Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 7 АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ (АТ)

7.6. АЭРОПОРТЫ УКРАИНЫ

Классификация аэропортов

Единый универсальный подход к классификации аэропортов гражданской авиации отсутствует. Классификация, которую применяют сейчас в большинстве стран СНГ, в основном отражает эксплуатационные признаки аэропортов. В основу такой классификации положен годовой объем пассажирских перевозок, под которым виду суммарное количество всех пассажиров, которые прилетают и улетают, включая пассажиров транзитных рейсов; назначение аэропортов, что отражает их административно-территориальное расположение и характер перевозок.

Такая классификация имеет эксплуатационный характер и не отражает достаточное количество признаков, по которым могут быть определены задачи и цели аэропортов с позиции их функционирования.

Аэропорты деловой авиации, главным образом, обслуживают специальные и бизнес рейсы. В Украине на сегодня классификация аэропортов осуществляется по следующим признакам:

• категориями;

• статусом;

• способностью принимать определенные типы воздушных судов.

По категориям аэропорты Украины разделяют на:

• государственного значения, это - Государственный международный аэропорт «Борисполь»;

• региональные - «Симферополь», «Одесса», «Донецк», «Харьков», «Львов», «Днепропетровск» и другие;

• местного значения, расположенные в областных центрах, крупных промышленных городах и курортных зонах.

За способностью принимать определенные типы воздушных судов аэропорты разделяют на:

• те, что могут принимать любые существующие гражданские воздушные суда без ограничений. Таких аэропортов в Украине - два, это - «Борисполь» и «Симферополь»;

• способны принимать самолеты класса и ниже;

• способны принимать самолеты II класса и ниже;

• способны принимать самолеты не выше III класса.

По статусу аэропорты разделяют на:

• международные, по которым осуществляются полеты в страны дальнего зарубежья и СНГ;

• внутренние, полеты по которым осуществляются только в пределах Украины.

Существует также альтернативная сеть аэропортов на базе военных аэродромов и аэродромов некоторых ведомств. Всего в гражданской авиации Украины зарегистрирован около 70 аэродромов.

Сертификация аэропортов

Украина имеет собственный Воздушный кодекс, согласно которым аэропорт и аэропортовая деятельность подлежат сертификации (ст. 42). Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 марта 2000 года за № 573 определено, что Укравиатранс осуществляет регистрацию, сертификацию и предоставляет допуски к эксплуатации гражданских воздушных судов, аэродромов, посадочных площадок, аэропортов, осуществляет сертификацию технических средств, сертификацию эксплуатантов, субъектов коммерческого обслуживание авиационных перевозок, организует и контролирует подготовку, переподготовку и сертификацию авиационного персонала.

Сертификация - государственная акция, которую выполняет полномочный орган государства (или орган, назначенный в соответствии с ее поручения), направленная на выявление соответствия объектов сертификации минимальным требованиям, которые выдвигает государство к них по обеспечению безопасности воздушного транспорта, и выдаче документа - сертификата (свидетельства) установленного образца, который подтверждает эту соответствие.

Лицензирования - государственная акция, направленная на подтверждение права объекта лицензирование (предприятия, учебного заведения, их подразделения, персонала и т.д.) использовать сертификат или знак соответствия для производства продукции, осуществления определенных процессов, работ и предоставление услуг.

Под аттестацией авиаработников имеется в виду акция со стороны полномочного органа, эксплуатанта или авиационного учебного заведения по установлению соответствия их фактических знаний, умений, опыта, психофизиологического состояния и других качеств действующим квалификационно-должностным требованиям на право выполнять должностные обязанности авіаспеціаліста.

Система сертификации является методом активного контроля со стороны государства за выполнением требований и обеспечением безопасности полетов воздушных судов и способом защиты жизнь и здоровье пассажиров, которых перевозят. В соответствии с документами ИКАО, ИАТА, ISO, ІЕС, НАС, CEC и др., Украина, как правовое государство, где безопасность жизнедеятельности является наивысшим приоритетом, должна разработать систему сертификации на воздушном транспорте, нормативные документы (базис) по сертификации аэропортов, классификационные требования к аэропортам и т.д. Введен в действие ряд Государственных стандартов Украины, которые касаются деятельности аэропортов (например, ДСТУ 2462-94. «Сертификация. Основные понятия», ДСТУ 3432-96. «Авиационная наземная техника», ДСТУ 3228-95. «Гражданские аэродромы» и др.). Разработан и зарегистрировано в Государственном департаменте интеллектуальной собственности требования и правила сертификации ДМАБ - «Научно-методическое обеспечение сертификации Государственного международного аэропорта «Борисполь».

