Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 6 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

6.1. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

Общие положения

Внутренние водные пути распределяют на судоходных, по которым возможно безопасное движение кораблей и сплавные. Судоходных путях могут быть природными или искусственными, с гарантированными глубинами и без них, с освітлюємою обстановкой и неоовітлюємою.

В естественных судоходных путей относят реки и озера, используемые для судоходства в их естественном состоянии или при наличии гидротехнических сооружений, не вызывают значительного изменения их режима. Каналы и водохранилища, а также реки, режим которых сильно изменен построенными на них гидротехническими сооружениями, считают искусственными судохідними водными путями.

Суда движутся по судовому ходу (фарватеру) - это полоса водного пути, глубина которого по всей длине должна превышать на 0,1 - 0,3 м осадку кораблей, плавают, а ширина должна позволять безопасное прохождения двух встречных кораблей. Наименьшая гарантированная глубина судового хода для кораблей грузоподъемностью до 2000 т составляет 0,8-1,4 м. Фарватер замечают специальными знаки речной обстановки. Для обеспечения безопасности судоходства на реках устанавливают береговые (сигнальные мачты, созданы, семафорні и километровые знаки) и плавучие (вехи, бакены, буи) освещаемые и не освещаемые знаки.

Размеры судового хода (ширины, глубины, размеры мостовых отверстий, шлюзов) называются габаритами водного пути.

Судоходных каналы делают открытыми, когда реки,которые соединяются, находятся на одном уровне, и шлюзованими, если реки расположены по разные стороны водораздела. Кроме этого, делают обходные каналы (для пропуска кораблей в обход несудоходных участков) и подходные каналы к портам, шлюзов и т.п.

Каналы строят или в виямках, или в насыпях (между валами грунта). их пополняют водой сами по себе или подачей воды с помощью насосов. Ширину канала принимают при условии безопасного пропуска встречных кораблей, то есть в 2,6 раз больше ширину расчетного судна, радиус искривленных участков не менее 6-ти кратной длины расчетного судна.

Шлюзы сооружают на каналах и реках для пропуска судов через водоразделы и плотины. Основные размеры камер шлюзов устанавливают в зависимости от размеров расчетного корабля. Наиболее распространены однокамерные шлюзи. их строят при разности уровней воды не более 25 м. В зависимости от пропускной способности шлюзы располагаются в одну, две и более параллельных линий.

Иногда вместо шлюзов устанавливают вертикальные или горизонтальные судопідйомники, что есть очень сложные строительные и эксплуатационные сооружения.

Наибольшего расцвета речной транспорт Украины достиг в 1989 году. За тот период было перевезено 67,4 млн.т грузов и 20,2 млн. чел., длина речных судоходных путей достигла 4,9 тыс. км, в том числе искусственных - около 1000 км. Основной объем перевозок осуществлялся по Днепру и его притокам Припяти и Десне. Транспортные перевозки в республике проводил также флот малых рек (Северского Донца, Стыри, Горыни, Самары, Днестра, Сулы), общая длина которых составляет свыше 2 тыс. км. До 1986 года сухогрузные суда грузоподъемностью 2000 т возили из Запорожья в Чернобыль железную руду. Потом ее перегружали на белорусские речные рудовозами меньшей тоннажности и по Припяти и системе каналов и малых рек доставляли груз в Брест. Чернобыльская авария перекрыла этот путь. Длина водных путей сократилась и составляет 3,9 тыс. км.

Наиболее массовые грузы - руда, щебень, донецкий уголь, шлаки металопереробної промышленности. их выполняют грузовые теплоходы грузоподъемностью 600, 1800 и 2000 т, буксиры и несамоходные суда.

В 1992 г. по инициативе руководства Укрречфлота была проведена работа по разгосударствлению отрасли. На базе головного предприятия была организована Акционерная судоходная компания. При этом все речные порты были реорганизованы в самостоятельные акционерные общества. Исключение составили производственные объединение «Укрводпуть» и «Держфлотнагляд», которые были отнесены к государственным структур. Международные и внутрішньобасейні перевозки выполняет судоходная компания. Местные перевозки выполняет флот портов.

На начало 1995 года Украина имела 815 кораблей общей грузоподъемностью 754 тыс. т, из них 240 пассажирских и 71 корабль смешанного плавания. Средний возраст кораблей составил 13 лет, в том числе: самоходных -18 г., несамоходных - 4р., буксиров - 13,7 лет. В это время на Украине было зарегистрировано 36 судоходных частных компаний из 45 кораблей малого тоннажа, 100 экспедиторских компаний и 19-агенств тоннажа. За 1989-1994 гг. падение объемов перевозок составило 3,5 раза, пассажиров в 2,9 раза. Объем импортно-экспортных грузов снизился с

2,65 млн. т до 2,4 млн. т. Основными отправителями грузов на экспорт является Днепропетровский, Запорожский, Николаевский и Херсонский речные порты. С общего объема перевозок в 1994 г. на экспорт перевезено 1,43 млн. т, на импорт-0,11 млн. т и между заграничными портами 0,88 млн. т, в т. ч. в придунайские страны 0,86 млн. т. В 1995 г. на Днепре работало 500 кораблей с России, тогда как почти вся Днепровская флотилия работала на Дунае.

Согласно закона Украины «О транспорте» в состав речного транспорта входят предприятия речного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, порты и пристани, суда, судостроительно-судоремонтные заводы, ремонтно-эксплуатационные базы, предприятия дорожного хозяйства, а также предприятия связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, проектно-конструкторские организации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу речного транспорта.

К землям речного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под: порты, специализированные причалы, пристани и затоны со всеми техническими сооружениями и оборудованием, обслуживающими речной транспорт; пассажирские вокзалы, павильоны и причалы, судоходные каналы, судоходные, энергетические и гидротехнические сооружения, служебно-технические здания; берегоукрепительные сооружения и насаждения; специальные насаждения для выращивания древесины; узлы связи, радиоцентры и радиостанции; здания, береговые навигационные знаки и другие сооружения для обслуживания водных путей, судоремонтные заводы, ремонтно-эксплуатационные базы, мастерские, судоверфи, відстойно-ремонтные пункты, склады, материально-технические базы, инженерные сети, служебные и культурно-бытовые помещения, другие объекты, обеспечивающие работу речного транспорта.

Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях, вне населенных пунктов выделяется в установленном порядке береговая полоса. Земли береговой полосы не изымаются у землепользователей и используются в соответствии с действующим законодательством Украины.

Технический, классификационный и судоходный надзор за речными судами осуществляется Украинской государственной инспекцией Регистра и безопасности судоходства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Речной регистр - государственный орган технического надзора, определяет условия, которые гарантируют безопасность плавания судов внутренними водными путями. Регистра поднадзорные самоходные суда, предназначенные для перевозки более 12 чел., суда с двигателями мощностью 50 л.с., несамоходные грузовые суда водоизмещением от 100 рег. т (регистровая (регістрова) т) - единица измерения внутреннего объема торговых судов = 100 англ. фунтам3 (2,83 м3)) судебное подъемное оборудование грузоподъемностью 1 т и выше. Речной регистр разрабатывает нормы и правила для поднадзорных ему судов, осуществляет технический надзор за строительством, ремонтом и эксплуатацией судов.