РАЗДЕЛ 7 АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ (АТ)
7.6. АЭРОПОРТЫ УКРАИНЫ
Классификация аэропортов
Единый универсальный подход к классификации аэропортов гражданской авиации
отсутствует. Классификация, которую применяют сейчас в большинстве стран СНГ, в
основном отражает эксплуатационные признаки аэропортов. В основу такой
классификации положен годовой объем пассажирских перевозок, под которым
виду суммарное количество всех пассажиров, которые прилетают и улетают, включая
пассажиров транзитных рейсов; назначение аэропортов, что отражает их
административно-территориальное расположение и характер перевозок.
Такая классификация имеет эксплуатационный характер и не отражает достаточное количество
признаков, по которым могут быть определены задачи и цели аэропортов с позиции их
функционирования.
Аэропорты деловой авиации, главным образом, обслуживают специальные и бизнес
рейсы. В Украине на сегодня классификация аэропортов осуществляется по следующим
признакам:
•
категориями;
•
статусом;
•
способностью принимать определенные типы воздушных судов.
По категориям аэропорты Украины разделяют на:
•
государственного значения, это - Государственный международный аэропорт «Борисполь»;
•
региональные - «Симферополь», «Одесса», «Донецк», «Харьков», «Львов»,
«Днепропетровск» и другие;
•
местного значения, расположенные в областных центрах, крупных промышленных городах
и курортных зонах.
За способностью принимать определенные типы воздушных судов аэропорты разделяют на:
•
те, что могут принимать любые существующие гражданские воздушные суда без ограничений.
Таких аэропортов в Украине - два, это - «Борисполь» и «Симферополь»;
•
способны принимать самолеты класса и ниже;
•
способны принимать самолеты II класса и ниже;
•
способны принимать самолеты не выше III класса.
По статусу аэропорты разделяют на:
•
международные, по которым осуществляются полеты в страны дальнего зарубежья и СНГ;
•
внутренние, полеты по которым осуществляются только в пределах Украины.
Существует также альтернативная сеть аэропортов на базе военных аэродромов и
аэродромов некоторых ведомств. Всего в гражданской авиации Украины зарегистрирован
около 70 аэродромов.
Сертификация аэропортов
Украина имеет собственный Воздушный кодекс, согласно которым аэропорт и аэропортовая
деятельность подлежат сертификации (ст. 42). Постановлением Кабинета Министров
Украины от 29 марта 2000 года за № 573 определено, что Укравиатранс осуществляет
регистрацию, сертификацию и предоставляет допуски к эксплуатации гражданских воздушных
судов, аэродромов, посадочных площадок, аэропортов, осуществляет сертификацию
технических средств, сертификацию эксплуатантов, субъектов коммерческого
обслуживание авиационных перевозок, организует и контролирует подготовку,
переподготовку и сертификацию авиационного персонала.
Сертификация - государственная акция, которую выполняет полномочный орган государства (или
орган, назначенный в соответствии с ее поручения), направленная на выявление
соответствия объектов сертификации минимальным требованиям, которые выдвигает государство к
них по обеспечению безопасности воздушного транспорта, и выдаче документа -
сертификата (свидетельства) установленного образца, который подтверждает эту
соответствие.
Лицензирования - государственная акция, направленная на подтверждение права объекта
лицензирование (предприятия, учебного заведения, их подразделения, персонала и т.д.)
использовать сертификат или знак соответствия для производства продукции,
осуществления определенных процессов, работ и предоставление услуг.
Под аттестацией авиаработников имеется в виду акция со стороны полномочного
органа, эксплуатанта или авиационного учебного заведения по установлению
соответствия их фактических знаний, умений, опыта, психофизиологического состояния
и других качеств действующим квалификационно-должностным требованиям на право выполнять
должностные обязанности авіаспеціаліста.
Система сертификации является методом активного контроля со стороны государства за выполнением
требований и обеспечением безопасности полетов воздушных судов и способом защиты
жизнь и здоровье пассажиров, которых перевозят. В соответствии с документами ИКАО, ИАТА,
ISO, ІЕС, НАС, CEC и др., Украина, как правовое государство, где безопасность
жизнедеятельности является наивысшим приоритетом, должна разработать систему сертификации
на воздушном транспорте, нормативные документы (базис) по сертификации
аэропортов, классификационные требования к аэропортам и т.д. Введен в действие ряд
Государственных стандартов Украины, которые касаются деятельности аэропортов (например,
ДСТУ 2462-94. «Сертификация. Основные понятия», ДСТУ 3432-96. «Авиационная наземная
техника», ДСТУ 3228-95. «Гражданские аэродромы» и др.). Разработан и
зарегистрировано в Государственном департаменте интеллектуальной собственности требования и
правила сертификации ДМАБ - «Научно-методическое обеспечение сертификации
Государственного международного аэропорта «Борисполь».
Государственный департамент авиационного транспорта (Укравиатранс) Министерства
транспорта (МТУ) регламентирует порядок процедуры открытия, допуска к
эксплуатации, правила сертификации аэродромов, регистрации и лицензирования
аэропортовой деятельности. Решение об открытии аэропорта для международных
полетов (пунктов пропуска и таможенного контроля) принимается Правительством Украины. Данные
об аэропорте заносятся в специальный банк данных реестра аэропортов Украины.
