Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 15

Тема. Сила голоса и скорость речи. Слова вежливости. Ситуативные диалогические упражнения. Произношение и написание слов библиотека, соревнования

 

Цель: продолжить знакомить детей с правилами культуры речи; совершенствовать умение составлять диалоги, соблюдая правила культуры речи; развивать и обогащать лексический запас учащихся; воспитывать умение сотрудничать в паре.

Оборудование: этимологические, толковые словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Проверка домашнего задания (упражнение 70)

Первый ученик объясняет вставлены буквы, устно описывает слона.

Второй ученик читает, как он записал по алфавиту слова (задание 3).

- Почему именно в таком порядке следует расположить слова?

2. Беседа

- Расскажите, с какими правилами культуры речи вы ознакомились.

- А почему их необходимо соблюдать?

3. Составление диалога (телефонные разговоры)

Учитель составляет диалог с одним из учеников. При этом он или шепчет, или разговаривает слишком громко или слишком быстро.

- Поняли ли вы меня? Почему?

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем продолжать учиться правильно выбирать силу голоса и скорость речи, чтобы иметь возможность полноценно общаться.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Коллективное выполнение упражнения 71

После проработки задания 1 учитель предлагает учащимся инсценировку с составлением диалогов.

- В каком случае оправдано использование повышенной силы голоса? Почему?

- Почему в библиотеке следует разговаривать шепотом?

- А услышат ли вас, если на спортивных соревнованиях вы будете шептать?

- Какой вывод из этого упражнения мы можем сделать? (Для каждой ситуации необходимо выбирать определенную силу голоса и скорость речи.)

2. Работа со словарными словами

- Обратите внимание на слова в рамочках на с. 35.

- До каких рисунков из упражнения 71 их можно использовать?

- А что означают эти слова?

Учитель обращает внимание учащихся на необходимость использования этимологического и толкового словарей ради углубления сведений о слова библиотека и соревнования.

- На что надо обратить внимание при написании этих слов?

- Закройте учебники и пропишите каждое слово трижды, подчеркивая те буквы, которые надо запомнить.

Ребята записывают все возможные варианты переноса слова соревнования, а девушки - библиотека.

Физкультминутка.

3. Работа в парах (упражнение 72)

Проверка - опрос пар (выразительное чтение отрывков).

- Выберите и прочитайте обращение, которые употреблялись в этих отрывках. Как выделенные обращения на письме?

- Прочитайте правило на с. 36. Составьте и запишите предложение с одним из обращений. Выделите его на письме.

- Прочитайте интонационно правильно составленное предложение.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа со скороговорками (упражнение 73)

Задачи 1, 2 проработать устно. Можно организовать соревнования на лучшего чтеца скороговорок.

Задача 3 проработать на доске.

- Замените одним словом выражения из задания 4.

- А правильно ли так вести разговор? Почему?

- А как же надо разговаривать?

- А какие правила культурной речи вы знаете?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Прочитайте задание к упражнению 74.

- Расскажите, как вы его поняли.

- Прочитайте текст, который вы запишите под диктовку.

- Как называется такой вид работы? (Диктант)

- Обратите внимание на написание этого слова. Что надо запомнить?

 

VI. Итог урока

- Сейчас мы проведем тренировочный диктант.

Речь, письменная, устная, обращения.

- Что вы можете рассказать о каждом из этих слов?

- Как вы будете обращаться к мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры?

- С какими же правилами культурной речи мы сегодня познакомились?

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 36, упражнение 74.