Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 8 ВИДА ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА

8.2. СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ

м. КИЕВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Стратегия развития городского пассажирского транспорта Украины типовая и наглядная на примере Киева. Она должна учитывать общеевропейские требования качественных характеристик. Эта отрасль городского хозяйства должна быть безопасной, надежной, скоростной и удобной в пользовании, действующей по единым тарифам и правилами. Настоящего успеха в деле преодоления транспортных проблем будет достигнуто, когда граждане убедятся, что пользоваться общественным транспортом дешевле, безопаснее и комфортнее, чем собственным. С учетом мировых тенденций удорожания жидкого топлива и структуры энергетика Украины себестоимость перевозки одного пассажира электротранспортом в городе Киеве прогнозируется ниже, чем автотранспортом.

Густые, с высокой интенсивностью транспортные потоки на центральных городских магистралях не позволяют полностью удовлетворять потребности населения в пассажирских перевозках. Традиционный общественный транспорт не качественно справляется с растущими пассажиропотоками. Растет потребность в развитии внеуличного скоростного транспорта с высокой провозной способностью. В Киеве традиционно таким видом транспорта является метрополитен, но его строительство требует значительных затрат. Поэтому необходимо вести активные поиски альтернативных транспортных систем для города (табл. 8.1).

 

Таблица 8.1

Сравнительная характеристика технико-экономических параметров метрополитена и трамвая

Виды

транспорта

Стоимость строительства 1 км линии', млн. грн.

Провозная способность линии, тыс. пас./ч.

Средняя ивидкість сообщения, км/ч

Метрополитен

глубокого

залегания

100,0

20-45

40

мелкого

залегания

20,0

 

 

Трамвай

скоростной

3,0-5,0

10-25

25-30

обычный

1,5

6-12

15-17

 

Генеральным планом развития города до 2020 года предусмотрено интенсивное строительство троллейбусных линий для замены автобусных маршрутов и реконструкцию отдельных трамвайных линий для скоростного и ускоренного движения.

Сеть городского пассажирского транспорта в г. Киеве сложная и разветвленная. Маршрутную сеть наземного пассажирского транспорта в обычном режиме движения, которую обслуживает коммунальное предприятие «Киев-пасстранс», составляют 90 автобусных, 41 троллейбусный, 23 трамвайных маршрута и фуникулер.

Ежегодно предприятие обеспечивает ежедневный выпуск в часы «пик» около 1270 единиц наземного транспорта (в том числе: 540 автобусов, 320 трамваев и 415 троллейбусов), которыми пользуется более 1,5 млн. граждан.

Сохраняется положительная тенденция удержания высокого уровня пассажирских перевозок экологическими видами транспорта - троллейбусом и трамваем. За 2003 год удельный вес пассажирских перевозок указанными видами транспорта составляла 71,8% от объема перевезенных пассажиров транспортом, работающим в обычном режиме движения (табл. 8.2).

 

Таблица 8.2

Структура городских пассажирских перевозок по видам транспорта за 2003 год

Виды пассажирского транспорта

Перевезено пассажиров, млн. человек

Доля перевезенных пассажиров в общем объеме перевозок, %

Всего

пассажиров

в т. ч. платных пассажиров

платных,

%

Наземный

электротранспорт

508,4

284,0

55,9

71,8

Автотранспорт общего пользования, который работает в обычном режиме

199,8

111,6

55,9

28,2

Вместе

708,2

395,6

55,9

100,0

Маршрутная сеть трамвайного сообщения города протяженностью 112,7 км пассажирских линий (в двухпутном исчислении) состоит из двух отдельных систем: левобережной и правобережной, где исторически доминирует трамвайное сообщение. На левобережье это - Дарница, а на правобережье - Разделение.

Инвентарный парк электротранспорта по состоянию на 01.08.2004 года составляет:

• 562 трамвайные вагоны длиной 15 м двух модификаций, средний срок эксплуатации которых около 20 лет, из них 483 (85,9%) работают более нормативный срок;

• 576 троллейбусов, из них 161 - длиной 18 метров и 415-длиной до 12 метров.

Система электропитания трамвайного и троллейбусного движения состоит из 1189,6 км контактной сети в однопровідному исчислении, 1073,8 км питающих и кабелей отвод, 89 тяговых преобразующих подстанций общей мощностью 283,5 тысяч кВт.

Анализ состояния подвижного состава показывает, что он требует коренного обновления как за счет приобретения и изготовления нового, так и ремонта и модернизации имеющегося.

Кроме того, состояние путевого хозяйства не дает возможности в полной мере использовать современный подвижной состав иностранного производства к его поэтапной реконструкции по новым технологиям.

Проведенные расчеты показывают, что полная модернизация трамвайного сообщения в Украине и г. Киеве требует значительного финансирования.

Несмотря на наличие более актуальных проблем в транспортной отрасли города, в частности строительство мостов и развязок, обновление путевого хозяйства, при обеспечении соответствующих объемов финансирования реальные сроки выполнения работ составят 7-9 лет.

Учитывая высокую стоимость новых трамвайных вагонов иностранного производства, реальное состояние путевого хозяйства и наличие значительного парка ремонтопридатного подвижного состава трамваев, наиболее обоснованным, с позиции суммарного социально-экономического эффекта, будет базирования на максимально полном использовании имеющегося подвижного состава путем выполнения капитально-восстановительных ремонтов с применением новых технологий как альтернативы приобретение нового подвижного состава.

Первый этап развития (срок реализации-3-4 года)- реконструкция и модернизация действующих скоростных и напівшвидкісних трамвайных линий, их оснащение современным подвижным составом отечественного производства (трехсекционными трамвайными вагонами с низькопідлоговою секцией на базе кузовов и ходовой части вагонов Т-3, модернизированными трамваями Т-3 и Т-ЗМ), приборами автоматического контроля и регулирования движения в скоростном и ускоренном режимах движения, строительство комфортабельных и безопасных остановочных пунктов, пешеходных переходов.

Следующий этап - модернизация рельсового и энергетического хозяйств. Проведены расчеты дают основания утверждать, что реальный срок модернизации всей трамвайной сети, должен основываться на скоординированном развитии всех основных составляющих, в частности подвижного состава, путевого хозяйства и энергохозяйства, может быть определен в 10-15 лет. За этот срок могут быть заложена финансовая и технико-технологическая основа для внедрения современных систем электротранспорта.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы переходного периода модернизации и развития трамвайного сообщения в Украине.

Во-первых, приоритетное развитие скоростного и ускоренного режимов движения преимущественно на обособленных участках.

Во-вторых, создание комбинированных линий трамвайного сообщения, в пределах которых имеют место как обособленные участки, где перевозки осуществляются в скоростном и ускоренном режимах движения, так и построенные по новейшим технологиям одноуровневые отрезки улично-дорожной сети, позволяющие осуществлять совместимый автомобильно-трамвайный движение. Для повышения пропускной способности улично-дорожной сети на особо напряженных участках (перекрестках, сечениях) целесообразно сооружение («вкрапления») одноуровневых участков на традиционных трамвайных линиях.

Отдельные участки трамвайных маршрутов, которые проложены в исторических районах города, мало приспособлены к трамвайного сообщения, с низким пасажиронавантаженням, не отделены от общего автотранспортного потока, могут быть ликвидированы с одновременным увеличением троллейбусного или автобусного сообщения.