Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний

Философия: проблемы, роль в жизни общества

В глубокой седой древности, задолго до появления физики, химии, биологии и других отраслей знаний, возникла философия. Происходит понятие философия от греческих слов філео и софия, что в переводе означает любовь к мудрости. Можно полагать, что философия возникла просто из потребности поразмышлять от безделья. Так иногда в обыденной жизни и употребляется понятие. Когда хотят оборвать ненужные разговоры собеседника, ему говорят: «Брось философствовать». И не случайно. В период Киевской Руси, в древности, в античности, Средневековье, в период господства богословия, философия часто превращался в никчемную, пустопорожнюю говорильню. Философия использовалась для того, чтобы обосновать всякие религиозные, фантастические представления. Такое понимание философии могло только унизить ее, и слово философствования, что ганьбило науку, осталось как память. На самом же деле, конечно, философия как наука не имеет ничего общего с такими рассуждениями о философии. Ведь не зря философия возникла раньше многих других знаний, как только человек начал серьезно размышлять об окружающем мире, о происхождении человека, создание необходимых для жизни вещей.

Следовательно, философия, как и всякая другая отрасль знаний, возникшая из глубоких потребностей познать и практически влиять на окружающий мир. Конечно, дело не просто в какой-то пустой любознательности, в стремлении поумничать. Человек, пробужденный потребностями практически овладеть силами природы, начала с давних времен основательно задумываться о природе и ее законах, о своей жизни, пытаясь проникнуть в корни окружающей ее действительности. Повседневно перед человеком вставали вопросы: вечно существовал мир, когда мир возник и как именно возник? Если мир вечен, то всегда ли мир такой, какой есть? Что же составляет многообразие природных явлений: возникло явление с какого начала какого-то единого строительного материала, каждое явление природы состоит из особого вещества? Есть ли какой-то порядок, закономерность в природе, мире? Вопросов множество. На самом деле, вопросы имеют чрезвычайно важное, жизненное значение для человека. Без ответа на них трудно ориентироваться человеку в окружающих явлениях и осмысливать их. Следовательно, тот или иной мировоззрение возникает сложным путем и имеет разные причины. И ясно одно: уже в сравнительно раннюю эпоху перед людьми, всем их жизнью, их взаимоотношениями с природой, положением в обществе порождаются сложные вопросы о сущности мира, о силах, которые управляют миром, и т.д.

В философии нельзя подходить с общими мерками, что сформировались в сознании при изучении философских наук. Подход к философского знания с использованием критериев и стандартов, которые сложились при изучении естественных и некоторых общественных наук, может привести к редуцирования (сведение) философии к отдельным областям знаний, наук. Между тем философия - специфический вид знания, имеющей свой предмет познания, свои проблемы, которые не сводятся к отдельным наукам. Специфической является и ее язык. Специфические методы и средства исследования. Своеобразные доводы, аргументация, характер дискуссий и функций философии в культуре. В чем же специфика философского знания? Когда в практике научного исследования нужно определить специфику какой-либо сферы интеллектуальной деятельности, например, науки, на помощь приходит философия. Такое же задание, но общее, и решается в рамках исследований, которые именуются как философия различных областей знания: философия науки, философия искусства, философия права и др. В исследованиях устанавливают пределы того, что осуществляется философствования, и ее возможности. Художник или юрист оставляет в стороне внешние вопросы: «Что же есть искусство?», «Что есть право?», потому что вопрос абсолютно внешнее, то есть не внешнее относительно того или иного типа мышления, а внешнее по отношению к мышлению вообще. Философия присутствует везде, где живет Мысль. Поэтому философия вынуждена заниматься самоопределением. Философ размышляет не только о сознании художника, ученого или юриста, но и собственное сознание. Такое размышление является рефлексией.

Конечно, втиснуть значение слова философствовать в семантические рамки мыслить - значит сказать очень мало. Философия - это нечто определенное, хотя и менее определенное, чем что-то другое. Ответить на вопрос «Что такое философия?» непросто. Вообще ответить на вопрос - значит, устранить, уменьшить неопределенность. Определить философию - это определить, с какой поры начинается, а где, после какого предела уже не философия. Как выяснить эти пределы для философии? Для чего же определять философию, как не для того, чтобы научиться философствовать? Не проще ли указать тексты или речи и сказать: вот это и есть философия. О текстах можно сказать: это результат философствования, а о речи - это философия в действии. В этом смысле философию можно было увидеть и услышать на площадях древних Афин. Вокруг Сократа, который вел беседу с кем-то из софистов, собирались его почитатели, чтобы послушать философствования. Возможно, философию ждет возвращение к такой форме бытия, ведь книгу уверенно теснят более мобильны и живые средства коммуникации. Введение в философию через демонстрацию ее действа - это было всегда. Этот путь проходил каждый, кто становился философом, и другого пути, более легкого и короткого, просто нет. И все же можно назвать признаки, характерные для философского стиля мышления. Это основательность. Философ смотрит в корень культуры, в фундамент строения мира. Его интересуют глубинные основы. Но основы чего? Это сложный вопрос. Ведь любое объяснение - научное, техническое, педагогическое и другое - является определение основы.

