Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний

Проблемы и средства познания в философии

Философия есть наука об общих закономерностях, которым подчинено бытие, то есть природа и общество и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, определяется экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии является проблема взаимодействия мышления и бытия, сознания и материи. Любая философская система представляет конкретно развернутое решение проблемы, даже если основной вопрос в ней прямо и не формулируется. Если понятие философия впервые встречается у Пифагора, то Платон впервые определил философию как особую науку. Философия объединяет всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что является полностью естественным для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В процессе развития общественно-производственной практики и накопления знаний идет оттачивание отдельных отраслей знаний во философии и выделение ЕЕ в самостоятельную науку. Философия возникает из необходимости формирования общего, общего взгляда на мир, исследования общих совместных источников и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. И вопрос о взаимодействии мышления и бытия выдвигается на передний край, потому что то или иное его решение лежит в основе философии, в основе метода и логики познания.

Философская проблема - это затруднение, в которое попадает человек, наблюдает и осмысливает жизнь, проблема не сугубо умственная или теоретическая, а жизненная, или, как еще говорят: экзистенциальная. Проблема волнует человека, то есть захватывает человека полностью, его чувства, волю. А это означает, что человек включена в жизненные ситуации, которые наблюдает. Можно сказать, что человек наблюдает саму себя. Получается, что философия - сосредоточенное созерцание человеком его собственной жизни. Возникают вопросы по поводу трех отношений: Я и Бог, Я и другой человек (общество), Я и природа. Итак, Человек, Бог, Природа, общество - это главные проблемы философии.

Философы разных эпох неизменно обращались к человеку, его природы, содержания действия ее жизни, смерти и бессмертия. Проблема Человека занимает центральное место в философии. Века философы анализировали природу и возможности человеческого разума, особенности ее чувств, сочетания биологического и социального в человеке, а также различные проявления его духовного мира: язык, познание, мышление, искусство и др. Эти проблемы воплотились, отразились в ряде философских сочинений: Аристотеля «О душе», Рене Декарта «Страсти души», Людвига Фейербаха «Против дуализма тела и души, плоти и духа», Владимира Соловьева «Чтения о боголюдство», Альбера Камю «Человек мятежная». Не обошли ее и украинские философы: Григорий Сковорода, Памфіл Юркевич, Иван Франко и др. С момента возникновения философии ученых интересует природа: как возникли Земля, Луна, Марс и другие планеты, какие причины лежат в основе их развития, можно существующую разнообразие вещей свести к начальным истокам и др. Внимание философов было сосредоточено не на случайностях, а на общих принципах существования и развития природы. Еще в Древней Греции философ Аристотель в сочинении «Метафизика» подчеркивал: философия исследует в природе «причины и начала, наука о которых есть мудрость». Другими словами, но, по сути, тот же неугасимый интерес философии к тайнам природы пишет английский философ Томас Гоббс. Предметом философии, или материей, о которой философия трактует, является всякое тело, возникновение которого можем постичь научными понятиями и которое мы можем в любом отношении сравнивать с другими телами. Не ослабевает интерес у представителей различных философских направлений к вопросам общественной жизни людей: моральных, правовых (справедливости и свободы, власти и собственности), экономических проблем, проблем рационального государственного устройства.

Современная философская мысль осмысливает пути дальнейшего познания мира и человека, реализации актуальных для человечества проблем: сохранение земной цивилизации, улучшения биосферы, устранение межнациональных конфликтов и т.д. Используя средства массовой информации, прессы, философы анализируют логику событий, предлагают методы и пути реализации насущных проблем. Главные проблемы: Человек, Природа, общество, - хотя и существовали в философии всегда, имели в разные периоды истории разную значимость. Философия Средневековья геоцентрическая, ее основная идея - бытие Бога. С XVII в. акценты смещаются: в центре - природа, доминирующим типом мировоззрения становится натурализм, а популярным понятием - естественное. Круг интересов современной философии (при всем разнообразии) составляет прежде всего антропологические проблемы, философия занимается людинознавством. Тема гуманизма, или проблема человека, - вот главная ее забота. Философствования передвигается в сферу этики. Это интересное чередование тематических приоритетов явно прослеживается в изменении методологических основ правоведения, в изменении идеалов, на которые ориентируются реальные правовые системы. Для Средневековья идеалом считалось Божественное право, а с XVI в. - право естественное. В современных условиях - идея прав человека.

Что можно сказать о человеке в общем смысле, имея в виду две другие категории: Бог и Природа? Здесь важно отметить одну принципиальную трудность. Определив понятия: Человек, Природа, общество, Бог, называем их главными для философа. Понятие - предельно общие. Это мышление. А мыслям должен что-то отвечать реально. Понятно. Как же тогда быть с реальностью? Что же стоит за понятием Бог? Есть же основания говорить здесь о реальности? Но можно поставить другой вопрос: а в чем, собственно, с таким понятием проблема? Почему реальности, стоящие за понятиями Человек и Природа, несомненные? Ответ предлагается такой: вопрос о реальности - это не вопрос логики или эксперимента, это - вопрос культуры. Есть очевидности, в которых убеждаемся не только, есть знания, что даются не в результате личных усилий. Если постигаем с помощью собственного ума, то только потому, что опираемся на пережитое, на начало познания, т.е. в смысле «до или перед восприятием, постижением» как условия возможности рассуждения. Такие восприятия выдвигает сама культура. Так вот, культура, которая создала Бога как самую очевидную ясность, отодвинута в прошлое, канувшее в Лету. А соответствующее понятие осталось. Умственно ним оперируем, а экзистенциально, то есть на уровне безотчетного для сознания проживания, когда человек как целое наполнена верой в Бога, уже мертва. Поэтому-то и возникает проблема реальности.

Материалистическая культура полностью обходится без понятия Бог. Здесь триада предельно редуцирована, то есть упрощена, сведена к Природе. Только Природа по-настоящему реальна, все остальное - ее продукты. Это означает, что материя, развиваясь, породила человека, а человек придумал Бога. Итак, отталкиваясь от Бога, получаем в завершение процесса создания человека. Отталкиваясь от Природы, получаем Бога. Опять-таки на завершение, но в завершение процесса развития - как выдумку человека. Если отталкиваться от Человека и никуда не двигаться, то божественная и природная суть ее основные свойства - два неразрывных начала. Человек находится между Богом и Природой. Здесь под естественным понимается не только ограничено в пространстве материальное тело человека, но и животное - ее поведение, вообще ее причастность к предметному миру или, образно говоря, жизнь хлебом. Это жизнь побуждает человека постигать Природу, создавать различные орудия, приобретать необходимые знания. Божественное в Человеке - это духовное. Христианское учение символизирует божественное и естественное различными противоположностями, в частности, небесное - земное, верх - низ. Как природное существо, Человек является сущим от земли, или рожденным от плоти. Но чтобы стать настоящим Человеком, ей надо родиться, приобрести духовности.

Следовательно, предметом понимания философии является Человек, Природа, общество во всех ипостасях и во взаимодействии всех объектов. В процессе исторического развития предмет философии ее исследования стал Человек, его отношение к природного и общественного мира. А поскольку в сознании человека, природы и общества философия, как справедливо заметил Александр Герцен, «держится во всеобщности», то предмет философии можно определить: философия изучает общее (под общим понимают закономерная связь вещей и процессов в составе целого, в таком случае Мира) в системе Человек - Мир. Каждая из сторон подсистемы - Мир и Человек - подразделяется на уровне взаимодействия между сторонами - на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, предметно-преобразовательный. Предмет философии охватывает всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее полное бытие человека в обществе и окружающей среде.