Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
МОРАЛЬ - СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
3. Функции морали

Свойства морали определяют и ее функции. Функции является конкретным проявлением свойств. Мораль найзначуща общечеловеческая ценность, уникальное собрание и обобщение человеческой мудрости, определяет самые гуманные и перспективные пути жизнедеятельности и духовного совершенствования человека. ее роль можно сравнить с компасом, который помогает человеку ориентироваться в жизненных бурях, решении различных социальных проблем, духовном поиске.

Вопрос функций морали в общественной жизни активно обсуждается в этической литературе, где философы, социологи, психологи выделяют основные и тесно взаимосвязанные функции: регулятивную, воспитательную, познавательную (отбивную) и мировоззренческую. Кое-кто выделяет и такие функции морали, как оценочно-императивную, ценностно-ориентировочную, мотивационную, коммуникативную, прогностическую, идеологическую и т.д. Все эти функции имеют относительно важное самостоятельное значение в механизме моральной регуляции.

Ведущая функция морали - регулятивная, что позволяет некоторым определять мораль как особый способ регуляции общественных отношений, что, безусловно, имеет основания. Обычно отмечают, что моральное регулирование поведения, в отличие от правового, не подкрепляется организационной силой общественных учреждений. Хотя это различие не безусловное, а относительное (в истории нередко случалось, что нормы морали подкреплялись силой социальных институтов, в том числе государства; в стародавньоіндійській государству, например, существовала даже должность министра морали; в некоторых странах существовал орган государства и церкви - полиция нравов, однако, все это позволяет наметить лишь первый, приближенный раздел между моралью и правом. Вместе с тем надо иметь в виду, что мораль внутренне взаємоперехрещується с правовым регулированием: ведь преступление (например, кража, подлог или насилие) осуждает не только закон, но и общественное возмущение. Правовое регулирование происходит на основе законов общества, которые адресуются определенным лицам, коллективам, организациям, тогда как в морали адресат не определен четко, ее требования обращены ко всем людям. Правовые нормы осуществляются специальными институтами (органами власти, судом, прокуратурой). Мораль же опирается, прежде всего, на убеждение, традиции, обычаи, на силу общественного и индивидуального сознания и самосознания. Здесь необходимо указать на то, что существуют сферы, в которых характер реализации моральных принципов имеет специфические моменты. Это сфера военной деятельности. В военно-нормативных актах (военная присяга, воинские уставы и т.п.) юридически закреплены даже простые нормы морали: соблюдение вежливости и такта, регулирующих взаимодействия между военнослужащими. В условиях гражданской жизни такие нормы, как правило, выходят за пределы правового регулирования.

К сожалению, приходится констатировать, что сведена к минимуму функция морали как самостоятельной регуляции поведения людей на индивидуальном и институциональном уровнях. Это произошло не вследствие каких-то случайных обстоятельств, а в результате насильственного воздействия пирамиды тоталитарной власти, что требует преобразования общества в некоторое однородное образование, беспрепятственно просматривается сверху. Ведь могут быть и такие социальные образования, центры активности, которые являются самостоятельными, имеют свои симпатии (а может и антипатии), которые не контролируются сверху. Административная система допустить не могла и вынуждена избавляться от инакомыслящих, воспроизводила и сохраняла такой порядок, где каждый винтик знал бы свое место. Недаром поэт ликовал: «Гвозди бы делать из этих людей. Не было бы лучших в мире гвоздей!». Мораль - единственный регулятор, имеет универсальность, охватывает все сферы деятельности человека. Если общество не регулируется сознанием самих индивидов, неизменно превращается в механический агрегат, лишенный самоорганизующейся воспроизводящей силы. Видно, правы здесь те, кто замечает, что обязанность не может быть делегирован даже в самые надежные руки. Речь идет не просто о недостатке вежливости, милосердия, доброты, а об угрозе существования общества, о хаос, беспорядок, преступность, распад органической социальной целостности.

Воспитательная функция. Мораль не только регулирует взаимоотношения между людьми, но и участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Моральные взгляды на цель и смысл жизни, понимание человеком своего достоинства и ответственности перед обществом выступают как составная часть мировоззрения человека, что, безусловно, является результатом нравственного воспитания и саморегуляции. Историческая легенда гласит, что древний римский диктатор Гай Юлий Цезарь (i в. до н.э.) специально держал человека, который, как только император просыпался, громко заявляла: «Цезарь!

Ты не великий!». Воспитательная цель такой утренней этической дутые - посеять у правителя сомнение и критичность к своим мыслям и поступкам. Или люди всегда критически оценивают себя? Насколько люди объективные? Или переоцениваем или наоборот недооцениваем себя? Ответы на вопросы - попытка самовоспитания. Моральный опыт человечества создает история нравов древних народов, суть современных теорий, концепции морали, оценка, поиск личного смысла и т.д, достоянием каждого нового поколения.