Какую основу имеет в виду философ? Чтобы философ начал дело, то уже должно произойти. Кто-то другой должен уже что-то начать. Кто-то, кто конкретно рассуждает и своим

рассуждением создает определенную сферу, контекст, предметное поле, находится внутри такой сферы, формирует вопросы и пытается на них ответить. Философ находится вне ее, спрашивает не о том, что существует или происходит в сфере, а о саму сферу. Постичь геометрию, то есть научиться доказывать теоремы и решать задачи, не является тем самым, что ответить на вопрос «Что есть геометрия?». Когда Иммануил Кант размышлял над вопросом «Как возможна математика?», не имел в виду технику решения математических задач. Философа интересует и тот, кто размышляет, пытается понять ситуацию. Философ напоминает человека, который наблюдает за телезрителем. Человек, увлеченный телепередачей, не видит телевизора, вообще ничего не замечает, полностью захвачена особой реальностью. Для того же, кто наблюдает за ней, ситуация другая: определенный человек (субъект) воспринимает определенное произведение (объект) в определенных условиях. Так, физик - экспериментатор решает проблему: существует элементарная частица, предусмотренная теорией? Биолог пытается установить, действительно ли в известном озере живет существо, о которую распространяются невероятные слухи. Антрополог обеспокоен вопросом о существовании «снежного человека». Все специалисты имеют дело с конкретными ситуациями, в которых возникают вопросы о существовании. Философ размышляет над вопросом, а что же именно означает: существует или не существует? Что же означает существование вообще, безотносительно к конкретному объекту?

Философ, который размышляет над глубинными основами, в глазах практичного человека кажется вычурным. Иногда философа считают наивным - ведь часто серьезно задумывается над тем, по поводу чего ни у кого обычно не возникает вопросов из-за, казалось бы, полную ясность предмета. «Что есть время?» - спрашивает философ. Практичный человек указывает на часы: о чем тут рассуждать? За время согласовываем действия. Когда назначаем свидания, полезно сверить часы, чтобы прийти куда следует в назначенное время. Философ не отвергнет такой ответ, а только разовьет это представление,

ухватившись за выражение «за время согласовываем». И получится, что время - абсолютная, непрерывная продолжительность. Весь мир будто погруженный в реку времени, а само время полностью отделяется от мира, существует независимо от окружающих. А другой философ начнет возражать, скажет, что время неотъемлемый от субстанции мира. И предложит такое рассуждение: представим, что предмет последовательно переходит из одного состояния в другой, потом в третий и т. д. Эта изменчивость предмета и означает время. Время сам собой, то есть вне предметами, меняются, не имеет смысла. В мире нет изменений - нет времени. Третий философ начнет доказывать, что время - явление субъективное. Человеческому сознанию присущи формы упорядочивания информации. Время где одна из таких форм. События, нанизувані на стрелу времени, творят историю. Возможны и другие представления о времени. Но само время является глубинной основой, чем-то предельным. Выясняя глубинные основы бытия, философ пытается понять суть единичных вещей, их связь с природой как целым, общим. Главная цель познавательного процесса - это поиск истины, смысла любого бытия на основе критического и скептического осмысления чего-либо сущего, данного. Центральное место в философских исканиях, философствовании занимает человек как субъект деятельности, ее происхождение, сущность, назначение и смысл ее бытия. И здесь - главный смысл и предназначение философии.

Стремясь выяснить предельные основы бытия, философия в отличие от религии и мифологии, опирается на знания. Но любая наука получает знания и оперирует ими, например физика, история и др. Все дело в природе знаний. А природа знаний разная. У человека есть знание о конкретных вещах, которые чувственно воспринимаются, их свойства, отношения, то есть сведения малой степени общности. Есть знания с высокой степенью общности, что отражаются в системе понятий и категорий. По объему знания имеют разные признаки, свойства и взаимодействие вещей материального мира. Философия - это составляет ее вторую особенность - оперирует предельно широкими, универсальными категориями, выводами и обобщениями: причинность, сознание, вещь, отношение и др. Эти выводы и положения по характеру общие, а следовательно, имеют неопределенность, что компенсируется тесной связью философии и науки. За много веков существования философия накопила опыт использования универсальных понятий, сформировала эффективные методы оперирования ими. Философия стремится вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, привлечь высокими идеалами, обосновать путь к общечеловеческим ценностям. Здесь цель религии и философии сближаются. С возникновением философии начинается поиск гармонии научно-теоретических знаний о мире с жизненным опытом людей, их идеалами, надеждами. Итак, философия есть попытка органично отразить научно-теоретические и практически-духовные аспекты жизни человека и понять мир как целостный и единый организм. Это третья особенность философского знания.

