Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 6 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

6.1. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

Дальнейшее развитие речного транспорта Украины

Речной транспорт, как и морской, имеет ряд преимуществ перед сухопутным. В частности, готовы естественные пути, использование течения воды возможность одновременного транспортировка больших грузов и пассажиров. Содержание водных путей требует гораздо меньших капитальных вложений, так и перевозки грузов водным транспортом обходится дешевле. Речной транспорт в Украине имеет давнюю историю. Это, во-первых, судоходный Днепр, который был в свое время самой практичной южной частью важного пути «из варяг в греки», «варяжский путь», соединял Скандинавию с такими развитыми в свое время странами, как Древняя Греция и Византия. Этот путь был главным для развития Киевской Руси, в частности, для укрепления ее торговых, культурных и религиозных связей. Путь проходил по рекам суда перемещались по суше волоком. На севере он начинавшийся из Варяжского (Балтийского) моря и дальше шел Невой через Ладожское озеро, его притоком р. Волхов, Ільменським озером, его притоком р. Ловать вплоть до первого 30-километрового волоку между ней и притоком Двины - р. Усвятою. Дальше путь продолжался Двиной и Каспи, между которой и верховьям Днепра судна перетаскивали по суше на расстоянии 80 км, и дальше путь продолжался уже к Днепром Русского (Черного) моря.

Нападения кочевников на суда в степных районах и упадок Византии привели к того, что этот путь со временем потерял свое прежнее значение. После того как Северное Приднепровье отошло к Литве (XVI-XVIII ст.), часть днепровского пути служила для внутренних водных связей, в частности, для перевозки леса. Нижнюю часть Днепра широко использовали запорожцы для военных и хозяйственных нужд.

После строительства в середине 30-х годов Днепрогэса и затопления Днепровских порогов установилось сквозное судоходство на Днепре.

XVIII - первая половина XIX вв. - период интенсивного строительства каналов в Европе с целью создания транспортных связей между отдельными речными системами, В пределах Украины в то время сооружаются каналы для соединения бассейна Днепра с бассейнами Немана, Вислы и Западной Двины, то есть черноморской транспортной артерии - Днепра - с большими судоходными реками, которые впадают в Балтийское море, через их верховья (или притока). В 1768 г. завершено строительство Огинского канала, который соединил приток Немана г. Слоя с притоком Припяти Ясельдою. Построен также и Березинский канал, который соединил небольшим судоходным каналом притока Днепра Березину с Западной Двиной. В 1775 г. завершена прокладка Днепровско-Бугского (Королевского) канала, который соединил притока Западного Буга г. Муховець (бассейн Балтийского моря) с притоком Припяти г. Пиною (бассейн Черного моря). Первые два канала функционировали недолго. Потяжну трассу Днепровско-Бугского канала (примерно от Бреста до Кобрина) в начале второй половины XIX в. был реконструирован. Этот канал функционирует и используется (правда, ограниченно) для связей с Польшей.

Общая длина судоходных рек в Украине составляет 4,4 тыс. км, в том числе с осветительной и светоотражающей обстановкой 3,9 тыс. км. Самая длинная внутренняя водная артерия - Днепр (1200 км).

Речной транспорт Украины представлен межотраслевым государственным объединением «Укрречфлот», которое реформировалось в акционерную судоходную компанию, состоит из Главного предприятия и 290 структурных единиц.

Речным транспортом Украины перевозятся грузы Днепром, Дунаем, Черным и Средиземным морями с запада в речные порты Румынии, Германии, Венгрии, Австрии, а также морские порты Турции, Греции, Израиля, Франции, Италии.

Для развития речного транспорта необходимо применить большегрузные суда в внутренних перевозках массовых грузов; увеличить долю грузов в пакетированном виде, контейнерах; расширить перевозки в ліхтеровозах; развивать перевозки экспортно-импортных грузов в судах типа река-море; смягчить факторы сезонной неравномерности перевозок за счет продолжения эксплуатационного периода и организации круглогодичной навигации на отдельных участках; вывести из эксплуатации физически и морально устаревшие суда и пополнить флот судами новых типов; расширить объемы перевозок буксирного флота грузоподъемностью 3900 т и более; оснастить порты высокопроизводительных перегрузочными комплексами для навалочных грузов, а также средствами малой механизации, что позволит сократить простои судов, вагонов и автомобилей для обработки, развить ведомственные причалы, оснастить их современной перегрузочной техникой.

Для освоения намеченных объемов перевозок речного транспорта на перспективу нужно 120 тыс. т самоходного грузового и 195 тыс. т несамоходного тоннажа.

Для обеспечения устойчивой работы речного транспорта надо реконструировать суднопіднімальні сооружения Запорожского и Херсонского судоремонтно-судостроительного заводов, отдельные объекты на Киевском судоремонтно-судостроительном заводе, Черниговской и Днепропетровской ремонтно-эксплуатационных базах флота, трехкамерный судоходный шлюз в Запорожье, построить Вилковську ремонтно-эксплуатационную базу флота на Дунае.

Речной транспорт. Основные водные артерии Украины - Днепр с притоками Припять и Десна, а также Днестр, Южный Буг. Как магистральные речные пути используются участки Днестровского лимана общей протяженностью более ЗО км, устье Дуная длиной 152 км, из них с морским оборудованием - 140 км. Все другие судоходные реки - Десна (на север от Чернигова), Стырь, Горынь, Днестр, Самара, Южный Буг, Северский Донец, Ингулец, Ворскла, Псел, Орель - по транспортным использованием принадлежащих к малых рек, их используют преимущественно для перевозки строительных материалов, некоторой продукции АПК, но существенной роли в размещении производительных сил они не играют.

Речной транспорт Украины системой каналов связан с реками Беларуси и Польши, что дает выход в Балтийское море. Основные погрузочно-разгрузочные работы осуществляются в речных портах Киева, Днепропетровска, Запорожья, Днепродзержинска, Кременчуга, Черкасс, Никополя, Чернигова, Херсона, Николаева, Рени, Измаила, Килии, Вилково.

В структуре перевозок доминируют минеральные строительные материалы (строительный песок и твердые кристаллические материалы), цемент, руды, металлы и металлолом, уголь, продукция АПК. Наибольший объем грузовых перевозок осуществляют Киевская, Днепропетровская, Запорожская и Херсонская области.