Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
МОРАЛЬ - СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
2. Структура и свойства морали

Свойства морали.

Мораль является сферой идеологических отношений между людьми (то есть тех, что есть духовной жизнью) и имеет общие с другими формами общественного сознания (наукой, религией, искусством и др.) свойствами, и специфическими, только ей присущими особенностями. Загальнозначущими ее свойствами являются: социально-экономическая обусловленность содержания, относительная самостоятельность существующих условий, возможность активного влияния на общественные процессы, преемственность в развитии, взаимодействие с другими формами общественного сознания. Эти свойства характеризуют мораль и другие формы общественного сознания как явления, которые имеют общественную природу, содержание которого

определяется материальными и духовными факторами и конкретно-историческими социальными условиями. Но каждая форма общественного имеет не только общие, но и специфические свойства, проявляющиеся в процессе деятельности и взаимодействия между людьми. Отличительными особенностями науки являются такие свойства, как сознание, рациональность, обобщенность. Для религии характерны образность, эмоциональность, направленность на внутренний мир человека. Политическое сознание ориентируется на широкие массы, определяет соответствующего своей цели лидера, считает рациональное иметь привлекательную форму подачи и т.д. Что касается морали, то ее основными особенностями является императивность, нормативность и оціночність.

Императивность - это свойство властности, распоряжения, требовательности, есть выражение нравственного закона, имманентного свойства морали, через которую реализуется ее суть. Императивность - форма выражения требований и предписаний морали, способ реализации ее норм и принципов. Впервые значение императивности в этике сформированное философом Іммануїлом Кантом, который определил суть понятия категорического императива как общего нравственного закона, что имеет действительных распространение в противоположность личному принципу (максиме), Категорический императив это врожденное моральное знание, что подлежит безусловному выполнению. Речь идет не о внешнем принуждении, а о добровольной реализации человеком требований закона. Категорический императив только в том случае оказывается в максиме, если поступок совершается из чувства долга, а не с корыстной заинтересованности. Значение взаимодействия между моральной необходимостью и свободой воли человека Иммануил Кант высказывает: «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Для устранения противоречия между требованиями абстрактного позаісторичного морального закона и внутренним самоопределением личности вынужден обратиться в Бога и бессмертной души.

Императивность как свойство морали рассматривается и в современной этике. Однако для разных типов морали характерны различные способы императивности. Так этика неопозитивизма, рассматривая императивность как основное свойство морали, противопоставляет ее пониманию в традиционной морали. Императивность определяется не на основе фактических знаний, а вследствие абстрактных логических суждений, которые выражают эмоции наставлений того, что говорит, и служат приказом для их реализации другими людьми. Моральная императивность, что определяется неопозитивістами как «взаимное уважение, справедливость и понимание других людей», должно использоваться для ограничения безнравственности, в том числе и в информационно-идеологической сфере. В религиозной морали императивность направлена на усмирение души человека, его покаяние за совершенные и возможные грехи, требует терпимости в отношении к любой, в том числе и несправедливой для личности ситуации («Бог терпел и нам велел»).

Социально-психологическая концепция императивности Толкотта Парсонса трактует ее как стандарт поведения, необходимый для соблюдения равновесия в обществе. Материалистическая этика рассматривает императивность как объективное свойство морали на протяжении всего ее исторического развития, является результатом многовековой общественно-исторической практики людей и во властной форме выражает суть законов взаимодействия между людьми, человека с обществом. Императивные требования морали: не лги, не кради, не обманывай, не убивай, уважай других людей, будь мужественным и т.п. могут сыграть определяющую роль в предупреждении возможных негативных последствий непродуманных или опасных поступков. Если соблюдение норм морали воспитано у человека с детства, то их реализация, как правило, осуществляется ею автоматически, а в сложных и запутанных ситуациях помогают правильно оценивать суть происходящего.

