ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ - реальный, органически целостный процесс существования, развития и взаимодействия социальных субъектов (лиц, групп, обществ), что происходит в конкретно-истор. условиях и характеризуется определенной системой форм деятельности, отношений, общения и духовного освоения и преобразования действительности человеком. Специфической чертой Ж. с. является то, что оно предстает как единство процессов материального и духовного, стихийного и сознательного, животное же - как игра чисто стихийных, природных сил. Возникая как триединый процесс взаимодействия, самосохранения и самообновления социальных организмов, Ж. с. не редуцируется к причинно-следственной зависимости духовного от материального или наоборот. Сусп. сознание и сусп. бытие есть лишь моментами жизнедеятельности, что обусловливает их сущность и характер их взаимовлияния и взаимосвязей.
Атрибутивной признаком Ж. с. является его дисперсность, поскольку оно в определенном смысле предстает как "разбросанность" жизненных проявлений социальных индивидов и множеств (человечество, цивилизация, этносы, народы, лица). Каждый из этих индивидов предстает как "монада", то есть как дискретное, частичное олицетворение и воспроизведения целого, основных его закономерностей, ритмов и формообразований. Однако полное общ., универсальное олицетворение и воссоздание целостного жизненного процесса происходят только на уровне такого специфического единства, как человечество, которое в данном случае выступает в виде не суперсистемы "монад" или монолінійної последовательности, а как разнообразие разномасштабных живых культурно-истор. процессов, в каждом из которых - от жизни личности к жизни цивилизации - воспроизводится и олицетворяется, но уже сквозь призму его уникальных спецификаций всемирно-истор. жизненный процесс в целом. За такого подхода Ж. с. предстает как совокупная жизнедеятельность всех индивидов, что когда-то были в истории, есть сейчас и будут в будущем, их самоидентификации, самоутверждения и самореализации, в ходе которых каждый из этих индивидов открывает для себя заново и обогащает своим, только ему присущим экзистенциальным опытом инвариантные структуры бытия и бессмертные общ. человеческие ценности.