Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний

ПРЕДИСЛОВИЕ

С началом XXI века значительно усложнилось жизни общества, структурно и функционально изменился учет миру, обострились глобальные проблемы, общие проблемы общественного развития, осмысление которых имеет важное значение для изучения качественных преобразований современного мира. На современном этапе каждый человек поставлена динамизмом противоречивого мира в сложные условия социальной жизни. Растущее напряжение, связанное с изменением ценностных ориентаций, необходимостью поиска и быстрого нахождения решений, стрессовые ситуации - все это проблемы человеческого бытия, сохранения и развития личности, ее внутреннего мира, формирования личности, ее социализации духовного роста.

Современный этап развития характеризуется обращением к гуманистическим идеям: поворот к человеку, его потребностей и интересов. Профессиональная подготовка и воспитание особых качеств человека ставит перед наукой требования формирования личности, ее социализации духовного роста. Современность ставит перед человеком необходимость разумно, рационально и ответственно относиться к окружающему миру, к собственных интересов, потребностей и дел. Каждому человеку нужно уметь сознательно ориентироваться в реальности, определять место в обществе и мире, искать решения проблем реализации потребностей и интересов. Способность и способность разумно мыслить не формируются автоматически, их необходимо отрабатывать в процессе изучения социально-гуманитарных наук и прежде всего философии - теоретически сформулированного мировоззрения, системы самых общих теоретических взглядов на мир и место человека в мире.

В учебнике отражено стремление на основе положительного опыта отечественных и зарубежных философов, чтобы не блуждать в лабиринтах новых общественных процессов, раскрыть важнейшие проблемы с учетом реальности развития образования, науки, культуры, дать элементарные понятия логики, этики и эстетики составляющих философского учения, выяснить источники религии и вероучения, правильно сориентироваться, понять смысл существования. Это - важнейшая черта учебника. Другой чертой является стремление учесть специфику высших учебных заведений с целью более глубокого осознания молодежью методологии познания действительности. Ведь назначение философии - находиться в оппозиции к эмпирической социальной действительности, видеть несовершенство мира повседневной реальности, общественных отношений, разрушать устойчивые стереотипы, искать пути гармонизации человека и окружающего мира.

Философия имеет многовековой опыт критически-рефлексивного анализа суспільнозначимих ценностей и жизненных ориентаций. Во все эпохи философы стремились решать проблемы бытия человека, снова и снова возвращаясь к вопросу, что такое человек, в чем суть и смысл бытия, как ей жить и на какие ценности ориентироваться в периоды кризиса обычного образа жизни, в эпоху перехода от одних жизненных стандартов к другим. История культуры и история философии свидетельствуют, что в переломные периоды истории философские знания и философская деятельность приобретали наивысшего значения. Дело в том, что крутым поворотам истории, политическим переворотам, как правило, предшествуют качественные изменения в философском сознании общества. В XVII в. во Франции, в XIX в. в Германии и в другие периоды философия помогает человеку глубоко осмыслить логику событий, своеобразие новой ситуации, выработать новое отношение к миру. Конечно, философия, как и искусство, сама собой не

может спасти мир, но мир не спасется, если не осуществится глубокое, в том числе и философское, осмысление тех угроз и надежд, что доминируют в мире. Бесспорно, нужны всесторонние фундаментальные знания о мире, оптимальные пути экономического, политического и культурного развития. Но задача не в дифференциации, а в интеграции знания, сочетании знаний с гуманистическими ценностями. А это есть мудрость, которой учит философия. В Библии это называется добрым умом, т.е. умом, сочетающимся с гуманностью.

