РАЗДЕЛ 6 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
6.1. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
Дальнейшее развитие речного транспорта Украины
Речной транспорт, как и морской, имеет ряд преимуществ перед сухопутным. В частности,
готовы естественные пути, использование течения воды возможность одновременного
транспортировка больших грузов и пассажиров. Содержание водных путей требует
гораздо меньших капитальных вложений, так и перевозки грузов водным
транспортом обходится дешевле. Речной транспорт в Украине имеет давнюю историю.
Это, во-первых, судоходный Днепр, который был в свое время самой практичной
южной частью важного пути «из варяг в греки», «варяжский путь»,
соединял Скандинавию с такими развитыми в свое время странами, как
Древняя Греция и Византия. Этот путь был главным для развития Киевской
Руси, в частности, для укрепления ее торговых, культурных и религиозных связей.
Путь проходил по рекам суда перемещались по суше волоком. На севере он
начинавшийся из Варяжского (Балтийского) моря и дальше шел Невой через Ладожское
озеро, его притоком р. Волхов, Ільменським озером, его притоком р. Ловать вплоть
до первого 30-километрового волоку между ней и притоком Двины - р. Усвятою. Дальше
путь продолжался Двиной и Каспи, между которой и верховьям Днепра судна
перетаскивали по суше на расстоянии 80 км, и дальше путь продолжался уже к Днепром
Русского (Черного) моря.
Нападения кочевников на суда в степных районах и упадок Византии привели к
того, что этот путь со временем потерял свое прежнее значение. После того как Северное
Приднепровье отошло к Литве (XVI-XVIII ст.), часть днепровского пути
служила для внутренних водных связей, в частности, для перевозки леса. Нижнюю
часть Днепра широко использовали запорожцы для военных и хозяйственных
нужд.
После строительства в середине 30-х годов Днепрогэса и затопления Днепровских
порогов установилось сквозное судоходство на Днепре.
XVIII - первая половина XIX вв. - период интенсивного строительства каналов в
Европе с целью создания транспортных связей между отдельными речными
системами, В пределах Украины в то время сооружаются каналы для соединения бассейна
Днепра с бассейнами Немана, Вислы и Западной Двины, то есть черноморской
транспортной артерии - Днепра - с большими судоходными реками, которые впадают в
Балтийское море, через их верховья (или притока). В 1768 г. завершено строительство
Огинского канала, который соединил приток Немана г. Слоя с притоком Припяти
Ясельдою. Построен также и Березинский канал, который соединил небольшим
судоходным каналом притока Днепра Березину с Западной Двиной. В 1775 г.
завершена прокладка Днепровско-Бугского (Королевского) канала, который соединил
притока Западного Буга г. Муховець (бассейн Балтийского моря) с притоком
Припяти г. Пиною (бассейн Черного моря). Первые два канала функционировали
недолго. Потяжну трассу Днепровско-Бугского канала (примерно от Бреста до
Кобрина) в начале второй половины XIX в. был реконструирован. Этот канал
функционирует и используется (правда, ограниченно) для связей с Польшей.
Общая длина судоходных рек в Украине составляет 4,4 тыс. км, в том
числе с осветительной и светоотражающей обстановкой 3,9 тыс. км. Самая длинная
внутренняя водная артерия - Днепр (1200 км).
Речной транспорт Украины представлен межотраслевым государственным объединением
«Укрречфлот», которое реформировалось в акционерную судоходную компанию,
состоит из Главного предприятия и 290 структурных единиц.
Речным транспортом Украины перевозятся грузы Днепром, Дунаем, Черным и
Средиземным морями с запада в речные порты Румынии, Германии, Венгрии,
Австрии, а также морские порты Турции, Греции, Израиля, Франции, Италии.
Для развития речного транспорта необходимо применить большегрузные суда в
внутренних перевозках массовых грузов; увеличить долю грузов в
пакетированном виде, контейнерах; расширить перевозки в ліхтеровозах;
развивать перевозки экспортно-импортных грузов в судах типа река-море;
смягчить факторы сезонной неравномерности перевозок за счет продолжения
эксплуатационного периода и организации круглогодичной навигации на отдельных
участках; вывести из эксплуатации физически и морально устаревшие суда и
пополнить флот судами новых типов; расширить объемы перевозок буксирного
флота грузоподъемностью 3900 т и более; оснастить порты высокопроизводительных
перегрузочными комплексами для навалочных грузов, а также средствами малой
механизации, что позволит сократить простои судов, вагонов и автомобилей для
обработки, развить ведомственные причалы, оснастить их современной перегрузочной
техникой.
Для освоения намеченных объемов перевозок речного транспорта на перспективу
нужно 120 тыс. т самоходного грузового и 195 тыс. т несамоходного тоннажа.
Для обеспечения устойчивой работы речного транспорта надо реконструировать
суднопіднімальні сооружения Запорожского и Херсонского
судоремонтно-судостроительного заводов, отдельные объекты на Киевском судоремонтно-судостроительном
заводе, Черниговской и Днепропетровской ремонтно-эксплуатационных базах флота,
трехкамерный судоходный шлюз в Запорожье, построить Вилковську
ремонтно-эксплуатационную базу флота на Дунае.
Речной транспорт. Основные водные артерии Украины - Днепр с притоками Припять
и Десна, а также Днестр, Южный Буг. Как магистральные речные пути
используются участки Днестровского лимана общей протяженностью более ЗО
км, устье Дуная длиной 152 км, из них с морским оборудованием - 140 км. Все
другие судоходные реки - Десна (на север от Чернигова), Стырь, Горынь,
Днестр, Самара, Южный Буг, Северский Донец, Ингулец, Ворскла, Псел,
Орель - по транспортным использованием принадлежащих к малых рек, их
используют преимущественно для перевозки строительных материалов, некоторой
продукции АПК, но существенной роли в размещении производительных сил они не
играют.
Речной транспорт Украины системой каналов связан с реками Беларуси и
Польши, что дает выход в Балтийское море. Основные погрузочно-разгрузочные
работы осуществляются в речных портах Киева, Днепропетровска, Запорожья,
Днепродзержинска, Кременчуга, Черкасс, Никополя, Чернигова, Херсона, Николаева,
Рени, Измаила, Килии, Вилково.
В структуре перевозок доминируют минеральные строительные материалы (строительный
песок и твердые кристаллические материалы), цемент, руды, металлы и металлолом,
уголь, продукция АПК. Наибольший объем грузовых перевозок осуществляют
Киевская, Днепропетровская, Запорожская и Херсонская области.