Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
МОРАЛЬ - СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
1. Социальная природа; сущность, специфика, функции морали

Материалистическое учение мораль.

Диалектико - материалистическое учение выяснило социальную причинную обусловленность моральных норм и требований, определило источник морали в объективных материальных условиях существования людей. Это учение обосновывает земное, материальное происхождение морали, связывает ее с материальной деятельностью людей, с конкретно-историческими условиями развития общества. Очевидно, что мораль возникает раньше другие формы общественного сознания, но не ранее, чем возникло общество.

Предпосылки возникновения морали, закладываются еще в эпоху матриархата, а процесс ее становления осуществляется в условиях патриархата. Понятно, что это первые зачатки морали. Для морали родовой общности характерной примитивный коллективизм, равенство (уравнительная), верность роду, разделение людей на своих и чужих и защита своих, доминирование запретов (табу), кровная месть и т.д. Дальнейшее развитие морали осуществлялся в цивилизационном пространстве. Формировались различные типы морали за основными социально-экономическими формациями (мораль рабовладельческого общества, феодального, капиталистического и современная). В современности предлагается разделять мораль на традиционалистскую (от первобытного общества к Возрождению, где доминировало воспроизведение обычаев, традиций и игнорирование (откидывания) новаторства) и современную (начиная с XVII в.). С развитием материально-экономических отношений, усложнением общественной жизни, ростом духовных начал в жизни человека постепенно формируется нравственная система общества, выражает интересы общества, господствующих социальных общностей (сословий, каст, классов), следовательно, мораль формируется и развивается в общности людей как способ регулирования межчеловеческих отношений. В отношении к другому как к человеку реализуется человеческая (социальная) сущность индивида, удовлетворяется органична для общественного существа потребность в сопричастности к другим, к обществу.

Мораль - понятие историческое, принадлежит к общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество. С одной стороны, в природе идет борьба за существование отнюдь не по законам морали, а по закону джунглей - кто сильнее, тот и прав. С другой - можно заметить и коллективизм муравьев, и супружескую верность лебедей, и самоотверженную заботу матерей о потомстве. Такими качествами отличаются отдельные виды, но можно ли считать это зачатками морали? Вопрос не в том, что творит животное, почему так поступает. Известно, что животным движет инстинкт, совокупность врожденных и приобретенных стереотипов поведения, которые осуществляют преимущественно биологически полезные действия, иногда сотрудничают, а иногда пожирают друг друга. Нормы поведения биологических видов не меняются от поколения к поколению. И если люди с одобрением отмечают благородные действия братьев меньших, то никому не приходит в голову осуждать, например, льва, поедающего свою добычу, за убийство. У зверей люди не видят недостатков, то есть аморальность, а следовательно, и мораль неведомая. Животное живет так, как живет, а не так, как должно жить. В инстинкте все заложено еще до поступка, механизм срабатывает без осознания и подталкивает к действиям.

Человек же сам решает, что считать добром. Стремление к добру и становится истинной причиной ее поступка, моральная причина не подталкивает, а манит человека. Так что мораль - это нечто иное, чем «природная доброта», даже если выглядит так с человеческой точки зрения. На вопрос, какое влияние на нравственность имеет собственная телесная природа человека, мыслители прошлого, давали две противоположные ответы. Первая: Человек от природы добра, и надо только не мешать развитию врожденного добронраву (Жан-Жак Руссо). Вторая: Человек от природы зла, и мораль существует для ограничения и подавления его естественных пороков (Томас Гоббс). Однако оба ответа не полностью удовлетворительные. Во-первых, если в генах у человека заложено добро, то почему не реализуется само собой, как цвет глаз, а вменяется в обязанность? Зачем требовать то, что и так есть? А между тем даже о добром человеке говорят, что стремится к добру, не ограничивается доброй природой, а продолжает совершенствоваться. Итак, морально мало просто быть хорошим, надо быть лучшим за того, каким родился, каким был вчера. Наконец, если добро врожденное, то разным людям отпущено не поровну. Итак, есть святые с колыбели и грешники с пеленок. Тогда нельзя требовать от разных людей быть одинаково хорошими, а уж про общечеловеческую мораль и говорить не приходится. Во-вторых, если человек злой, и мораль охраняет людей от взаимного унижения, то практика людоедов показывает, что можно успешно существовать без всякой морали. Мораль, состоящий из запретов, позволила бы людям уживаться, но никак не совершенствоваться.

