Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 19

Тема. Связь слов в предложении. Предложение и словосочетание

 

Цель: развивать умение определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между словами в предложении с помощью вопросов, практически формировать представление о словосочетании, о наличии в нем главного и зависимого слова, учить различать главные члены предложения; развивать умение устанавливать связь между словами словосочетания с помощью вопросов от главного слова к зависимому; воспитывать любовь к родной природе; провести пропедевтическую работу по основам личной безопасности.

Оборудование: карточки индивидуального опроса, плакат «Один дома».

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Фронтальное опрашивание. Упражнение 67 (3, 4)

Задача 67 (2) - ученик записывает на доске подобранные синонимы.

2. Слушание докладов на тему «Члены предложения», которые составили ученики дома

3. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Прочитай текст.

На лесной поляне растут душистые ландыши. Их белые колокольчики мелькают среди зеленых листьев. Ландыши собрались дружной семьей. Их кустики связаны друг с другом корневищем. Вместе ландышами легче жить и бороться с более сильными растениями.

Спиши первые три предложения.

Подчеркни в них подлежащее и сказуемое.

Карточка 2

Прочитай. Раздели текст на отдельные предложения. Спиши. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения.

Наше село расположено на берегу Днепра летом по реке плывут большие и малые теплоходы часто пробегают моторные рыбачьи лодки легкий ветерок рябит воду.

Карточка 3

Распространи предложения, вставляя вместо пропусков слова из скобок.

Наступил_____________ утро. Звездочки нырнули в________________ бездну неба. Край неба пылает_________________ пламенем. _____________ травы сверкают серебряной росой. Поднимается________________ туман. Над путем полилась________________ песня.

(Звонка, высокие, погожий, седой, жаворонково, синий, розовый.)

В каждом предложении определи грамматическую основу.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

Определение закономерности группы.

- Прочитайте сочетания слов. Подумайте, по каким признакам их можно разделить на две группы.

Снег падает, падает на деревья, пушистый снег, солнце сияет, солнце зимнее, холодное солнце сияет в небе.

Дети высказывают разные предположения. В ходе обсуждения учитель подталкивает детей к выводу, что представленные слова можно разделить на предложения и словосочетания.

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня попробуем выяснить разницу между предложением и словосочетанием, будем учиться выделять словосочетания из предложений.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа с таблицей

- А какая разница между предложением и словосочетанием?

Заполните пропуски в таблице, опираясь на признаки, записанные на доске.

 

Словосочетание

Предложение

...

...

 

1) Слова связаны между собой с помощью вопросов и предлогов.

2) Выражает законченную мысль.

3) Может состоять только из двух слов.

4) Может иметь в себе одно, два или более слов.

5) Не выражает законченную мысль.

6) Имеет главное и зависимое слово.

7) Можно разделить на отдельные словосочетания.

8) Можно выделить грамматическую основу.

2. Синтетические упражнения

После обсуждения можно предложить из выделенных словосочетаний предыдущего задания составить предложения.

Пушистый снег падает на деревья, кусты. Холодное зимнее солнце сияет в небе.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа в парах (упражнение 69 (1, 2))

Одна пара работает на доске.

В выделенных словосочетаниях обозначить главное слово (х) и установить связь с зависимым словом. Обратить внимание на пару «подлежащее + сказуемое», отметить, что они не являются словосочетанием.

Задача 69 (3) обсудить в парах.

- Кто хочет объяснить?

2. Коллективная работа. Упражнение 68 (1)

Задача 68 (2) выполнить самостоятельно.

3. Инструктаж по выполнению домашнего задания

4. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 70)

5. Развитие речи

Упражнение 71 выполнить устно, составить текст-рассуждение с опорой на плакат.

 

VI. Итог урока

- Давайте вернемся к упражнению 67, которая была вашим домашним заданием на сегодня.

- Выберите и прочитайте сочетание глагола с другими словами, которые не являются словосочетанием. Докажите.

- Какие признаки словосочетания?

 

VII. Домашнее задание

Упражнение 72, составить рассказ о предложения и словосочетания по таблице в тетради.