РАЗДЕЛ 8 ВИДА ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА
8.3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ ТРАМВАЕВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ
Опыт ряда стран Европы свидетельствует, что срок использования трамвайных вагонов,
при условии проведения необходимых ремонтно-восстановительных работ, может составлять
30-35 лет.
их
изготовление, ремонт и модернизацию можно качественно проводить на производственных площадях
коммунальных предприятий, например, КП «Киев-пасстранс» с привлечением потенциала
промышленных предприятий Украины.
Учитывая техническое состояние, подвижной состав разделен на пригодный для восстановления
и такой, что содержится в рабочем состоянии до списания. Ремонтопригодность
определяется остаточным ресурсом кузовов, тяговых систем, надежностью конструкции
в эксплуатации и возможностью дальнейшего использования унифицированного оборудования.
По этим критериям наиболее ремонтопридатними среди трамваев признано вагоны
Т-3.
Изготовление трехсекционных трамваев на собственной производственной базе с использованием
кузовов имеющихся вагонов, вместо приобретения новых вагонов (цена нового трамвая,
изготовленного в странах Евросоюза составляет 1,3 млн. евро) позволит сохранить
для городского бюджета в 2005 году 126,6 млн. грн. при годовом объеме в 20
трамваев, а за три года - 379,7 млн. грн.
Трамвайный парк КП «Киевпастранс» насчитывает 562 единицы двух модификаций. Все
четырехосные трамваи длиной 15 м, средний срок эксплуатации трамваев
около 20 лет.
Трамваи «Татра» Т-ЗМ - 92 единицы, эксплуатируются около 15 лет, их
обновление предполагается выполнением капитальных ремонтов с частичной
модернизацией кузова и систем. Трамваи «Татра» Т-3 - 470 единиц,
эксплуатируются свыше 15 лет. Конструктивные особенности и опыт стран Европы
свидетельствуют о возможности продления срока эксплуатации значительной части из них
еще на 10 лет путем капитально-восстановительных ремонтов кузовов, модернизации
функциональных систем и улучшения дизайна.
КП «Киевпастранс» на своих мощностях уже выработало новые технологии
обновление трамвая. При этом ремонты трамвайных вагонов чешского
производства типа Т-3 выполняются по двум вариантам: с заменой системы
управления тяговыми двигателями на транзисторную и без замены.
Главной технической характеристикой транзисторной системы является ее практическая
безотказность и существенное снижение расходов электрической энергии на тягу (до 45%)
за счет использования энергосберегающей системы управления тяговыми двигателями.
Кроме того, применение этого оборудования дает возможность:
•
повысить надежность работы электрического оборудования трамвая за счет замены
электромеханических аппаратов на электронные;
•
снизить машинный шум трамвая за счет замены электрических машин
(мотор-генератора) на статический преобразователь;
•
повысить комфортность поездки за счет повышения плавности набора скорости
и торможения;
•
снизить уровень износа механического оборудования за счет возможности
автоматического регулирования режимов работы.
В комплексе с выполнением капитального ремонта кузова - гарантированное восстановление
ресурса трамвайных вагонов составит еще 10 лет.
Объемы капитального ремонта предусматривают восстановление ресурса оборудования с
улучшением внешнего дизайна кузова и интерьера салона. Наиболее полный
вариант капитального ремонта кузова предусматривает:
•
Полное восстановление ресурса тележек вагонов и тормозных систем.
(Используется только одноступенчатый редуктор, который почти исключает
возможность утечки масла из картеров)
•
Полное восстановление ресурса тяговых двигателей и вспомогательного электрического
оборудование.
•
Обеспечение качественной очистки рамы и элементов кузова от коррозии с
применением дробострумного устройства.
•
Дефектацію силовым и каркасным элементам кузова с замером толщины металла
и последующей заменой непригодных конструкций.
•
Качественную антикоррозийную обработку.
•
Замену обшивки бортов и потолка.
•
Замену передней и задней частей кузова вагона с улучшенным дизайном.
•
Замену дверных подножек с использованием нержавеющей стали.
•
Замену привода дверей (двери автоматически открываются, при наличии препятствия
в проеме дверей - обеспечено предотвращение травматизма).
•
Внедрение электронного маршрутного указателя.
•
Улучшение условий работы водителя за счет расширения кабины, уменьшение «мертвой
зоны» обзора, изменения конструкции пульта, оборудование кабины солнцезащитными шторами,
внедрение безпедального принципа органов управления (ручное устройство
управление вынесено на приборную панель водителя).
•
Оборудование кабины водителя кондиционером (смонтировано на крыше).
•
Оборудование салона сиденьями новой конструкции, что дает возможность проводить
механизированная уборка салона.
•
Оборудование салона калориферами отопления.
•
Замену системы освещения салона с использованием фонарей, питающихся от
электрической сети 24 В.
•
Использование современных материалов в оформлении интерьера салона (современные
пластиковые материалы облицовки потолка и боковых панелей, покрытые полимерным
материалом поручни, устойчив к истиранию линолеум с абразивными примесями,
шлифованный алюминий планок крепления облицовки).
•
Оборудование верхних овалов салона лайтблоками.
•
Использование современных материалов для окраски вагонов.
В зависимости от срока эксплуатации трамваев применяются уже отработанные
технологии восстановления трамвайных вагонов Т - 3, а именно:
•
капитально-восстановительный ремонт систем управления тягой с модернизацией на
транзисторную. Восстановленный ресурс эксплуатации - более 12 лет, возможность
производства - 25-30 ремонтов в год;
•
капитально-восстановительный ремонт без модернизации систем управления тягой.
Стоимость такого ремонта - 350 тыс. грн., восстановленный ресурс эксплуатации -
более 8 лет, возможность производства - 40-70 ремонтов на год.
Отдельно рассматривается возможность производства нового низкопольного в средней
части, трехсекционного вагона с использованием имеющихся кузовов трамваев Т-3 с
восстановлением ресурса эксплуатации до 20 лет. Возможность изготовления - 20-30
единиц в год. Такие трамваи имеют повышенную вместимость, улучшенную комфортность,
электронное информационное обеспечение, современную надежную и экономическую систему
управление тягой. За счет низкого уровня пола в средней части создана
условия перевозки пассажиров с ограниченной подвижностью.
По критериям ремонтопригодности лучшими признаны троллейбусы Шкода-14Тр и
Шкода-15Тр. Предлагается продолжить их ремонт с восстановлением ресурса
кузова и улучшением элементов дизайна, информационного обеспечения. В КП
«Киевпастранс» разработаны новые технологии капитального ремонта троллейбусов
Шкода 14-Тр. Возможность производства - 40-50 ремонтов на год. Планируется освоить
выполнение капитальных ремонтов троллейбусов Жаль 15-Тр в условиях КП
«Киевпастранс» стоимостью по 350 тыс. грн. с ежегодным объемом 10-20 ремонтов.
Предусмотрено создание резерва из трамваев Т-3 и Т-ЗМ для обеспечения возможности
дальнейшего изготовления трехсекционных трамваев в случае принятия решения о
дополнительного расширения скоростного и ускоренного трамвайного сообщения, а
также для обеспечения потребности в скоростных трехсекционных восьмиосных вагонах по заказу
других городов Украины.