В учебнике авторы не только пытались реализовать идеи познания мира и человека, но и исходили из того, что философия - форма общественного сознания, имеет свою специфику, предмет, категории и методы познания. Признается тот факт, что философия плюралистична. Ни одна философская школа не может заявлять о монополии на истину. Плюрализм становится здесь способом реализации многоплановости осознание специфики философии как самостоятельного фактора духовной жизни общества. Философский плюрализм - результат неоднозначного отношения и понимание человеком мира. Методологическая концепция плюрализма в философии имеет объективные основания, поскольку пути движения к истине разные. Плюрализм - убедительное средство преодоления господствующего в философии десятилетия - центризма. Центризм - серьезный методологический барьер, что не только блокировал научную реконструкцию истории философии, но и способствовал деформации всей истории. Вот почему, приступая к изложению некоторых вех истории философии, приходилось начинать не с самих историко-философских фактов, а из своеобразной расчистки методологического почвы для понимания фактов.

Современная философия является обобщенной философской мыслью человечества, основывается на опыте теории и практики, добытому в лоне каждой национальной философии. Общечеловеческие приоритеты и ценности являются идейной основой современной философии. Одной из фундаментальных предпосылок изучения философии становится вхождение каждого человека, в частности молодежи, в общекультурный кругозор. Философия - сфера духовной свободы, присущее многообразие подходов, методологий, теоретических построений, что находит плюралистическое отражение и в учебном курсе. Учебник - это не совокупность готовых истин, а лишь общие подходы к ним, которые сложились в мировой философии. Истину человек должен постичь сам, осмыслить тернистый путь до нее собственным умом, упорным и вдумчивым трудом, научиться смело высказывать и защищать собственную точку зрения, а это требует самостоятельных размышлений, осознанных, а не навязанных извне взглядов и представлений. Известный философ Иммануил Кант подчеркивал, что насколько человек должен отвечать за свои слова и действия, настолько человек должен философствовать. Освоение основ философских знаний помогает студенту стать не просто узким специалистом в определенной области, а специалистом, который умеет мыслить и действовать самостоятельно.

Авторский коллектив исходит из того, что изучение курса философии должно вестись в соответствии с логикой курса, системы философского знания. Большое внимание уделяется внутренней логике построения учебного курса. Первый раздел начинается с выяснения природы мировоззрения, особенностей философского мировоззрения, характера философских проблем, предмета и метода философии, структуру философского знания и ее социальных функций. Далее выясняются основные положения национальных философских школ. С учетом новых потребностей впервые в украинских учебных пособиях по философии большое внимание уделяется анализу восточной философии: китайской, индийской, японской, арабской, турецкой. Опровергая мнение о том, что Украина не имеет в своей культуре собственной философии, в учебнике рассмотрены источники, истоки украинской философии. Это культура Киевской Руси. Ведь именно там закладывались основы письменности, языка, истории, литературы, мировоззрения. Содержание и суть отечественного и мирового историко-философского процесса освещены с методологической позиции, что позволяет учитывать конкретно-исторические условия жизни и деятельности философов, социокультурные, цивилизационные, религиозные и материальные факторы жизни общества. Далее даются краткие сведения из курсов логики, этики, эстетики и религиоведения, вытекающие из основ философии.

Учебник ставит целью оказать помощь всем, кто интересуется современным положением и развитием философии, логики, этики и эстетики, основ религиоведения, раскрыть специфику философских подходов к решению различных актуальных проблем современности. Конечно, учебники по философии, логики, этики и эстетики имеют общий недостаток: в них подается уже готовая сумма знаний - результат философствования. Однако интерес представляет не только результат, но и путь осуществления мыслителем выяснения проблемы. Авторы пытались передать специфику и особенности философского творчества. Много разделов учебника подан как рассуждения о какой-либо проблеме, сформулированы основы логики, этики и эстетики, основы религиоведения, освещены различные соображения, суждения о тех или иных проблемах. Авторы стремились рассуждать о философских проблемах так, чтобы разрушить представление о философии как перечень застывших и неизменных истин. Философия была, есть и, надеемся, будет не монологичным, а полифоническим явлением духовной жизни общества.

Авторский коллектив не претендует на исчерпывающее изложение и раскрытие всех проблем философских знаний, а потому с благодарностью воспримет замечания, направленные на улучшение учебника.