ЖИЗНЬ СОЦИАЛЬНОЕ - а) компонент сусп. жизни (см. Жизнь общественная); б) совокупность разнообразных форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей, проявление, воспроизведение и утверждение социальных характеристик индивидов и сообществ "... Что такое жизнь, - спрашивал к. маркс, - если она не есть деятельность?". Однако мысль о жизни как деятельность (епег£еіа) обосновывал еще Аристотель. Итак, в древние времена было зафиксировано самую существенную признак Ж. с. - его общий деятельностный характер. Разумеется, эта черта Ж. с. обусловлена взаимодействием индивидов, которые образуют определенную общность. Как совместная деятельность индивидов Ж. с. функционирует в контексте сусп. жизни и сосуществует с такими его процессами, как экон., полет., моральное, духовное жизни. А непосредственно обрамляют Ж. с. социальные отношения, образующие соответствующую сферу общества, где главным образом и проходит Ж. с., приобретая той или иной организации и качества.
Поскольку Ж. с. является совместной деятельностью, то его общ. характеристика предполагает прежде всего выделение тех особенностей, которые непосредственно воплощают в себе проявления коллективного, осуществляемого совместно процесса жизнедеятельности людей. В таком случае берется во внимание то, что эти люди выступают совокупным носителем (субъектом) своего Ж. с., а среди первых условий этого жизнь должна быть указана социальная предметность, что правит за универсальное средство осуществления деятельности и материализации сусп. отношений. Основные формы этой предметности такие: человеческая телесность, вещи и предметы, социальные ин-ты, знаки. Все они вместе образуют тот предметный мир человека и общества, на основе которого и с использованием которого разворачивается все многообразие проявлений Ж. с. В частности, телесная форма предметности, что является непосредственным носителем жизненных сил человеческого индивида и непосредственным условием его реального существования, обусловливает саму возможность Же. с. Вещественная форма предметности, что содержит в себе "угасшую" трудовую деятельность (труд), предстает огромным морем потребительских стоимостей для производственного и внепроизводственного потребления. Благодаря этому Же. с., утилизируя многочисленные вещи, аккумулирует в себе определенные стороны сусп. круговорота веществ. С этой стороны оно выступает как процесс потребления. Институциональная форма предметности дифференцирует, закрепляет и регулирует ход Ж. с. как многочисленных статусно-ролевых форм профессиональной, трудовой деятельности. Наконец знаковая форма предметности выполняет функцию сохранения и передачи информации, благодаря чему потоки последней, а также инф. взаимодействия пронизывают Ж. с., а именно оно существует в этом отношении как общение.
Конечно, совместных форм жизнедеятельности людей, то есть реализации Ж. с., бесчисленное количество. Назовем главные из них: общение, труд, игра, потребления, управления, воспитания, обучения.
Однако выделением непосредственно совместных, коллективных форм жизнедеятельности людей и их предметных условий существования характеристика Ж. с не исчерпывается. Его следует рассматривать и со стороны тех свойств и форм, что через открытые коллективные процессы непосредственно не проявляются или проявляются слабо, замаскировано и косвенно (напр., естественная жизнедеятельность организма человека, личную, частную жизнь индивида). Речь идет о том, что, как и все другие формы и процессы сусп. жизни, Ж. с в то же время является выражением также и того непосредственного жизни, что проходит в индивидах. Без этой формы жизнедеятельности оно просто невозможно. Люди, проживая Ж. с., в то же время живут и своим непосредственным, собственно жизнью, тратя на Ж. с. свои силы, здоровье, энергию и т.д. Поэтому Ж. с. насквозь пронизано процессами и отношениями, связанными с в-вом, воспроизводством и реализацией этого непосредственного жизни. Так же этот процесс в-ва и воспроизводства непосредственной жизни содержит в себе, как известно, двойной смысл (с одной стороны,-во средств к жизни, с другой - в-во самого человека, продолжение рода), то Ж. с., в конце концов, подчиняется законам и первого, и второго процессов в-ва. Более того, оно используется как средство поддержания индивидуального существования (жизни) человека.