Через воспитательную функцию осуществляется передача нравственного опыта от поколения к поколению, формирования определенного типа личности. Эта функция морали может реализоваться только через целостную систему воспитания (нельзя, например, воспитать чувство стыда у человека, который является тунеядцем и т.д.). В процессе воспитания следует учитывать чувственный и теоретический уровни морального сознания и выбирать в связи с этим соответствующие средства воспитания. Отрицательную роль в нравственном воспитании молодежи играют современные передачи в средствах массовой информации, которые развращают и угнетают неокрепшую психику детей и подростков показом разного рода жестокости, неоправданно привлекают их внимание к сексуальным проблемам, сознательно отвлекают от сложных социальных проблем, с которыми встречается молодежь. На защиту морали от насаждения разболтанности, жестокости, лицемерия и других негативных установок личности должны активно выступать общество и государство.

Познавательная функция морали. Познавательная функция морали сопряжена с тем, что мораль, как и любая другая форма общественного сознания, имеет свою специфику. Моральное сознание, в отличие от других форм сознания, отделяет из общей совокупности всех социальных связей специфичность отображения взаимоотношений между человеком и обществом, проявляющиеся в их непосредственном общении. Отображение фиксируются в специфические для морали формы: нормативные и ценностные мнения, взгляды на Добро и Зло. Особенность морального отражения определяется как сочетание информационного, нормативного и ценностного отражения. В сочетании признаков заложена способность морального сознания программировать, с чего следует единство познавательной, регулятивной и воспитательной функций морали.

Спецификой морального отражения является и то, что между объектом отображения и моральным сознанием отсутствует прямой, однозначный связь вследствие ценностного и нормативного подхода к действительности. Люди дают разную моральную интерпретацию одним и тем же объективным фактам. Объяснение нужно искать в признании опосредованной зависимости морального сознания от общественного бытия.

Если нормы поведения характеризуют общественное, и индивидуальное моральное сознание, моральные взгляды принадлежат преимущественно к индивидуальной. Моральное познание не способно проникать во всю глубину существенных связей и законов общественного развития, является достаточно чувствительным барометром изменений, происходящих в обществе. В моральном познании выделяются обыденный и научный уровни, которые органично взаимосвязаны в сознании людей. Для повседневности характерна большая склонность к односторонним и субъективных оценок действительности, поверхностность, бессистемность.

Мировоззренческая функция определяет мораль как составную часть обобщенных и определенными субординированным взглядами личности, социальной общности, общества в целом на содержание и характер нравственных отношений. Мораль всегда существует не как отдельные положения, принципы и распоряжения, а как определенная и целостная система, обладающая теоретическим определением и собственными способами воздействия на общественные процессы. Реализуя основные свойства императивности, нормативности и оціночності мораль помогает в решении задач общественной жизни, формировании общественного идеала. Через мировоззренческую функцию морали обеспечивается становление личности с твердыми нравственными установками и убеждениями. В реализации такой функции морали большое значение принадлежит понятиям:

В развитии общественной жизни постоянно ускоряется и усложняется, мировоззренческая функция морали является важным фактором моральной ориентации личности, обновление духовных установок, формирование новых идеалов, понимание задач, которые снова и снова возникают, и нахождения необходимых средств их решения. В единстве с другими функциями функция мировоззрения выступает как нормативный код, что задает определенный алгоритм поведения, которая в условиях современной кризисной ситуации чрезвычайно важна для стабилизации духовной жизни отдельной личности, и всего общества. Поэтому теперь возрастает роль и значение всех функций морали, проявляющиеся в их единстве и взаимодополняемости. Итак, основная регулирующая роль морали проявляется сквозь призму ее функций, но не только. Регулирования человеческих отношений осуществляется также и в результате усвоения содержания нравственных общечеловеческих ценностей, что является для личности как внутренний саморегулятор, мотив ее жизнедеятельности.

Происхождение морали, ее сущность, проявляется в регулировании поступков, в отношениях людей, в действия и даже бездействия, свидетельствуют о ее глубокую социальность, что не исключает, а всегда предполагает личную, собственную, «мою» оценку. Слова мораль, идеал, духовность стали паролем, человеческой святыней. Как никогда остро почувствовали значимость общечеловеческих, нравственных ценностей, их незводимість до всех остальных, в том числе и классовых, политико - идеологических. Моральной оценке с позиций человечества подлежат и хозяйственные успехи, и социальная стабильность, социальных общностей общества и строительство Вооруженных Сил, и психологическое самочувствие народа.

Становление демократического государства, переход к качественно новой политической и экономической модели создают в стране совершенно новую ситуацию, одна из важных примет которой - переход от жесткой нормативности к большей свободе индивидуального выбора, возрастание роли человеческого, личного начала как движущей силы общественного развития. Это изменение характера морали, ее места и роли в жизни человека и общества не будет, вероятно, проходить автоматически и безболезненно. Нравственные процессы, происходящие, является определенным вызовом в том становлении, требующих от человека мобилизации новых духовных ресурсов, решимости изменить себя и условия жизни. Поэтому каждый человек моральный лишь тогда, когда осуждает и судит прежде всего себя, а не других. Гнев приобретает моральную качество, становится действительно праведным тогда, когда гнев направлен не куда и не на кого, а на самих себя, что вызывает переоценку ценностей, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию, к организации жизни и деятельности на гуманистических, нравственных началах.