов социума, было ему тождественным. Именно культовая практика давала возможность отра-кремлювати одно сообщество от другого. В самом культовом действе принимали участие все члены социума (первобытной общины) на равных основаниях, а дифференциация их функций осуществлялась по статевовіковим принципу. Но с усложнением общественной жизни происходит специализация людей, которые играют более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах выделяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, маги, шаманы, волхвы и т.д. Они создают специализированную профессиональную группу по проведению и организации обрядов. И если сначала (например, в Древней Греции) такие люди просто избирались из членов общины, то со временем, в процессе институционализации религии - с одной стороны, и усложнение социальных связей - с другой, начинают формироваться организации служителей культа - жреческие корпорації. их формирования глубоко специфическое в различных культурных регионах: от избрания или посвящения добровольного отречения от светской жизни и происхождения из замкнутой касты. Но и на этом этапе религия еще не предстает как независимый, самостоятельный социальный институт.
Лишь на определенной стадии развития и усложнения культурной и социальной жизни создаются ситуация, когда религиозные группировки не могут функционировать в пределах синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.
Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Все это достигается через осуществление ряда функций:
• выработка систематизированного вероучения;
• разработка системы его защиты и оправдания;
• руководство и осуществление культовой деятельности;
• осуществление санкций и контроль за исполнением религиозных норм;
• поддержание связей со светскими организациями, государственным аппаратом и т.д.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания деятельности и религиозных отношений. Решающую роль здесь сыграло выделение устойчивого социального слоя, который противостоял основной массе верующих - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения масс прихожан. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Его внутренняя структура составляет организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из них в свою очередь связано с формированием социальных организаций, которые тоже имеют статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющие и управляемые подсистеме-темы. Регулирование этих отношений осуществляется с помощью так называемых организационно-институциональных норм, которые содержатся в различных уставах и положениях о конфессиональные организации.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, харизматический культ и деноминация. Взаимоотношение различного типа религиозных организаций приводится в таблице № 1. Надо только отметить, что, как и любая другая классификация, эта носит достаточно условный характер, поскольку реальное общественная жизнь представляет собой более сложную и постоянно изменяющуюся структуру, где идут непрерывные церковнотворчі и сектотворчі процессы.
Подводя итог, можно сделать вывод, что развитые религии представляют довольно сложное структурное образование, которое включает в себя три основных элемента: религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Плотно связанные и взаимодействующие между собой, эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляются в процессе их функционирования в синхронічному и диахроническом аспектах. И перед тем как перейти к рассмотрению конкретных исторических религиозных систем, рассмотрим функцию и роль религии в обществе (тезисно) и стадии развития религии.
Таблица. Классификация религиозных организаций
| Церковь | Деноминация | Секта | Культ |
Пример | Римский католицизм. Англиканская церковь. | Методизм. Конгрегаціалізм. | Свидетели Иеговы. "Христианские науки " (ранний период) | Отца небесного; Храм; Церковь Единения |
Источник членства | Все или большинство членов общества отданы церкви. | Набор путем обращения в веру детей членов общины; в некоторой степени обращения новых людей. | Братство преданных верующих; обращение в веру на основе убеждения. | Братство преданных верующих; обращение в результате эмоционального кризиса. |
Отношение к государству и другим религиям | Плотно связана с государством и нерелигиозными организациями. | В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру. | Выступает против других религий, а также государственных и светских органов власти. | Отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти. |
Тип руководства | Профессиональные святоши, которые работают полный рабочий день | Профессиональные святоши | Непрофессиональные лидеры, имеющие слабую подготовку | Харизматические лидеры |
Тип вероучения | Формальная теология (богословие) | Терпимость к разным точкам зрения и споров | Провозглашение чистоты вероучения и возвращение к передвічних принципов | Новые принципы; откровение и проникновение в духовную сущность |
Привлечение членов | Сведено к минимуму или и вовсе не нужно для многих членов. | Незначительная вовлеченность, разрешается иметь и другие обязательства | Необходимо глубокое чувство преданности | Необходима полная преданность |
Тин религиозного действа | Наличие ритуалов и сложной системы культовой практики | Наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность | Глубокая эмоциональность без строгого культа | Глубокая эмоциональность и создания нового символического культа |