РАЗДЕЛ 7 АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ (АТ)
7.5.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ АО
Одна из важных проблем развития воздушного транспорта - это разработка более
мощных, современных и экономичных самолетов АН-70, АН-140).
Теоретические исследования и мировая практика самолетостроения показали, что
магистральным направлением прогресса в этом отношении является повышение вместимости,
грузоподъемности самолетов, при этом решается и другая важная проблема -
уменьшение густоты движения самолетов на важных магистральных линиях и в зоне
аэропортов. Новое направление - это самолеты короткого и вертикального взлета
(2,5-4,0 км до 300-500 м).
Проблема совершенствования аэропортов и технологии их работы возникает в связи с
ростом перевозок и увеличением массы самолетов, повышением уровня комфорта,
экономичности и безопасности.
Безопасность полета зависит от системы управления воздушным движением (УВД)
наблюдение за самолетом и связью с ним с помощью радаров и радиосвязи,
а также бортовых ответчиков. Особое внимание уделяется системе
автоматизации посадки, как наиболее важной и ответственной операции.
Одним из главных направлений развития ПТ является повышение максимальной скорости
полета. 1000 км/ч не считается высоким рубежом.
Созданы самолеты, скорость которых в несколько раз превышает скорость звука
(около 1200 км/ч.).
1968
г. создан сверхзвуковой самолет ТУ-144 и сверхзвуковой англо-французский самолет
«Конкорд» (Франция).
Созданы экспериментальные сверхзвуковые самолеты, скорость которых равна 6600
км/ч, нагрев края крыла до 430 °С.
Разработаны первые проекты особого орбитального самолета-ракеты со скоростью
полета 28800 км/ч. (первая космическая скорость - 28000 км/ч или 7,9
км/сек.).
На очереди создание космического самолета-аппарата, способного летать в космическом
вакууме. Все космические аппараты (пилотируемые и не пилотируемые) выводятся в космос
с помощью одноразовых ракет-носителей.
Такие
сложные космические аппараты предназначены только для одного полета. «Одноразовость»
техники становится серьезным тормозом дальнейшего развития космонавтики и космических
исследований.
Выход - в разработке принципиально новых космических транспортных средств. При Н до 12
км, скорость - 900 км/ч аэродинамический нагрев - незначительный. При скорости
3000 км/ч температура загальноумовного воздушного потока - слоя воздуха,
который омывает поверхность самолета - равна 280 °С. При скорости 10000 км/ч.
температура равна 3600 °С.
Выход человека в космос позволил лучше понять, что природный корабль, на котором
все человечество осуществляет непрерывный полет, не такой уж большой. Овладев
космосом, человек сможет лучше решить вопросы использования и сохранения нашей
планеты. Невесомость, глубокий вакуум и солнечные лучи создают уникальные
условия для организации вне Землей высокоэффективного промышленного производства,
сооружения электрических станций. Буйно политая потом и кровью наша родная
планета усилиями грядущих поколений должна превратиться в заповедник и
сохранена, как жемчужина космоса, ибо второй такой планеты больше нет.