Государственный департамент авиационного транспорта (Укравиатранс) Министерства транспорта (МТУ) регламентирует порядок процедуры открытия, допуска к эксплуатации, правила сертификации аэродромов, регистрации и лицензирования аэропортовой деятельности. Решение об открытии аэропорта для международных полетов (пунктов пропуска и таможенного контроля) принимается Правительством Украины. Данные об аэропорте заносятся в специальный банк данных реестра аэропортов Украины. Положение о реестре аэропортов и порядок их регистрации устанавливает Укравиатранс в соответствии с требованиями ДСТУ 3415-96. Данные обо всех изменениях, что произошли во время эксплуатации, относительно оснащения, состояния и оборудования аэропорта подаются в Укравиатранс и фиксируются в реестре.

Сертификация аэродрома и аэропорта рассматривается как составная часть государственной системы сертификации на воздушном транспорте осуществляется в соответствии с законами Украины «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» государственными, международными, ведомственными стандартами и нормативами и решает задачи:

• создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Украины;

• подтверждение соответствия объектов аэропорта установленным требованиям;

• обеспечения безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта;

• обеспечение охраны окружающей природной среды;

• защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ;

• реализацию антимонопольного законодательства, создание для работы авиапредприятий условиях свободной конкуренции.

В соответствии с указанными выше документами, сертификацию аэропортов и выдачу соответствующих сертификатов должен осуществлять Укравиатранс Министерства транспорта Украины, который:

• устанавливает общие принципы проведения сертификации аэродрома и аэропорта, организует разработку, введение в действие и реализацию Правил сертификации, процедур инспекционного контроля за соблюдением Правил сертификации и за сертифицированными объектами;

• принимает решения о присоединении к международным системам сертификации на воздушном транспорте, а также заключает соглашения о взаимном признании результатов сертификации;

• представляет Украину во взаимосвязях с другими странами и в международных организациях по вопросам сертификации аэропортов;

• аккредитует Центр по сертификации аэропортов и аэропортовых служб. Сертификация аэропорта предусматривает:

• представление заявки на сертификацию;

• рассмотрение заявки и принятие решения по ней;

• экспертизу доказательной документации;

• обследование (аттестацию) аэропорта;

• анализ результатов обследования работ по сертификации и принятия решения по возможности выдачи сертификата соответствия и заключения лицензионного соглашения;

• оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия;

• технический надзор за сертифицированным аэродромом и аэропортом;

• информирование о результатах работ по сертификации аэродрома и аэропорта.

Сертификаты удостоверяют соответствие аэродрома и аэропорта государственным требованиям (нормам годности) на деятельность по обслуживанию воздушных перевозок и авиационных работ.

Аэропорт сможет обслуживать воздушные перевозки и выполнять авиационные работы исключительно при наличии соответствующего сертификата с приложенными к нему специальными эксплуатационными положениями. Эксплуатация аэропорта без сертификата или с просроченным сроком его действия не должна допускаться.

Специальные эксплуатационные положения определяют права, допуски и ограничения для аэродрома и аэропорта, относящихся к выполнению полетов ПС, воздушных перевозок или авиационных работ, по данным сертификатом.

Они касаются определения типов воздушных судов, воздушных трасс, обслуживаются, разрешенных минимумов аэродрома и др.

Правилами сертификации определяется перечень документов, которые подаются с целью получение сертификатов, порядок рассмотрения заявлений, критерии оценки заявителей, которые претендуют на получение сертификата, порядок и сроки оформления и выдачи сертификата.

Оценка соответствия аэродрома установленным требованиям осуществляется в случае принятие к эксплуатации заново построенного, реконструированного или технически переоснащеного аэропорта, допуска к эксплуатации воздушного судна нового типа, высшего класса или с большей полетной массой. Сроки действия сертификатов и порядок их продления определяются МТУ. Внесение изменений в действующие сертификаты не предусматривает перенос срока их действия. Владелец сертификата не имеет права передавать эти документы другому предприятию, юридическому или физическому лицу.

Аэропорт, что сертифицируется, должен:

• выполнять все требования, предъявляемые органом по сертификации аэропортов;

• обеспечить выполнение норм и правил, регламентированных действующим законодательством;

• уведомлять орган по сертификации о всех существенных для эксплуатации изменений, которые происходят в аэропорту;

• проводить регулярное плановое инспектирования безопасности полетов в аэропорту и в случае потребности - специальное инспектирование, особенно после инцидентов и авиационных происшествий;

• в случае выявления в аэропорту любых несоответствий действующим требованиям вводить необходимые ограничения, обеспечивающие полеты, и информировать орган по сертификации аэропортов;

• обеспечивать соответствие данных аэронавигационной информации фактическим характеристикам и параметрам аэродрома.

Укравиатранс имеет право:

• устанавливать перечень обязательных услуг, которые предоставляет аэропорт, связанных с обеспечением безопасности полетов, авиационной безопасности, проведением поисковых и аварийно-спасательных работ;

• инспектировать аэропорт с целью контроля соответствия установленным требованиям;

• приостановить действие сертификата в случае несоответствия установленным аэропорта требованиям.

Контроль соответствия аэродрома и аэропорта обязательным требованиям осуществляется МТУ.

Все недостатки, выявленные лицами, осуществляющими проверку, по их письменным уведомлением должны в определенные сроки устраняться руководством аэропорта.