Особенность философского знания, в отличие от знания социально-научного заключается в многозначности философских идей. Идеи могут осмислюватись и развиваться в разных направлениях. Все здесь зависит от глубины понимания философских идей, интересов и предпочтений философии. Так, из философии Джона Локка сделали разные выводы: Джордж Беркли - субъективно-идеалистические, французские мыслители XVIII в. - материалистические. Фактически, из философских идей Иммануила Канта, Георга Гегеля и других представителей немецкой классической философии выросли почти все современные философские знания. Понятно, что философское знание во мерное, не рождается и не развивается линейно, а во многом связано с творческим, критическим осмыслением достижений и форм философствования прошлого и современного. Не случайно философскому знанию присуща черта - сомнение. Уже древние греческие скептики (Піррон и др.) призывали: не верить глазам, ушам, слову и все подвергать сомнению.

Разумная доля скепсиса есть в философии - важнейшее условие ее собственного творческого развития.

Философия и возникла как наука, пыталась дать ответы на выдвигаемые жизнью вопросы. Именно этим объясняется то обстоятельство, что философия появилась уже в глубокой древности и раньше других знаний.

Философы Древнего мира стремились как бы единым взглядом охватить все явления и процессы природы и объяснить их основные причины и законы, которым подчиняются природа и мир. Это стремление полностью закономерно. Люди в повседневности жизни имеют дело, конечно, не с миром, а с отдельными явлениями природы, общественной жизни. Каждое явление является частью целого. Поэтому если известно целое, то легче познать его проявления. Скажем, если известно общий закон, по которому идет какая-то болезнь у всех людей, то тем легче лечить каждого отдельного человека. Если знаем то общий закон, по которому - если взять другое - Земля притягивает к себе все тела, то нетрудно понять и объяснить каждый случай падения тела на Землю. Вот такой огромной ролью знания полного, общего и объясняется возникновение философии как особой науки. Философия и возникла как наука, пыталась дать ответы на вопросы повседневности. Понятно, что потребности производства, техники, жизни общества требовали конкретных знаний о природе, окружающем мире. И философия идет с жизнью.

Тысячелетний путь развития философии не легкий и гладкий. В истории философии, в ее развитии есть и подъемы, и падения, и противоречия. Вся история философии, связь ее с жизнью проявляются достаточно четко, внятно, понятно. Если философия есть мировоззрение, если составляет сгусток знаний и опыта каждой исторической эпохи, то естественно, что философия отражает интересы определенных социальных общностей, общественных сил, идейность общественных сил, обобщая их отношение к миру, их стремление и цель. Тем-то такое определение философии показывает естественное понимание ее как царства Разума, царства Мудрости, что накапливается веками. Ученые считают, что зарождение философии произошло где-то в VI - V вв. до н. э. За прошедший период философия накопила много знаний о строении космоса, о характере и методы познания человеком окружающего мира, о том, что есть добро, красота и др., что носителями знаний являются люди, которые имеют репутацию мудрецов.

Философское знание отличается от научного, прежде всего, национальным характером философии: философия всегда является философией отдельного народа. Понятно, что нет и не может быть китайской или японской математики, американской или английской биологии. Но полностью правомерно говорить об особенностях немецкой, французской, украинской философии, поскольку рождение и развитие философских идей осуществляется в конкретных исторических условиях, имеет свой национальный почву. Так, украинская философия жизненным корнями входит в плоть и кровь украинского народа. В ней выражается душа народа, его внутренний духовный опыт, сокровенные мечты и надежды. Из глубин народного самосознания духа, нравственного опыта поколений украинская философия сформировала выводы: что ценность человеческой жизни абсолютна, что эксперименты, насилия, унижения достоинства личности, отсутствие свободы недопустимы. Именно здесь источники учения Григория Сковороды о «сродности труда», «горной республики», «философии сердца» Памфила Юркевича и др., что отражают кордоцентризм, антеїзм и екзистенційність украинского мировоззрения. Важная особенность философского знания - особый характер. Индивидуальные особенности философа, личности, образ жизни неотъемлемые от стиля и манеры философствования. Философ, который творчески, вдохновенно работает, как и настоящий писатель, художник, музыкант, - уникальный. Никто, кроме Аристотеля, не смог бы написать «Метафизику», а вместо Иммануила Канта - «Критике чистого разума».

Итак, многие черты философии отличают ее от всех других форм деятельности общества и позволяют сделать вывод: философия является качественно новым, специфическим духовным образованием, опорой которого выступают знания и рациональная деятельность человеческого мышления. Именно это отличает философию от религии и мифологии.