Итак, вывод: биологическая природа человека не такова, что преобладает в возникновении морали. Предпосылки возникновения морали является, во-первых, коллективность труда, создала человека и определила II общественную родовую суть, с самого начала требовала строгую регламентацию поступков людей, которые вступали во взаимные действия. Эта же потребность существовала и в сфере нетрудовых отношений, базировались на общественном образе жизни. Эпоха становления общественного человека еще во многом определялась биологическим в ней. Однако биологические механизмы уже оказывались недостаточными для обеспечения приспособления к условиям жизни. Животные инстинкты, остатки зоологического индивидуализма, что поддерживаются суровыми условиями борьбы за существование, приходили в резкое противоречие с интересами родовых коллективов. Во-вторых, простая кооперация физического труда, необходимость обеспечения безопасности рода и воспроизводство, справедливый, основанный на примитивной равенства распределение пищи, требовали отличных от стадных инстинктов механизмов регуляции человеческого поведения. Ответом на объективную потребность стихийное формирование системы ограничений, запретов, ставили людей в определенные границы, защищали их действия от социально-вредных последствий. Очевидно, эти запреты существовали сначала в форме табу и направлены на важнейшие сферы жизнедеятельности: разделение пищи, половые отношения, обеспечение безопасности рода, неприкосновенности различных существ, предметов, священных мест.

Становление морали подверглось длительной эволюции, затрагивающей развитие самих моральных норм и средств, обеспечивающих их соблюдение. Самым эффективным средством являются достаточно развитое самосознание общественных индивидов. В условиях родового строя, когда сознание вплетена в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни, моральная регуляция осуществлялась не силой размышления и свободного принятия решений индивидами как субъектами поведения, а под давлением постепенно выработанных привычек, под влиянием примера старших и традиционных форм жизни. Мораль возникает и развивается в ответ на социальную необходимость регулировать, управлять взаимоотношениями людей, гармонизировать совмещать их интересы с интересами на ранних этапах истории общества - с интересами рода и племени. В процессе общественного разделения труда, усложнение социальной структуры происходит различение индивида и личности, фиксируется особая социальная роль отдельного человека. Постепенно выясняется недостаточность прежних, чисто принудительных средств обеспечения социально-целесообразной деятельности людей, которые никак не учитывают их особые, индивидуальные качества. Возникает потребность в системе требований, которые апеллировали бы к растущей самосознания личности, предусматривали их способность каждый раз принимать решение самостоятельно, полагаясь на нормы, сформулированные лишь в общей форме, которые оставляют за индивидом право их конкретизировать в особых обстоятельствах.

Эффективность и жизненность морали в том и состоит, что ее распоряжения не могут быть реализованы полностью. Существующие моральные отношения людей, выражаются через понятие сущего, имеют своей противоположностью и тогда же продолжением, направлением развития должное. Должное, способно без остатка воплотиться в практику, означало бы конец морали, ликвидацию общественной потребности в ней. Выявление социально-онтологического корни морали позволяет объяснить такие ее черты, которые обыденном сознании представляются парадоксальными. Это, прежде всего, ее принципиальная непрактичность. Принято считать, что каждый человек стремится к реальных практических результатов, ищет самое эффективное средство их достижения. Не секрет, что многие даже простейших моральных заповедей не убей, не кради, не лги, постоянно нарушаются. Но как выясняется, это вовсе не подрывает их высокой репутации при оценке конкретных поступков. Угрызения совести человека морального заставляют стыдиться своих поступков, оценивать и переоценивать, возможно, даже переживая, сталкивать оправдание и жесткую самокритику своих качеств, а тем самым переделывать и управлять собой, приближаясь к должному.