Императивность всегда один из способов согласования общественных и личных интересов, во взаимодействии которых ведущее начало объективно принадлежит общественному интересу. Императивные свойства морали помогают обеспечивать единство общества, преемственность в развитии духовной жизни, ставят индивида в зависимость от норм общежития, которые сложились исторически. Рост самосознания людей, осознания ими себя как личностей, менялись формы реализации императивности морали. На месте жестокого внешнего принуждения придерживаться моральных норм в условиях родовой общины постепенно формировались более гибкие и разнообразные формы соблюдения моральных норм. В современном обществе большое значение имеет система воспитания и обучения, формирования положительного идеала у всех членов общества, сила примера как образец общественного поведения. Лицемерие представителей привилегированных групп, вероломство, ханжество, цинизм, ориентация на обман и насилие, манипулирование общественным сознанием должны осуждаться и неукоснительно пресекаться. Попустительство в нарушении моральных норм неизбежно ведет к разрушению личности, обрекает общество на деградацию. Императивность, что выражает взаимодействие между социальной необходимостью и личной свободой, ограничивает свободу и выступает как ее противоположность. На самом же деле это касается только разрушительных форм проявления свободы. Разумная практическая императивность определяет возможность более точного и правильного выбора средств достижения цели, поставленной личностью, выражает приоритет общественно-значимых интересов, обязательность их соблюдения не только в интересах общества, но и самого лица. Императивность как объективная необходимость и свобода личности - две взаимосвязанные стороны морали.

Другим важным свойством морали является нормативность. Регулятивная функция морали обеспечивается с помощью определенных норм, правил, наставлений, поучений, заповедей и т.д. Моральные нормы, как способ достижения необходимого результата в отношениях между людьми, программируют соответственно поведение индивидов, определяют направленность их действий (будь милосердным, выполняй свой воинский долг, живи по средствам и т.д.). Нормативность выражает объективную необходимость и целесообразность определенного рода взаимоотношений между отдельными людьми, между ними и социальной общностью (семейными, военными и другими коллективами). Нормативность - способ воспроизводства в обществе однотипных отношений через единичные действия индивидов. Постоянно убеждаясь в целесообразности проявления качеств: взаимопомощь, честность, уважение к окружающим и т.д., люди начинают постоянно воспроизводить отношения на их основе. Поэтому свойство нормативности морали - важное средство связи между людьми разных поколений и эпох, и в пределах одной исторической эпохи, сочетание личных моральных качеств индивида с общественными требованиями.

Моральные нормы виды социальных нормативов в зависимости от способа оценки делятся на два типа: требования-запреты (не лги, не ледарюй, не бойся и др.); требования-образцы (будь храбрым, смелым, сильным, ответственным и т.п.). Исторически требования запрета моральных нормативных установок требовали от членов родовой общины соблюдения элементарных правил поведения. Позже возникают требования - образцы, основанные на более высоком уровне обобщений и абстракций по сравнению с простым запретом. Запрет и образец составляют две стороны единых нравственных требований, определяющих границы между допустимым и желательным вариантами поведения. И в таком случае запрещения и образцы не только взаимосвязаны, но и дополняют друг друга.

Нормативность - это не односторонний акт предупреждения или поощрения соответствующего поведения лица, а процесс превращения объективного в распоряжение субъективное действие, единство того и другого. Моральная норма становится таковым, когда превращается из внешнего побуждения во внутреннюю установку личности. Усвоение и реализация индивидом моральных предписаний и ценностей связаны со свободой выбора, наличием моральных установок, осознанием ответственности, чувством долга. Поэтому нормативность - сложный и длительный процесс преобразования содержания моральных норм в основу нравственности человека. Нормативность связана с проблемой истинности морали. В различных этических системах это решается по-разному. Моральные нормы выводятся или с чистого мышления (Иммануил Кант, Георг Гегель, неотомісти и другие), или из субъективных установок лица (Дэвид Юм, неопозитивісти и другие), или предыдущего опыта людей (материалистическая этика).

