ЖИЗНЬ ЧАСТНОЕ - неотъемлемая часть целостного жизни человека, охватывает ту систему жизнедеятельности, которая связана с частным (не гос., не сусп.) владением, хозяйствованием, другими формами деятельности и соответствующими отношениями, а также индивидуальными отношениями (отношением), или групповым почином, саморазвитием и самодеятельностью на основе исключительно частных (личных или групповых) интересов.
Можно указать на такие сущностные черты отличающие его от сусп.., форм бытия человека: 1. Ж. п,, будучи различным в разных культурах и социумах, в определенной степени автономное в системе социальной жизнедеятельности общества. Автономия Ж. п. - неотъемлемая его черта, потому что она коренится в "метафизической природе" человека как суверенного существа, которая обладает определенной степенью свободы в системе сусп. отношений. Это выступает онтологической основой стремления личности или социальной группы устраивать и осуществлять по своему желанию собственно жизни, что и порождает частные и личные его формы. 2. Вмешательство государства и социальных ин-тов в Ж. п. регламентируется особыми правовыми (закрепленными в конституции государства), нравственными, социально-психол. нормами (а также традициями, обычаями и т.д.); произвольное вмешательство также и в личную жизнь недопустимо (в демокр. государствах это расценивается как противоправное действие, наказывается). 3. Ж. п. охватывает не все социальное пространство, а лишь ту его часть, в пределах которой осуществляется жизнедеятельность данной личности или группы как субъектов Ж. п. 4. В сфере Ж. п. действуют частные интересы, в отличие от сусп. жизни, где доминируют сусп. интересы, и личной жизни, где превалируют личные интересы. Следует заметить, что это распределение имеет достаточно условный, относительный характер, поскольку в реальной жизни вся гамма этих интересов переплетается. 5. В сфере Ж. п. личность выступает субъектом жизненного процесса общества не только как отдельная социальная единица, но и как член той или иной малой группы, тогда как через сферу сусп. жизни она включается в процесс жизнедеятельности общества как элемент социума, член той или иной большой социальной общности (класса, нации, профессиональной группы), в сфере же личной жизни она реализует себя как индивидуальность, которая имеет свой внутренний мир, свое "Я", самосознание и сама же регулирует свое поведение.
Разделение социальной жизни человека на две более-менее обособленные сферы личного и Ж. п. - явление истор. Для первобытного общества характерна целостность жизненного процесса человека. Правда, это была примитивная, неразвитая целостность, которая имела форму стихийного естественного процесса.
Абстракция Ж. п. - продукт нового времени, для которого характерны утверждения частного интереса и абстракция государства как такового.
Общ. цивилизационный процесс истор. развития идет в направлении целостности человеческого бытия, но на новом, более высоком социальном уровне с включением в систему целостной жизнедеятельности человека всего богатства предшествующего истор. развития.
Граница между гос., сусп. делами и интересами, с одной стороны, и частными - с другой, является весьма тонкой и подвижной, поэтому возникает много разнообразных коллизий и даже серьезных конфликтов при разграничении этих сфер.
Как составная часть целостной системы жизнедеятельности человека Ж. п. имеет определенную автономию. В этой сфере человек - "у себя дома", то есть она может полнее и самобутніше реализовать себя, свои интересы, потребности и даже примхи. ей здесь больше пространства для того, чтобы свободнее распоряжаться своими финансами, собственно человеческим потенциалом, выбирать форму деятельности, вид хобби, круг общения, форму отношений с родными, близкими, создавать ту модель жизни, которая ей больше нравится или предоставит больше выгоды (в зависимости от того, на что она ориентирована в жизни). Здесь человек в меньшей степени поддается контролю государства, сусп. ин-тов.
Ряд смысловых оттенков Ж. п имеет общ. цивилизационное значение, однако у каждого народа можно наблюдать определенные различия по уклада его жизни, в том числе и частного. В этой сфере особенно отчетливо проявляется этнический колорит: традиции, обычаи, обряды, ритуальные системы, весь спектр этнической ментальности, что обогащает и унифицирует человеческое существование.
Сусп. и Ж. п. можно сравнить с двумя сообщающимися сосудами. Отход от сусп. форм жизни и замыкания в сфере частного, а тем более личной жизни, делает бытие человека беднее, снижает уровень самочувствие, уменьшает интерес личности к самой жизни, а в сложных случаях (для кого-то это - выход на пенсию или потеря работы) приводит к драматическим последствиям. В свою очередь поглощение Ж. п. общественным, полное подчинение Ж. п., скажем, потребностям в-ва, сусп. обязанностям, не только обедняет, но и существенно его деформирует.
Ж. п. можно рассматривать с двух сторон: как социальное пространство, среда, в которой проходит это жизнь; как систему непосредственной жизнедеятельности и личных ценностей человека, его экон., социальной, семейно-бытового поведения.
Поскольку Ж. п. представляет собой индивидуальный проявление социальной жизни, то, естественно, оно разворачивается в социальном пространстве, которая охватывает систему сусп. отношений, социальных ин-тов, организаций, структур, весь спектр социокультурных у творениям. Однако личность как суверенное существо формирует в этом пространстве свое жизненное пространство, которое охватывает компоненты природной, социальной, а также: индивидуально-личностного среды.