I СЕМЕСТР
УРОК 21
Тема. Признаки хорошего высказывания (содержательность, соответствующая громкость). Составление предложений из данных слов, по рисунку
Цель: учить учащихся правильно составлять высказывания и произносить их, составлять предложения из данных слов по рисунку; развивать умение составлять предложения на данную тему, использовать словарный запас в составлении высказываний, развивать образное и художественное мышление; воспитывать культуру поведения, прививать правила хорошего тона, правила этикета.
Оборудование: рисунки для составления предложений по данной ситуации.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа
Учитель. Речь может нас развеселить и опечалить, может заставить мечтать и размышлять. Она делает нас добрее, умнее, смелее. Речь вводит нас в мир прекрасного русского слова.
Вы, наверное, заметили, что в разных случаях люди говорят по-разному: весело или грустно, громко или тихо, быстро или медленно?
— Скажите: когда следует говорить тише, когда — громче, рассмотрев следующие ситуации?
· Если дома кто-то болен, отдыхает или работает.
· Ты в школе на уроке отвечаешь на вопрос учителя.
· Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.
· Тебе нужно попросить на уроке книгу у товарища.
· Ты рассказываешь стихотворение у доски.
· Громко или тихо надо петь колыбельные песни?
2. Составление реплик героев сюжетных рисунков
Учитель. Всегда ли люди говорят в одном темпе?
— Посмотрите на рисунки и попробуйте озвучить в подходящем темпе речь героев в ситуациях, изображенных на них.
3. Работа со скороговорками
Учитель. Существуют специальные речевые упражнения, которые надо произносить в максимально быстром темпе,— это скороговорки. Потренируемся?
• Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком.
• На горе, на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор
Едет к ним ещё Егор.
• Стеша спешила —
Рубашку шила,
Да поспешила —
Рукава пришила.
— И слишком громкая, и слишком быстрая речь не приемлема в общении, поэтому нужно чётко уяснить, в каких случаях в каком темпе и с какой громкостью нужно говорить. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем уроке.
4. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»
— Как живешь?
— Вот так! (Показать большой палец.)
— Как идешь?
— Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
— А бежишь?
— Вот так! (Согнуть руки в локтях, показать движения при беге.)
— Ночью спишь?
— Вот так! (Руки под щеку, нагнуть голову.)
— Как берешь?
— Вот так! (Ладонь — в кулачок.)
— А даешь?
— Вот так! (Ладонь раскрить.)
— Как молчишь?
— Вот так! (Прикрить рот ладонями.)
— А грозишь?
— Вот так! (Погрозить соседу пальчиком.)
III. Составление предложений и высказываний, произношение их с необходимой громкостью и в правильном темпе
Учитель. Чтобы вас лучше понимали, выделяйте голосом главное, делая логические ударения, паузы.
Кроме силы, громкости и скорости речи, существует язык жестов. В некоторых случаях он делает нашу речь более выразительной, если не жестикулировать очень интенсивно и постоянно.
— Придумайте и разыграйте с соседом по парте сказочную историю про Хрюшу.
На доске в определённом порядке вывешиваются карточки.
— Про кого можно составить сказку по этим рисункам? (Про Кота в сапогах и Хрюшу)
Комментарий: учащиеся придумывают высказывания по рисункам (работа в парах).
Учитель и класс помогают и исправляют допущенные ошибки.
IV. Итог урока
Беседа
— Итак, про какие же признаки хорошего, правильного высказывания вы узнали? (Содержательность, соответствующая громкость, сила голоса, умеренная жестикуляция, темп речи.)
— Чему же вы научились на уроке?