РАЗДЕЛ 8 ВИДА ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА
8.2. СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ
м. КИЕВА И
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Стратегия развития городского пассажирского транспорта Украины типовая и наглядная на
примере Киева. Она должна учитывать общеевропейские требования качественных
характеристик. Эта отрасль городского хозяйства должна быть безопасной,
надежной, скоростной и удобной в пользовании, действующей по единым тарифам и
правилами. Настоящего успеха в деле преодоления транспортных проблем будет
достигнуто, когда граждане убедятся, что пользоваться общественным
транспортом дешевле, безопаснее и комфортнее, чем собственным. С учетом
мировых тенденций удорожания жидкого топлива и структуры энергетика Украины
себестоимость перевозки одного пассажира электротранспортом в городе Киеве
прогнозируется ниже, чем автотранспортом.
Густые, с высокой интенсивностью транспортные потоки на центральных городских
магистралях не позволяют полностью удовлетворять потребности населения в
пассажирских перевозках. Традиционный общественный транспорт не качественно
справляется с растущими пассажиропотоками. Растет потребность в развитии
внеуличного скоростного транспорта с высокой провозной способностью. В Киеве
традиционно таким видом транспорта является метрополитен, но его строительство требует
значительных затрат. Поэтому необходимо вести активные поиски альтернативных транспортных
систем для города (табл. 8.1).
Таблица
8.1
Сравнительная
характеристика технико-экономических параметров метрополитена и трамвая
Виды
транспорта
|
Стоимость
строительства 1 км линии', млн. грн.
|
Провозная
способность линии, тыс. пас./ч.
|
Средняя
ивидкість сообщения, км/ч
|
Метрополитен
|
глубокого
залегания
|
100,0
|
20-45
|
40
|
мелкого
залегания
|
20,0
|
|
|
Трамвай
|
скоростной
|
3,0-5,0
|
10-25
|
25-30
|
обычный
|
1,5
|
6-12
|
15-17
|
Генеральным планом развития города до 2020 года предусмотрено интенсивное
строительство троллейбусных линий для замены автобусных маршрутов и реконструкцию
отдельных трамвайных линий для скоростного и ускоренного движения.
Сеть городского пассажирского транспорта в г. Киеве сложная и разветвленная.
Маршрутную сеть наземного пассажирского транспорта в обычном режиме движения,
которую обслуживает коммунальное предприятие «Киев-пасстранс», составляют 90
автобусных, 41 троллейбусный, 23 трамвайных маршрута и фуникулер.
Ежегодно предприятие обеспечивает ежедневный выпуск в часы «пик» около 1270
единиц наземного транспорта (в том числе: 540 автобусов, 320 трамваев и 415
троллейбусов), которыми пользуется более 1,5 млн. граждан.
Сохраняется положительная тенденция удержания высокого уровня пассажирских
перевозок экологическими видами транспорта - троллейбусом и трамваем. За 2003
год удельный вес пассажирских перевозок указанными видами транспорта составляла
71,8% от объема перевезенных пассажиров транспортом, работающим в обычном
режиме движения (табл. 8.2).
Таблица
8.2
Структура
городских пассажирских перевозок по видам транспорта за 2003 год
Виды
пассажирского транспорта
|
Перевезено
пассажиров, млн. человек
|
Доля
перевезенных пассажиров в общем объеме перевозок, %
|
Всего
пассажиров
|
в т. ч.
платных пассажиров
|
платных,
%
|
Наземный
электротранспорт
|
508,4
|
284,0
|
55,9
|
71,8
|
Автотранспорт
общего пользования, который работает в обычном режиме
|
199,8
|
111,6
|
55,9
|
28,2
|
Вместе
|
708,2
|
395,6
|
55,9
|
100,0
|
Маршрутная сеть трамвайного сообщения города протяженностью 112,7 км пассажирских линий
(в двухпутном исчислении) состоит из двух отдельных систем: левобережной и
правобережной, где исторически доминирует трамвайное сообщение. На левобережье это -
Дарница, а на правобережье - Разделение.