Правда, во втором случае Ж. с. приобретает личного, в т.ч. и семейной жизни, что характеризуется максимально индивидуализированными типами социальности (общности) и деятельности, которые, к тому же, не существуют без обособления от общества. Индивидуализация социальных отношений в таких формах Ж. с. выступает как их закономерность, а сами эти формы предполагают доминирование субъективного фактора (личное предпочтение, удовольствие и т.п.). Однако и в этом случае Ж. с. остается процессом совместной жизнедеятельности людей хотя бы учитывая их, людей, сусп. природу, что обнаруживает себя не обязательно непосредственно в коллективных формах. "Индивид есть общественное существо, - справедливо подчеркивал к. маркс. - Поэтому всякое проявление его жизни - даже когда он и не выступает в непосредственной форме коллективного, осуществляемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни" (Маркс К,, Энгельс Ф. Из ранних произведений. К., 1973. С.549).
Следовательно, Ж. с. есть не что иное, как совместная жизнедеятельность людей, что предполагает их взаимозависимость, взаимодействие и потребность друг в друге. Оно обеспечивает сохранение и развитие социального организма и индивидуальную жизнь его членов. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, к реализуется их совместная деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями. Это жизнь в рамках коллективно выработанных стереотипах поведения, организационной дисциплины, социального контроля и предписаний, обезличенных норм, требующих соответствующих реакций и действий. Мастырю» ей свою Ж. с., индивиды одновременно "производят" и социальные отношения, в рамках которых оно реализуется.
Внешне Ж. с. представляют разные события, акции, акты, действия, взаимодействия, происходящие в определенном пространственно-временном интервале, их текучая совокупность образует его ткань, непрерывный поток. Так оказывается процессуальный сторону Ж. с., потому что изменение этих событий, акций и т. д. выражает его динамику, ритмику, интенсивность. Среди главных признаков и свойств Ж. с. следует выделить такие из них, как его практ. характер, ситуативность и целеустремленность, которая, однако, не исключает стихийности, инерционности. Ж. с. присущи определенный способ реализации (стиль жизни), качество, особенности структурной организации, уровень удовлетворения потребностей и интересов людей, конкретно-истор. характер предметности и др. Ж. с. реализуется как решение одних и порождение новых задач и проблем, как переход от одной проблемной ситуации к другой. Субъект Ж. с. сам же его и организовывает и контролирует с учетом универсальных, конкретных (локальных) и индивидуальных условий жизненной ситуации. При этом важное значение имеет социальная инфраструктура, которая предоставляет Ж. с. определенного качества через создание тех или иных удобств или неудобств для удовлетворения разнообразных потребностей людей и их групп.
В связи с тем, что в реальном Ж. с. переплетаются массовые и индивидуальные процессы и явления, то нужно различать в нем индивидуальный уровень (Ж. с. индивида, личности) и уровень массовых процессов жизнедеятельности (Ж. с. класса, общества, группы). Исследуя Ж. с. на индивидуальном микроуровне, социология освещает широкий спектр его неповторимых проявлений, составляющих повседневную жизнедеятельность людей. Изучая Ж. с. на уровне массовых процессов, она создает картину Же. С. общества на почве выделения личного, то есть Ж. с. многочисленных социальных групп, а также общества, нации, народа. Это дает возможность выявлять общ. закономерности Ж. с., наиболее устойчивые способы его организации и реализации.
Особый аспект Ж. с. - социокультурный. Он связан с проблемой социального существования ("жизни") человеческой личности, зафиксированной в произведениях культуры, искусства (текстах, музыке, картинах живописи, скульптуре и т.п.). Давно умерли. Шекспир, В. Пушкин и Т. Шевченко, но их личности "живут" в их произведениях и каждый раз начинают функционировать в социокультурном процессе, как только люди обращаются к этим произведениям (читают, изучают их, ставят на сцене и т.д.). Нет уже, скажем, и певца М. Бернеса, но с его личностью мы начинаем общаться, как только включаем записи его песен. Итак, имеем дело с явлением Ж. с. личности, что отделилась от своего первичного носителя и вошла с помощью определенных знаковых кодов к социокультурному миру людей.
Однако отечественной социологией ни эта, ни другие фундаментальные проблемы Ж. с. должным образом не изучались, не разработано специальной теории этого явления, которая основывалась бы на собственное соціол. понятийном аппарате и раскрывала его закономерности, признаки, свойства, показатели.