РАЗДЕЛ 6 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
6.2. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Флот, который эксплуатируется на реках, состоит из транспортных, технических и
вспомогательных кораблей. Транспортные суда перевозят грузы и пассажиров,
технические ведут работы по углублению и очистке дна, а вспомогательные обслуживают
транспортные и технические суда.
Транспортные суда подразделяются по назначению на грузовые, грузопассажирские
и пассажирские. За использованием водной среды они бывают
водовміщуючими, глісируючими, на подводных крыльях и воздушной подушке. По
способом движения судна различают на самоходные, имеющие силовое оборудование и
движущие (пароходы, теплоходы, газоходы, дизель-электроходы, буксиры, толкачи),
и несамоходные (баржи и склады для товкання).
Несамоходные судна перемещают с помощью самоходных (буксиров, толкачей),
сплавом и редко тягой с берега (на каналах).
Кроме этого, грузовые корабли разделяют на сухогрузные, наливные, универсальные
и специализированные по родам грузов.
Приспособленность кораблей грузовых работ характеризуют перекрытием палубы.
Отношение общей площади люков к общей площади трюмов называют
коэффициентом вертикального проникновения. Известные корабли-площадки (К = 1),
открытые судна (К > 0.61), полуоткрытые (К = 0,3-0,61) и закрытые при К
0,3. По величине этого коэффициента связано время стоянки под грузовыми
операциями.
Основными характеристиками судна являются размеры корпуса, наибольшие размеры с
учетом надстроек, средняя осадка, водосодержание и грузоподъемность.
Водосодержание полностью загруженного судна рассчитывают по формуле.
где
В - удельный вес воды, г - отношение объема подводной части судна к объему
описанного вокруг нее параллелепипеда; И - длина корпуса судна; В - ширина
корпуса судна; Т - осадка судна в загруженном состоянии (равна массе воды,
вытесняемой судном при погружении до ватерлинии).
Водосодержание судна в порожнем состоянии (без груза, запаса топлива, команды,
провианта) рассчитывают по формуле.
Грузоподъемность судна (дедвейт) - это вес груза, воды, команды и т.п., которые
могут быть загружены на судно при установленной предельной осадке.
Безопасность плавания кораблей определяется их прочностью, устойчивостью, хідкістю,
управляемостью и жизненностью. Прочность - это свойство выдерживать расчетные
нагрузки. Хідкість - это свойство развивать скорость соответствующую
мощности двигателя. Устойчивость - свойство возвращаться в исходное положение с
состояния нарушенного равновесия после прекращения действия сил, вызвали крен судна
(ветер, неравномерная загрузка корабля, скопления пассажиров с одного борта).
Управляемость - свойство судна сохранять заданное направление движения. Жизненность -
свойство оставаться на плаву при частичном затоплении помещений.
Водовміщуючі суда благодаря большому сопротивления имеют сравнительно небольшие скорости
движения. Например, грузовой теплоход «река-море» грузоподъемностью 2,7 тыс. т,
мощность силового агрегата около 1000 кВт, (114x13x13 м), максимальная осадка
3,5 м, имеет скорость в стоячей воде 18,6 км/ч.
Для избежания большого сопротивления движению используют суда на подводных крыльях,
суда-катамараны и суда на воздушной подушке.
Судно на подводных крыльях сначала движется как водовміщуюче судно, а при
достижении некоторой скорости выходит на подводные крылья. При этом
наблюдается зависимость: больше водосодержание судна, тем выше предельная
скорость и тем больше должна быть мощность двигателя. Причем, необходима
мощность увеличивается в кубической зависимости на каждую дополнительную тонну груза.
Поэтому они используются как малотоннажные суда.
Судна катамараны имеют два узких корпуса под общей палубой. Они имеют
хорошие ходовые свойства и показатели безопасности движения. их грузоподъемность
600-1000 т, скорость 25-28 км/ч.
Судна на воздушной подушке можно использовать в течение целого года - для
движения по воде, льду с выходом на пологий берег. Корабли этого типа имеют
общий вес 238 т, полезная нагрузка - 85 т.