Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 6 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

6.2. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Флот, который эксплуатируется на реках, состоит из транспортных, технических и вспомогательных кораблей. Транспортные суда перевозят грузы и пассажиров, технические ведут работы по углублению и очистке дна, а вспомогательные обслуживают транспортные и технические суда.

Транспортные суда подразделяются по назначению на грузовые, грузопассажирские и пассажирские. За использованием водной среды они бывают водовміщуючими, глісируючими, на подводных крыльях и воздушной подушке. По способом движения судна различают на самоходные, имеющие силовое оборудование и движущие (пароходы, теплоходы, газоходы, дизель-электроходы, буксиры, толкачи), и несамоходные (баржи и склады для товкання).

Несамоходные судна перемещают с помощью самоходных (буксиров, толкачей), сплавом и редко тягой с берега (на каналах).

Кроме этого, грузовые корабли разделяют на сухогрузные, наливные, универсальные и специализированные по родам грузов.

Приспособленность кораблей грузовых работ характеризуют перекрытием палубы. Отношение общей площади люков к общей площади трюмов называют коэффициентом вертикального проникновения. Известные корабли-площадки (К = 1), открытые судна (К > 0.61), полуоткрытые (К = 0,3-0,61) и закрытые при К 0,3. По величине этого коэффициента связано время стоянки под грузовыми операциями.

Основными характеристиками судна являются размеры корпуса, наибольшие размеры с учетом надстроек, средняя осадка, водосодержание и грузоподъемность.

Водосодержание полностью загруженного судна рассчитывают по формуле.

где В - удельный вес воды, г - отношение объема подводной части судна к объему описанного вокруг нее параллелепипеда; И - длина корпуса судна; В - ширина корпуса судна; Т - осадка судна в загруженном состоянии (равна массе воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии).

Водосодержание судна в порожнем состоянии (без груза, запаса топлива, команды, провианта) рассчитывают по формуле.

Грузоподъемность судна (дедвейт) - это вес груза, воды, команды и т.п., которые могут быть загружены на судно при установленной предельной осадке.

Безопасность плавания кораблей определяется их прочностью, устойчивостью, хідкістю, управляемостью и жизненностью. Прочность - это свойство выдерживать расчетные нагрузки. Хідкість - это свойство развивать скорость соответствующую мощности двигателя. Устойчивость - свойство возвращаться в исходное положение с состояния нарушенного равновесия после прекращения действия сил, вызвали крен судна (ветер, неравномерная загрузка корабля, скопления пассажиров с одного борта). Управляемость - свойство судна сохранять заданное направление движения. Жизненность - свойство оставаться на плаву при частичном затоплении помещений.

Водовміщуючі суда благодаря большому сопротивления имеют сравнительно небольшие скорости движения. Например, грузовой теплоход «река-море» грузоподъемностью 2,7 тыс. т, мощность силового агрегата около 1000 кВт, (114x13x13 м), максимальная осадка 3,5 м, имеет скорость в стоячей воде 18,6 км/ч.

Для избежания большого сопротивления движению используют суда на подводных крыльях, суда-катамараны и суда на воздушной подушке.

Судно на подводных крыльях сначала движется как водовміщуюче судно, а при достижении некоторой скорости выходит на подводные крылья. При этом наблюдается зависимость: больше водосодержание судна, тем выше предельная скорость и тем больше должна быть мощность двигателя. Причем, необходима мощность увеличивается в кубической зависимости на каждую дополнительную тонну груза. Поэтому они используются как малотоннажные суда.

Судна катамараны имеют два узких корпуса под общей палубой. Они имеют хорошие ходовые свойства и показатели безопасности движения. их грузоподъемность 600-1000 т, скорость 25-28 км/ч.

Судна на воздушной подушке можно использовать в течение целого года - для движения по воде, льду с выходом на пологий берег. Корабли этого типа имеют общий вес 238 т, полезная нагрузка - 85 т.