История, подчеркивал марксизм, есть результат деятельности множества людей, которые преследуют свою личную цель. Аналогично можно сказать, что сфера должного фиксирует интересы и неотъемлемые условия становления человеческого рода в целом и совсем не предусматривает санкционирование любой цели и поступков отдельных людей, будто служит индикатором, который показывает соответствие индивидуального поведения общечеловеческом опыта. ее практичность оказывается не в связи с отдельными поступками, а в общей направленности развития морали в масштабе всей истории. Состоит социальная функция и уникальность морали - не принудительное воздействие на фактическое поведение людей, а формирование общих критериев оценки, индивидуального поведения и существующего общественного строя.

Моральные нормы и принципы, меняются, соответственно изменениям, которые происходят в конкретно-исторических условиях жизнедеятельности людей, что, безусловно, влиял на уровень их нравственной свободы. Необходимо понимать, что моральные нормы - это требования к индивиду, к деятельности и отношений с другими, однако, конкретное жизни, индивидуальное бытие богаче, чем требования, иногда претендуют на всеобщность. Мораль - сложное общественное явление, социальный институт, выполняющий функцию нормирования, регулирования поведения, деятельности и взаимодействия людей во всех сферах общественной жизни. Мораль предполагает ценностное отношение человека к природному миру, общества, общностей. Моральные ценности (нормы, принципы, идеалы, представления о добре, справедливость, ответственность, чувство дружбы, любви и др.), возникают и существуют в обществе воспринимаются нравственным сознанием человека, кристаллизуются в ее ценностные ориентации, убеждения, социально-психологические установки и реализуются в поступках, мотивах поведения, на жизненном пути человека. В морали санкция морального сознания действий социальных субъектов осуществляется в форме оценки (одобрения или осуждения), которая соответствует общим принципам, нормам, понятиям добра или зла, справедливости, блага. Суть морали невозможно выяснить вне связи с общественной практикой, деятельностью, поведением людей, социальных субъектов. Мораль включена в различные виды деятельности (профессионально-трудовую или экономическую, социально-политическую, семейно-бытовую, научно-познавательную, художественно-эстетическую и др.) и реализуется в них, является важной составляющей практической деятельности.

Итак, источник морали - в общественных потребностях человека, социальных общностей, в общественной необходимости поддерживать коллективное жизнь людей, регулировать общественные, межличностные отношения. Существенные черты морали - это, прежде всего, ее социальная природа и социальность функционирования (то есть мораль возникает и функционирует только в обществе). Поскольку мораль реализуется лишь в поступках людей, поэтому ей присущ деятельностный характер. Мораль, как правило, ценностное отношение к социальных субъектов, социальных институтов, ценностное отношение одного человека к другим. Такой характер морали также является одной из существенных ее черт. Мораль формирует ценности, выявляет меру человечности процессов внешнего мира и движется в пределах альтернативы добра или зла, ассоциируется с бескорыстием, предполагает сознательный выбор ценностей, решений, действий, поступков, добровольное соблюдение моральных требований, норм. Моральное отношение человека к миру ориентированное на идеал добра. Мораль как сложное социальное явление имеет общечеловеческий и конкретно-исторический смысл, и потому является ценностью, выстраданной народами мира в процессе своего существования нормы нравственности этикой, что отражает особенности духовного развития конкретного народа (нации). Общечеловеческие моральные ценности ориентируют на идеалы гуманизма, равенства, справедливости, то есть на отношение к человеку как к высшей ценности и цели общества, на обязательность оценки ее поступков, поведения с позиций добра и справедливости, противостояния злу, на разумные потребности, на определенное самоограничение ради блага других, причем не по принуждению, а сознательно и добровольно. Мораль - это совокупность требований, норм и принципов поведения человека во взаимодействии с обществом, социальными институтами, субъектами.