Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
МОРАЛЬ - СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
2. Структура и свойства морали

Структура морали.

Мораль является сложным полісистемним явлением. Большинство философов, социологов условно в современных условиях выделяют в морали две относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные сферы: моральную практику и моральное сознание. Мораль как идеальное, как форма общественного и индивидуального сознания отличается от моральной деятельности. Но это различие относительное. Вне моральным сознанием нет и моральной практики. Мораль атрибутивно задана человеку и процессом реальной жизни в бесконечном многообразии побудительных мотивов и действий людей. Различение сторон необходимое для определения и объяснения связи и взаимодействия между духовной и практической моральной деятельностью, взаимодействия морали с другими сферами общественного бытия. Во-первых, практическая деятельность людей, в отличие от других действий, направленная, а человеческая цель - обусловлена потребностями практики. Сознание и практика не тождественные явления. Сознание идеальная, практика - предметно-действенная. Во-вторых, моральное сознание более или менее может отставать от нравов, фактически оказываются, а может и предсказывать будущее, концентрируя внимание на идеале, желаемом, возможном. В-третьих, стоит отметить возможные противоречия, способные возникнуть между моральным сознанием и практикой. В современных условиях эта возможность, чаще, чем хотелось, возникает в отношениях между людьми.

Моральная практика, это, прежде всего, моральная деятельность личностей и моральные отношения. Моральные отношения определяют и деятельность, и сознание, что непосредственно отражается в них - взаимодействием человека с другими людьми, обществом, социальными институтами и спільностями. В моральной практике реализуются нравственные чувства, представления, формируется процесс жизнедеятельности общества и личности. Нравственной деятельности в чистом виде не существует. Мораль пронизывает все сферы жизни, все виды деятельности человека, стоит точнее говорить про моральные аспекты любой деятельности (профессионально-трудовой, общественно-политической, научно-познавательной, семейно-бытовой, художественной и др.). Любое действие или отсутствие ее - это поступок, который вбирает в себя сознание (чувства, мышление, волевые компоненты) и объективность ее в результате. Нередко с моральной деятельностью связывают филантропические действия, гуманитарную помощь, нравственное просвещение, нравственное воспитание и др. Но нравственность этих и других видов деятельности, различных мероприятий может только внешне похожа на морально заинтересовано, справедливое отношение к людям, наполнено общественным содержанием, или выдаваться за гуманистическое отношение, а истинные мотивы, внутренние возбуждающие силы могут быть позаморальними, а то и аморальными (польза, вознаграждение, страх наказания, желание выдавать себя за доброго справедливого, то есть за другого и др.).

Деятельность, мотивы поведения человека состоят из отдельных поступков, которые характеризуются наличием мотивов и цели, ради которых осуществляются. Поэтому моральная составляющая (аспект) поступка может быть понятным при анализе его структуры, имеет вид своеобразного цепочки: потребность - интерес - ценностная ориентация - идеал - цель - мотив - выбор средств достижения цели - реализация мотива или действие (акт) - результат - оценка результата - последствия - оценка последствий и снова повторение цепочки в новом поступка. В зависимости от потребностей, интересов формируются идеалы, как желаемый совершенный образец, эталон; цель, как практическое задание; ценностные ориентации, которые направляют деятельные акты; мотивы, как внутренние возбуждающие силы к действиям. Выбор вариантов, способов выполнения действий; завершается это волевым актом (действием), что дает желаемый или противоположный результат, а потом общественное мнение или (и) лицо оценивает и мотивы, и результат, а если бывают последствия, вызванные такими действиями, результатами, то дается оценка и последствий. Моральный аспект в любом поступка определяется, наблюдается в системе мотивов и оценок. Человек как существо окружающей среды (природной и социальной) без внутренних источников жизнеобеспечения не может не действовать, не совершать поступков. Но ценностное значение, смысл каждый заключает свой, исходя из собственного опыта, собственного, группового или общественного интереса, потребности. Поступок, с такой точки зрения, есть целостное явление, что является неразрывным единством субъективного и объективного. Поступок может определяться как объективно-реализован мотив, или субъективно-мотивированный результат.

Совокупность поступков, нравственных аспектов деятельности социальных субъектов составляют своеобразную ткань, сетку моральных отношений общества. Моральные отношения являются одним из видов общественных отношений. их специфика в том, что, во-первых, возникают и реализуются не стихийно, а сознательно, целенаправленно, свободно согласно высших моральных ценностей; во-вторых, в процессе нравственных отношений реализуются нравственные ценности; в-третьих, нравственные отношения не существуют в стерильном, чистом виде, а пронизывающие экономические, политические, этнические, религиозные и другие отношения. Поэтому в них отражаются особенности культуры этносов, наций, религий, политики государств. Устойчивость, повторяемость отдельных составляющих нравственных отношений отражается в обычаях, традициях, ритуалах.

Моральные отношения - это те связи и зависимости, в которые включаются люди в процессе жизнедеятельности на основе произведенных обществом требований и личных убеждений, это система ценностей, которая реализуется в обществе. Содержание нравственных отношений определяется системой моральных норм, принципов, оценочных представлений, что реально господствуют в соответствующей сфере жизнедеятельности или обществе.

