Урок 15
Тема. Сила голоса и скорость речи. Слова вежливости. Ситуативные диалогические упражнения. Произношение и написание слов библиотека, соревнования
Цель: продолжить знакомить детей с правилами культуры речи; совершенствовать умение составлять диалоги, соблюдая правила культуры речи; развивать и обогащать лексический запас учащихся; воспитывать умение сотрудничать в паре.
Оборудование: этимологические, толковые словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 70)
Первый ученик объясняет вставлены буквы, устно описывает слона.
Второй ученик читает, как он записал по алфавиту слова (задание 3).
- Почему именно в таком порядке следует расположить слова?
2. Беседа
- Расскажите, с какими правилами культуры речи вы ознакомились.
- А почему их необходимо соблюдать?
3. Составление диалога (телефонные разговоры)
Учитель составляет диалог с одним из учеников. При этом он или шепчет, или разговаривает слишком громко или слишком быстро.
- Поняли ли вы меня? Почему?
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем продолжать учиться правильно выбирать силу голоса и скорость речи, чтобы иметь возможность полноценно общаться.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективное выполнение упражнения 71
После проработки задания 1 учитель предлагает учащимся инсценировку с составлением диалогов.
- В каком случае оправдано использование повышенной силы голоса? Почему?
- Почему в библиотеке следует разговаривать шепотом?
- А услышат ли вас, если на спортивных соревнованиях вы будете шептать?
- Какой вывод из этого упражнения мы можем сделать? (Для каждой ситуации необходимо выбирать определенную силу голоса и скорость речи.)
2. Работа со словарными словами
- Обратите внимание на слова в рамочках на с. 35.
- До каких рисунков из упражнения 71 их можно использовать?
- А что означают эти слова?
Учитель обращает внимание учащихся на необходимость использования этимологического и толкового словарей ради углубления сведений о слова библиотека и соревнования.
- На что надо обратить внимание при написании этих слов?
- Закройте учебники и пропишите каждое слово трижды, подчеркивая те буквы, которые надо запомнить.
Ребята записывают все возможные варианты переноса слова соревнования, а девушки - библиотека.
Физкультминутка.
3. Работа в парах (упражнение 72)
Проверка - опрос пар (выразительное чтение отрывков).
- Выберите и прочитайте обращение, которые употреблялись в этих отрывках. Как выделенные обращения на письме?
- Прочитайте правило на с. 36. Составьте и запишите предложение с одним из обращений. Выделите его на письме.
- Прочитайте интонационно правильно составленное предложение.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа со скороговорками (упражнение 73)
Задачи 1, 2 проработать устно. Можно организовать соревнования на лучшего чтеца скороговорок.
Задача 3 проработать на доске.
- Замените одним словом выражения из задания 4.
- А правильно ли так вести разговор? Почему?
- А как же надо разговаривать?
- А какие правила культурной речи вы знаете?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
- Прочитайте задание к упражнению 74.
- Расскажите, как вы его поняли.
- Прочитайте текст, который вы запишите под диктовку.
- Как называется такой вид работы? (Диктант)
- Обратите внимание на написание этого слова. Что надо запомнить?
VI. Итог урока
- Сейчас мы проведем тренировочный диктант.
Речь, письменная, устная, обращения.
- Что вы можете рассказать о каждом из этих слов?
- Как вы будете обращаться к мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры?
- С какими же правилами культурной речи мы сегодня познакомились?
VII. Домашнее задание
Правило на с. 36, упражнение 74.