Объективность и результативность моральных норм и оценок, их адекватность содержания общественных отношений подтверждает многовековая практика людей. Народная мудрость отразила нормативный аспект морали в пословицах: что посеешь, то и пожнешь; смолоду проріха, к старости - дыра; труд человека кормит, а лень портит, цыплят по осени считают " и многих других. И современные нормы морали требуют почтительности к труду других людей, умение ценить время, доводить начатое дело до конца, не быть навязчивым в общении. В нормах морали выражаются простые правила морального поведения, итогом которой является максимальное соответствие интересов общества и личности. Моральная норма - эквивалент объективной истине в этике.

Моральные нормы нельзя абсолютизировать, распространять их на все эпохи и народы. Общие и необходимые моральные нормы с развитием общества и изменением условий меняют значимость. И важную роль здесь играет такая существенная свойство морали как оценка. Мораль всегда предполагает одобрение или осуждение явлений социальной действительности, связанных с поведением лица, общности людей и т.д. Оценка устанавливает соответствие или несоответствие поступка, мотива или поведения требованиям нравственности, предполагает учет конкретных обстоятельств и возможности действий лица, общности людей на основе признания моральных ценностей. Для избежания субъективных ошибочных представлений лица о свою значимость должна дополняться общественным мнением и взаимодействием со следствиями и реальными результатами деятельности.

Формы оценки могут быть различными в зависимости от содержания поступка: похвала, одобрение, согласие, неприятие, осуждение, признательность и т.д. Оценка является способ определения нравственной сути человека, что проявляется в ее отношениях с другими людьми с позиции Добра и Зла. Эти отношения многообразны, могут оцениваться в разных категориях: справедливо или несправедливо, честно или нечестно, ответственно или безответственно т.д. В оценке нравственности самого лица большое значение имеют такие характеристики как: трудолюбивый или тунеядець, эгоист или альтруист, честный или нечестный, правдивый или лжец, скромный или честолюбивый и другие. Из определения разных сторон нравственной деятельности состоит совокупная оценка нравственности человека. Существуют различные способы оценок: гласная, негласная, устное, письменное, публичное признание, замалчивание, игнорирование и др., зависят от многих обстоятельств: сферы деятельности, масштабов личности, наличие возможностей публичного выражения оценки. Однако единственным критерием значимости оценки является ее соответствие реальному положению дел. Оценка связана с необходимостью проведения соответствующей экспертизы, выяснением истинности и объективности мнений, связью с практикой. Оценку можно подтвердить или опровергнуть только путем анализа последствий и конкретных результатов поступков индивида. Как объективный критерий истинности в оценке морального поведения могут выступать: соответствие поступков общественным интересам, наличие результатов поведения, соответствие общественно-исторической практике, взаимодействие добра и прогресса и т.д.

Основой нравственности и критерием ее истинности протяжении всей истории этической мысли провозглашались: Бог, мировой разум, вечные принципы справедливости, вне историческая природа человека (Фома Аквинский, Иммануил Кант, Георг Гегель, неотомісти, неопротестантисти и другие). Прагматисти, неопозитивісти, интуитивисты сводят критерии моральной оценки к ситуативному принципу и психологических установок. Материалистическая этика действительным критерием морали считает объективную историческую необходимость в потребностях и интересах социальных общностей людей. Эти потребности и интересы отражаются в представлениях о справедливости, добре и зле, в содержании моральных требований. Оценка основана на учете единства объективности и субъективности в поступках личности, учитывает социально-культурная среда, условия воспитания, степень понимания ситуации самой личностью, ее цель наставления и т.п. Но оценка всегда связана с установлением истины, а ее критерием выступают интересы общества, народа, государства. Эти вопросы особенно актуальны в переходные периоды общества. Основные специфические свойства морали: императивность, нормативность и оценка всегда существуют и реализуются в единстве, образуя механизм функционирования моральных отношений. их содержание формируется утверждением норм морали в общественном сознании, созданием модели поведения людей в обществе.