РАЗДЕЛ 7 АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ (АТ)
7.4.
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА (AT)
Основы техники, технологии, организации и управления
Техническую основу ПТ составляют: самолеты, аэропорты и повітряняні линии (трассы).
Парк воздушных судов составляют самолеты и вертолеты, он является ведущим звеном
воздушного транспорта.
Самолет - это аппарат, полет которого становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги
двигателя и подъемной силы крыла, которая возникает во время движения. Самолет состоит: из
планера, тяговых двигателей, шасси и комплекса агрегатов, приборов,
обеспечивают функционирование всех систем самолета и управления.
Вертолет - аппарат, подъем и полет которого осуществляется с помощью воздушного
винта с лопастями, закрепленными на вертикальном валу.
Аппарат (от лат. apparatus) а) прибор, инструменты, приспособления, оборудование;
б) предприятие или ряд предприятий, обслуживающих какую-нибудь отрасль, управление
или хозяйство; г) штат какого предприятия; д) совокупность органов человека
или растения - дыхательный, пищеварительный.
Аэропорты - современный аэропорт - это большое и сложное хозяйство. Подготовка
самолета к полету связана с работой многих наземных служб, занятых
метеозабезпеченням, заправкой топливом, ремонтом и техническим обслуживанием
самолета, транспортировкой и выдачей багажа, обслуживанием пассажиров и т.д. С
аэропорту начинается дорога в небо. Это предприятие, которое обеспечивает регулярный
прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацией и
обслуживанием полетов.
Аэродром - это земляная (или водная) участок, оборудованный для вылета, посадки,
стоянки и обслуживания воздушных аппаратов. Он обеспечивает своевременный прием
и выпуск самолетов, их техническое обслуживание и руководство движением в аэродромной
зоне и на воздушных линиях (трассах).
Аэровокзал служит для рациональной организации перемещения пассажиров и
груза при пересадках с наземных средств сообщения на воздушный транспорт и
наоборот.
По назначению аэропорты делятся на международные и местные.
В международных портах есть пункты пограничного, таможенного и карантинного контроля.
В зависимости от объема пассажирских перевозок аэропорты делятся на классы:
1
класс - от 4 до 7 млн. чел.;
2
класс - от 2 до 4 млн. чел.;
3
класс - 0,6 до 2 млн.;
4
класс - 150 тыс. до 600 тыс.;
5
класс - от 25 до 150 тыс.
Аэропорты с годовым объемом перевозок более 7 млн. принадлежат к внеклассных,
менее 25 тыс. чел. - к позакласифікованих.
Сложными являются средства посадки самолетов. Это радіомаякові системы, светосигнальные
приспособления. Для посадки самолетов в любых метеоусловиях применяют
аппаратуру очень высокой сложности, которая базируется на широком применении
современных ЭВМ, радаров и различных автоматов.
Согласно правилам международной организации гражданской авиации установлены три
категории сложности метеоусловий:
•
первая категория - видимость по вертикали 60 м, по горизонтали 800 м (60 х 800);
•
вторая категория - (ЗО х 400);
•
третья категория сложности делится на три подкатегории: А - (0 х 200); В - (0
х 50); С - (0 х 0) (посадка при нулевой видимости).
Авторемонтные заводы обеспечивают все виды ремонта одного или нескольких типов
самолетов и вертолетов.
Технология. Важное значение имеет порядок эксплуатационного содержания и
технического обслуживания летательных аппаратов и аэропортов.
Содержание, порядок и срок технического обслуживания летательных аппаратов
определяются особыми техническими документами, которые называются регламентом.
Регламент - (от франц. rediement или лат. redula - правило, порядок ведения
заседания, собрания, сессии, устав, порядок работы предприятий, возведение
(состав)правил.
Технология эксплуатационной работы на ПТ обеспечивает эффективную и безопасную
эксплуатацию всех технических средств гражданской авиации.
Организация. Важным документом взаимодействия всех подразделений и служб на всех
уровнях есть расписание движения самолетов, который разрабатывается на летний и зимний период
для внутренних и регулярных международных воздушных линий. Расписание строго
фиксирует вылет и прибытие каждого самолета по каждому пункту и является базой для
разработки многочисленных графиков возврата самолетов и работы экипажей и всех
подразделений эксплуатационных и ремонтных предприятий воздушного транспорта.
Управления. Общее руководство - Министерство транспорта, Государственный
департамент гражданской авиации, в которые входят:
а)
Украинская государственная авиакомпания;
б)
авиакомпания «Грузовые авиалинии Украины»;
в)
объединенные авиаотряды;
г)
авиакомпания «Международные авиалинии Украины»;
д)
авиакомпания «Применение авиации в нашем государстве»;
е)
общие агентства воздушных сообщений.
ж)
объединение аэропортов Украины;
с)
авиаремонтные заводы;
и)
учебно-тренировочный центр и другие предприятия.
Сфера деятельности гражданской авиации - перевозки пассажиров и грузов в
международном сообщении, что способствует развитию внешней торговли, экономических и
других контактов, укреплению взаєморозумінь между людьми.
ПТ используются в сельском хозяйстве, для геологических изысканий, при
строительстве в труднодоступных районах, в медицинских целях, для борьбы с
пожарами.
Большую работу в народном хозяйстве выполняют вертолеты. Они
используются для пассажирских и грузовых перевозок на небольшие расстояния,
в сельском хозяйстве, для врачебно-санитарной службы, для геологических
разведок, на строительстве трубопроводов, на мон - тажах различных конструкций, для
борьбы с лесными пожарами, для поиска косяков рыбы, для связи с
высокогорными метеостанціями, для наблюдения за дорожным движением; для перевозки
почты.
Основные виды работ, которые выполняет воздушный транспорт:
•
перевозки пассажиров на внутренних и международных линиях;
•
перевозки грузов на внутренних и международных маршрутах;
•
выполнение сельскохозяйственных работ (внесение минеральных удобрений, защита от
вредителей и т.д.);
•
проведение геологических изысканий;
•
выполнение аерозйомних работ;
•
обслуживание научно-исследовательских экспедиций;
•
обслуживание рыбопромысловых судов;
•
проведение судов через лед;
•
монтаж линий электропередач;
•
строительство и реконструкция высотных объектов и т.д.