РАЗДЕЛ 8 ВИДА ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА
8.4. МЕТРОПОЛИТЕН
Общие сведения о метрополитенах
Метрополитен - электрическая железная дорога, предназначенная обычно для перевозки
пассажиров. Он является самым удобным, безопасным и экономичным видом городского
транспорта. Линии метрополитена подразделяются на:
•
подземные (мелкого и глубокого заложения);
•
наземные, размещаемые на поверхности земли;
•
надземные, располагаемые на эстакадах.
Принципы устройства и эксплуатации метрополитенов и железных дорог во многом
аналогичные. В метрополитенах такая же ширина колеи, как и на магистральных железных дорогах.
Работа метрополитенов выполняется в строгом соответствии с графиком движения
поездов. Здесь также действуют Правила технической эксплуатации метрополитенов,
Инструкция по сигнализации, инструкция по движению поездов и маневровой работы. Для
управление отдельными отраслями хозяйства в метрополитенах есть службы:
перевозок, подвижного состава, пути, сигнализации и связи, электроподстанций и
сетей, тоннельных сооружений, санитарно-техническая, ескалаторна,
материально-технического снабжения. Вместе с тем, в метрополитенах сравнению с
железнодорожным транспортом есть некоторые отличия в расположении линий в плане и
профили, в длине гонки (они незначительной длины), в габаритах подвижного
состав, устройствах пути, энергоснабжении и т.д. Габарит подвижного состава, за
пределы которого не должна выходить ни одна его часть, имеет ширину 2700 мм и высоту
3700 мм.
Станции метрополитена размещают в местах образования пассажирских потоков - на
площадях, пересечениях автомагистралей, возле железнодорожных и речных вокзалов,
стадионов и парков, крупных предприятий, на пересечениях линий метрополитена между
собой и с линиями железных дорог. Станции проектируют обычно с островными
платформами длиной, превышающей расчетную длину поезда на 4 м, и
шириной 8-12 м в зависимости от глубины заложения. Расстояние между осями путей метрополитена
с учетом требований габаритов должна быть не менее на перегонах двухпутных
линий на прямых участках: в тоннелях - 3400 мм; на мостах и эстакадах - 3700 мм;
на наземных участках - 4000 мм; в пунктах поворота вагонов - 4000 мм. На
кривых участках при условии вписывания подвижного состава расстояние между осями
смежных путей и между осью пути и габаритами приближения строений и оборудования
устанавливается в зависимости от радиуса кривых и возвышения наружного рельса над
внутренней.