Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ

 

Общение как взаимодействие

 

Общение - это активное взаимодействие его субъектов. Они по очереди действуют друг на друга, оценивают действия, воспринимают или не воспринимают направленные на них мысли, оценки, чувства. Если один из субъектов проявляет пассивность, общения не происходит. Иногда видим такое картину: один из собеседников что-то рассказывает, другой как человек вежливый, вроде слушает, однако интереса к содержанию разговора не проявляет, к переданной информации относится равнодушно. Что же происходит в этом случае? Тот, кто говорит, не может “перенести” свои мысли в голову другого, привлечь его к активного заинтересованного обсуждения. Следовательно, взаимодействия между ними не произошло.

Как показывают исследования, общение способствует физическому взаимодействия, помогает в случае необходимости спланировать ее, изменить, дает возможность объединить людей в группы с целью организации их совместной деятельности, в которой формируются положительные межличностные взаимоотношения. Особенности последних в определенной степени определяют взаимодействие в жизненных ситуациях.

Различают два основных вида межличностного взаимодействия: сотрудничество, или кооперацию (достижения цели одним из субъектов способствует или мешает реализации целей остальных субъектов), и соперничество, или конкуренцию (достижение цели одним из субъектов затрудняет или вообще исключает достижение целей другими субъектами) [11, с. 52]. Иногда эти виды взаимодействия обозначаются другими терминами: согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация.

В основу другой классификации взаимодействия возложена количество субъектов. Это может быть взаимодействие между группами, между личностью и группой, между личностями (диада). В зависимости от ролей это может быть взаимодействие, в котором на группу влияет один из ее лидеров, просто член группы. Это может быть взаимодействие, в которой определенная подгруппа ее членов (совокупный субъект) влияет на одного из членов. Подгруппа вместе с лидером может действовать на одного или на нескольких членов. Все члены группы, в том числе лидер, влияют друг на друга и каждый сам на себя. Именно эта классификация, как показало наше исследование, способствует построении концепции становления культуры общения, личностному росту тех, кто продуктивно общается, переходя от простых видов взаимодействия к более сложным, в частности к совместной деятельности.