РАЗДЕЛ 6 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
6.1. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
Общие положения
Внутренние водные пути распределяют на судоходных, по которым возможно безопасное движение
кораблей и сплавные. Судоходных путях могут быть природными или искусственными, с
гарантированными глубинами и без них, с освітлюємою обстановкой и неоовітлюємою.
В естественных судоходных путей относят реки и озера, используемые для
судоходства в их естественном состоянии или при наличии гидротехнических сооружений,
не вызывают значительного изменения их режима. Каналы и водохранилища, а также реки,
режим которых сильно изменен построенными на них гидротехническими сооружениями,
считают искусственными судохідними водными путями.
Суда движутся по судовому ходу (фарватеру) - это полоса водного пути, глубина
которого по всей длине должна превышать на 0,1 - 0,3 м осадку кораблей,
плавают, а ширина должна позволять безопасное прохождения двух встречных
кораблей. Наименьшая гарантированная глубина судового хода для кораблей
грузоподъемностью до 2000 т составляет 0,8-1,4 м. Фарватер замечают специальными
знаки речной обстановки. Для обеспечения безопасности судоходства на реках
устанавливают береговые (сигнальные мачты, созданы, семафорні и километровые
знаки) и плавучие (вехи, бакены, буи) освещаемые и не освещаемые знаки.
Размеры судового хода (ширины, глубины, размеры мостовых отверстий, шлюзов)
называются габаритами водного пути.
Судоходных каналы делают открытыми, когда реки,которые соединяются, находятся на
одном уровне, и шлюзованими, если реки расположены по разные стороны водораздела.
Кроме этого, делают обходные каналы (для пропуска кораблей в обход несудоходных
участков) и подходные каналы к портам, шлюзов и т.п.
Каналы строят или в виямках, или в насыпях (между валами грунта). их пополняют
водой сами по себе или подачей воды с помощью насосов. Ширину канала принимают
при условии безопасного пропуска встречных кораблей, то есть в 2,6 раз больше
ширину расчетного судна, радиус искривленных участков не менее 6-ти кратной
длины расчетного судна.
Шлюзы сооружают на каналах и реках для пропуска судов через водоразделы и
плотины. Основные размеры камер шлюзов устанавливают в зависимости от размеров
расчетного корабля. Наиболее распространены однокамерные шлюзи. их строят при
разности уровней воды не более 25 м. В зависимости от пропускной способности шлюзы
располагаются в одну, две и более параллельных линий.
Иногда вместо шлюзов устанавливают вертикальные или горизонтальные судопідйомники,
что есть очень сложные строительные и эксплуатационные сооружения.
Наибольшего расцвета речной транспорт Украины достиг в 1989 году. За тот
период было перевезено 67,4 млн.т грузов и 20,2 млн. чел., длина речных
судоходных путей достигла 4,9 тыс. км, в том числе искусственных - около 1000
км. Основной объем перевозок осуществлялся по Днепру и его притокам Припяти
и Десне. Транспортные перевозки в республике проводил также флот малых рек
(Северского Донца, Стыри, Горыни, Самары, Днестра, Сулы), общая длина
которых составляет свыше 2 тыс. км. До 1986 года сухогрузные суда
грузоподъемностью 2000 т возили из Запорожья в Чернобыль железную руду. Потом
ее перегружали на белорусские речные рудовозами меньшей тоннажности и по
Припяти и системе каналов и малых рек доставляли груз в Брест.
Чернобыльская авария перекрыла этот путь. Длина водных путей сократилась и
составляет 3,9 тыс. км.
Наиболее массовые грузы - руда, щебень, донецкий уголь, шлаки
металопереробної промышленности. их выполняют грузовые теплоходы
грузоподъемностью 600, 1800 и 2000 т, буксиры и несамоходные суда.
В 1992 г. по инициативе руководства Укрречфлота была проведена работа по
разгосударствлению отрасли. На базе головного предприятия была организована
Акционерная судоходная компания. При этом все речные порты были
реорганизованы в самостоятельные акционерные общества. Исключение составили производственные
объединение «Укрводпуть» и «Держфлотнагляд», которые были отнесены к государственным
структур. Международные и внутрішньобасейні перевозки выполняет судоходная
компания. Местные перевозки выполняет флот портов.
На начало 1995 года Украина имела 815 кораблей общей грузоподъемностью 754
тыс. т, из них 240 пассажирских и 71 корабль смешанного плавания. Средний возраст
кораблей составил 13 лет, в том числе: самоходных -18 г., несамоходных - 4р.,
буксиров - 13,7 лет. В это время на Украине было зарегистрировано 36 судоходных
частных компаний из 45 кораблей малого тоннажа, 100 экспедиторских компаний
и 19-агенств тоннажа. За 1989-1994 гг. падение объемов перевозок составило 3,5
раза, пассажиров в 2,9 раза. Объем импортно-экспортных грузов снизился с
2,65
млн. т до 2,4 млн. т. Основными отправителями грузов на экспорт является
Днепропетровский, Запорожский, Николаевский и Херсонский речные порты. С
общего объема перевозок в 1994 г. на экспорт перевезено 1,43 млн. т, на
импорт-0,11 млн. т и между заграничными портами 0,88 млн. т, в т. ч. в
придунайские страны 0,86 млн. т. В 1995 г. на Днепре работало 500 кораблей с
России, тогда как почти вся Днепровская флотилия работала на Дунае.
Согласно закона Украины «О транспорте» в состав речного транспорта входят
предприятия речного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров и
грузов, порты и пристани, суда, судостроительно-судоремонтные заводы,
ремонтно-эксплуатационные базы, предприятия дорожного хозяйства, а также
предприятия связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие
предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения, физической культуры и
спорта, культуры, проектно-конструкторские организации и другие предприятия,
учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу
речного транспорта.
К землям речного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под:
порты, специализированные причалы, пристани и затоны со всеми техническими сооружениями
и оборудованием, обслуживающими речной транспорт; пассажирские вокзалы,
павильоны и причалы, судоходные каналы, судоходные, энергетические и
гидротехнические сооружения, служебно-технические здания; берегоукрепительные сооружения и
насаждения; специальные насаждения для выращивания древесины; узлы связи,
радиоцентры и радиостанции; здания, береговые навигационные знаки и другие сооружения
для обслуживания водных путей, судоремонтные заводы, ремонтно-эксплуатационные
базы, мастерские, судоверфи, відстойно-ремонтные пункты, склады, материально-технические
базы, инженерные сети, служебные и культурно-бытовые помещения, другие
объекты, обеспечивающие работу речного транспорта.
Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях,
вне населенных пунктов выделяется в установленном порядке береговая полоса.
Земли береговой полосы не изымаются у землепользователей и используются
в соответствии с действующим законодательством Украины.
Технический, классификационный и судоходный надзор за речными судами
осуществляется Украинской государственной инспекцией Регистра и безопасности судоходства
в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Речной регистр - государственный орган технического надзора, определяет условия, которые
гарантируют безопасность плавания судов внутренними водными путями. Регистра
поднадзорные самоходные суда, предназначенные для перевозки более 12 чел., суда с
двигателями мощностью 50 л.с., несамоходные грузовые суда водоизмещением от 100
рег. т (регистровая (регістрова) т) - единица измерения внутреннего объема
торговых судов = 100 англ. фунтам3 (2,83 м3)) судебное
подъемное оборудование грузоподъемностью 1 т и выше. Речной регистр разрабатывает
нормы и правила для поднадзорных ему судов, осуществляет технический надзор за
строительством, ремонтом и эксплуатацией судов.