Положение о реестре аэропортов и порядок их регистрации устанавливает
Укравиатранс в соответствии с требованиями ДСТУ 3415-96. Данные обо всех изменениях, что произошли
во время эксплуатации, относительно оснащения, состояния и оборудования аэропорта подаются в
Укравиатранс и фиксируются в реестре.
Сертификация аэродрома и аэропорта рассматривается как составная часть государственной
системы сертификации на воздушном транспорте осуществляется в соответствии с
законами Украины «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав
потребителей» государственными, международными, ведомственными стандартами и нормативами и решает
задачи:
•
создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Украины;
•
подтверждение соответствия объектов аэропорта установленным требованиям;
•
обеспечения безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность
аэропорта;
•
обеспечение охраны окружающей природной среды;
•
защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности
предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с
осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ;
•
реализацию антимонопольного законодательства, создание для работы авиапредприятий
условиях свободной конкуренции.
В соответствии с указанными выше документами, сертификацию аэропортов и выдачу
соответствующих сертификатов должен осуществлять Укравиатранс Министерства транспорта
Украины, который:
•
устанавливает общие принципы проведения сертификации аэродрома и аэропорта,
организует разработку, введение в действие и реализацию Правил сертификации,
процедур инспекционного контроля за соблюдением Правил сертификации и за
сертифицированными объектами;
•
принимает решения о присоединении к международным системам сертификации на
воздушном транспорте, а также заключает соглашения о взаимном признании результатов
сертификации;
•
представляет Украину во взаимосвязях с другими странами и в международных
организациях по вопросам сертификации аэропортов;
•
аккредитует Центр по сертификации аэропортов и аэропортовых служб. Сертификация
аэропорта предусматривает:
•
представление заявки на сертификацию;
•
рассмотрение заявки и принятие решения по ней;
•
экспертизу доказательной документации;
•
обследование (аттестацию) аэропорта;
•
анализ результатов обследования работ по сертификации и принятия решения по
возможности выдачи сертификата соответствия и заключения лицензионного соглашения;
•
оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия;
•
технический надзор за сертифицированным аэродромом и аэропортом;
•
информирование о результатах работ по сертификации аэродрома и аэропорта.
Сертификаты удостоверяют соответствие аэродрома и аэропорта государственным требованиям
(нормам годности) на деятельность по обслуживанию воздушных перевозок и
авиационных работ.
Аэропорт сможет обслуживать воздушные перевозки и выполнять авиационные
работы исключительно при наличии соответствующего сертификата с приложенными к нему
специальными эксплуатационными положениями. Эксплуатация аэропорта без
сертификата или с просроченным сроком его действия не должна допускаться.
Специальные эксплуатационные положения определяют права, допуски и ограничения для
аэродрома и аэропорта, относящихся к выполнению полетов ПС, воздушных
перевозок или авиационных работ, по данным сертификатом.
Они касаются определения типов воздушных судов, воздушных трасс,
обслуживаются, разрешенных минимумов аэродрома и др.
Правилами сертификации определяется перечень документов, которые подаются с целью
получение сертификатов, порядок рассмотрения заявлений, критерии оценки заявителей, которые
претендуют на получение сертификата, порядок и сроки оформления и выдачи
сертификата.
Оценка соответствия аэродрома установленным требованиям осуществляется в случае
принятие к эксплуатации заново построенного, реконструированного или технически
переоснащеного аэропорта, допуска к эксплуатации воздушного судна нового
типа, высшего класса или с большей полетной массой. Сроки действия сертификатов и
порядок их продления определяются МТУ. Внесение изменений в действующие сертификаты не
предусматривает перенос срока их действия. Владелец сертификата не имеет права
передавать эти документы другому предприятию, юридическому или физическому лицу.
Аэропорт, что сертифицируется, должен:
•
выполнять все требования, предъявляемые органом по сертификации аэропортов;
•
обеспечить выполнение норм и правил, регламентированных действующим законодательством;
•
уведомлять орган по сертификации о всех существенных для эксплуатации изменений, которые
происходят в аэропорту;
•
проводить регулярное плановое инспектирования безопасности полетов в аэропорту и в случае
потребности - специальное инспектирование, особенно после инцидентов и авиационных
происшествий;
•
в случае выявления в аэропорту любых несоответствий действующим требованиям
вводить необходимые ограничения, обеспечивающие полеты, и информировать
орган по сертификации аэропортов;
•
обеспечивать соответствие данных аэронавигационной информации фактическим характеристикам
и параметрам аэродрома.
Укравиатранс имеет право:
•
устанавливать перечень обязательных услуг, которые предоставляет аэропорт, связанных с
обеспечением безопасности полетов, авиационной безопасности, проведением поисковых и
аварийно-спасательных работ;
•
инспектировать аэропорт с целью контроля соответствия установленным требованиям;
•
приостановить действие сертификата в случае несоответствия установленным аэропорта
требованиям.
Контроль соответствия аэродрома и аэропорта обязательным требованиям
осуществляется МТУ.
Все недостатки, выявленные лицами, осуществляющими проверку, по их письменным
уведомлением должны в определенные сроки устраняться руководством аэропорта.