Инвентарный парк электротранспорта по состоянию на 01.08.2004 года составляет:
•
562 трамвайные вагоны длиной 15 м двух модификаций, средний срок
эксплуатации которых около 20 лет, из них 483 (85,9%) работают более
нормативный срок;
•
576 троллейбусов, из них 161 - длиной 18 метров и 415-длиной до 12 метров.
Система электропитания трамвайного и троллейбусного движения состоит из 1189,6
км контактной сети в однопровідному исчислении, 1073,8 км питающих и кабелей
отвод, 89 тяговых преобразующих подстанций общей мощностью 283,5
тысяч кВт.
Анализ состояния подвижного состава показывает, что он требует коренного обновления как
за счет приобретения и изготовления нового, так и ремонта и модернизации
имеющегося.
Кроме того, состояние путевого хозяйства не дает возможности в полной мере
использовать современный подвижной состав иностранного производства к его поэтапной
реконструкции по новым технологиям.
Проведенные расчеты показывают, что полная модернизация трамвайного сообщения в
Украине и г. Киеве требует значительного финансирования.
Несмотря на наличие более актуальных проблем в транспортной отрасли города,
в частности строительство мостов и развязок, обновление путевого хозяйства, при
обеспечении соответствующих объемов финансирования реальные сроки выполнения работ
составят 7-9 лет.
Учитывая высокую стоимость новых трамвайных вагонов иностранного производства,
реальное состояние путевого хозяйства и наличие значительного парка
ремонтопридатного подвижного состава трамваев, наиболее обоснованным, с позиции
суммарного социально-экономического эффекта, будет базирования на максимально полном
использовании имеющегося подвижного состава путем выполнения
капитально-восстановительных ремонтов с применением новых технологий как альтернативы
приобретение нового подвижного состава.
Первый этап развития (срок реализации-3-4 года)- реконструкция и
модернизация действующих скоростных и напівшвидкісних трамвайных линий, их
оснащение современным подвижным составом отечественного производства (трехсекционными трамвайными
вагонами с низькопідлоговою секцией на базе кузовов и ходовой части вагонов
Т-3, модернизированными трамваями Т-3 и Т-ЗМ), приборами автоматического контроля
и регулирования движения в скоростном и ускоренном режимах движения, строительство
комфортабельных и безопасных остановочных пунктов, пешеходных переходов.
Следующий этап - модернизация рельсового и энергетического хозяйств. Проведены
расчеты дают основания утверждать, что реальный срок модернизации всей
трамвайной сети, должен основываться на скоординированном развитии всех
основных составляющих, в частности подвижного состава, путевого хозяйства и
энергохозяйства, может быть определен в 10-15 лет. За этот срок могут
быть заложена финансовая и технико-технологическая основа для внедрения
современных систем электротранспорта.
Таким образом, можно сформулировать основные принципы переходного периода модернизации
и развития трамвайного сообщения в Украине.
Во-первых, приоритетное развитие скоростного и ускоренного режимов движения
преимущественно на обособленных участках.
Во-вторых, создание комбинированных линий трамвайного сообщения, в пределах которых
имеют место как обособленные участки, где перевозки осуществляются в скоростном
и ускоренном режимах движения, так и построенные по новейшим технологиям одноуровневые
отрезки улично-дорожной сети, позволяющие осуществлять совместимый
автомобильно-трамвайный движение. Для повышения пропускной способности
улично-дорожной сети на особо напряженных участках (перекрестках,
сечениях) целесообразно сооружение («вкрапления») одноуровневых участков на
традиционных трамвайных линиях.
Отдельные участки трамвайных маршрутов, которые проложены в исторических районах города,
мало приспособлены к трамвайного сообщения, с низким пасажиронавантаженням,
не отделены от общего автотранспортного потока, могут быть
ликвидированы с одновременным увеличением троллейбусного или автобусного сообщения.