Универсальной формой моральной практики служит понятие моральная взаимодействие. Это взаимодействие может быть выделена логично в любом виде деятельности или проявлять себя в относительно чистом виде. Особенность нравственных отношений в том, что носят двусторонний характер, складываются не только между отдельными людьми, но и между личностью и обществом или отдельными сторонами общественной жизни. Это и взаимодействие человека с самим собой, что накладывает отпечаток на взаимодействия к другим. Специфичность нравственных отношений и в том, что, вступая в те или иные мотивированные взаимные отношения друг с другом, с обществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, фиксируемые сознанием долга, ответственности и совести.

Нравственные отношения влекут за собой и моральные права для участников отношений, связанные с ожиданием исполнения обязанностей, долга со стороны окружающих, с признанием личного достоинства, с ожиданием стимулирующей оценки со стороны общественного мнения. Моральные отношения можно классифицировать по основным видам (сферам) жизнедеятельности людей: в экономической или профессионально-трудовой, общественно-политической, научно-познавательной, семейно-бытовой и других сферах. Моральные отношения могут отличаться в зависимости от объекта: отношение к детей, женщин, людей пожилого возраста, к труду, к государству, его институтам и др. В моральных отношениях человек является и субъектом отношений, поскольку реализует свои ценностные ориентации, цели, поступки и объектом, потому, что она застает их как существующие, независимые от нее, и накладывают на нее определенные обязанности.

Моральные аспекты деятельности и моральные отношения составляют объективную, выраженную в поведении, социальных связях, сторону морали. Моральное сознание - важная составляющая морали является своеобразный сплав чувств, оценочных представлений, убеждений, норм, принципов, идеалов, понятий, суждений, в которых выражается ее духовная сторона. Моральное сознание функционирует на двух уровнях: эмоционально-чувственном и рационально-теоретическом, которые существуют во взаимодействии, дополняя друг друга. Эмоционально-чувственный уровень проявляется в чувствах симпатии, антипатии; любви, ненависти; доверии, недовір'ї; национальной гордости, космополитизме; эгоизме, альтруизме и т.д и демонстрируется как определенные реакции на общественные явления, процессы, поведение социальных субъектов. Рационально-теоретичиий уровень морального сознания выражается через систему понятий (норма, оценка, идеал, долг, совесть, любовь, дружба и т.п.), в которых теоретически обосновывается нравственность и ее элементы. В зависимости от носителя, моральное сознание подразделяется на индивидуальную и общественную. Моральное сознание характеризуется универсальностью, способностью сделать все объектом своего суждения и оценки с позиций добра, справедливости, гуманности и т.д. Мораль как идеальное, как форма общественного и индивидуального сознания отличается от моральной практики. Но эта разница условна, относительна. Все многообразие видов нравственных отношений реализуется в поступках, как сознательных или интуитивно-чувственных моральных действиях, затрагивающих интересы других людей. Из моральных поступков состоит моральное поведение. Человек, не действует практически, не может считаться нравственным. Знание высоконравственных принципов морально должного и души прекрасные порывы сами собой ничего не стоят. Единство духовного и практического, самостоятельного выбора и ответственности за поступок, определяют целостность и универсальность морального сознания и моральной практики. Мораль действует в обществе как целостная система, выступая как единство нравственной практики, моральных отношений и морального сознания.

Субъективно бытия морального сознания служит единственным механизмом, через который оказывается моральная активность и нравственное саморазвитие личности. Это поле нравственных чувств, обеспечивающих императивно-оценочные процессы сознания и поведения, определение их нравственного значения. Содержание нравственных чувств воспринимается самим субъектом как внутренняя жизнь собственной духовности, индивидуального морального «Я». Тогда же автономность морального самосознания относительная, ее содержательная социальная заданность и реализуется только в структуре человеческих отношений в формах эмоционально-нравственной идентификации, морального самопереживання, морального воображения, ощущений согласия (несогласия) в оценке того, что происходит и др. Моральное сознание, как субъективное данное, имеет ограниченную сферу действия и способная направлять поведение, поступки лишь в пределах нравственности самого субъекта как результата свободного выбора. Поэтому моральное сознание внутренне противоречива, ее субъективное бытие никогда не совпадает с теоретической форме. Речь идет о расхождении между некоторыми нормами, публично признаются в их широком общем смысле и практически норм. Общественное мнение (надо сказать и право) осуждает практику взяток, даже под видом подарка. Однако есть люди, которые не отказываются соблюдать аморальной (антиправовой) практики таких подарков. Одни это делают с уже укоренившейся привычки давать всем, потому что «все дают», другие - с надеждой, что бюрократ быстрее и лучше сделает свое дело, а третьи из нежелания обременять себя ожиданием, дополнительной работой (подготовкой при поступлении в вуз, ожиданием при получении квартиры и т.д.). Анализ причин вызывает размышления, что противоречия между сознанием и практикой коренятся в противоречиях самой морального сознания, в различиях между общей и частной (индивидуальной) оценкой.