Основы философских знаний
Раздел третий ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
3. Человек и природа
Некоторые аспекты экологии
Одной из причин того, что человек и природную среду стали конфликтовать, экологическая безграмотность, непонимание сути проблемы, ее последствий, неосведомленность, потребительское и даже хищническое отношение к природе. В мире ежегодно публикуются 15 - 18 тысяч трудов и исследований по экологии. Однако с ними знакомятся преимущественно специалисты. В Украине, кроме журнала «Ойкумена», тираж которого всего тысяча экземпляров, появляется еще небольшое количество изданий, что, безусловно, не могут претендовать ни на полноту освещения экологической обстановки в стране, ни тем более проводить повновартісну просветительскую и образовательную работу среди населения. Экологическое сознание населения Украины, несмотря на экологический кризис, продолжает находиться на низком уровне. И дело заключается не только в количестве периодических изданий, хотя и это достаточно важно. В сознании многих граждан Украины заложен стереотип о неисчерпаемые богатства страны, ее безграничные возможности, использование сырья без всяких ограничений, без оглядки на грядущие поколения. Этому способствовали в свое время школа и средства массовой информации. На уроках и в школьных учебниках настойчиво пропагандировалась мысль о необходимости дальнейшего покорения природы. Человек изображалась как покоритель и преобразователь природы. Под лозунгом: «Не ждать благ от природы, взять их - наша задача» воспитывалось не одно поколение. У многих сформировался прагматично потребительский стереотип мышления и действий в отношении природы. В условиях кризиса экосистемы огромное значение приобретает экологическое образование.
Любая мать, которая родила ребенка - сына или дочь, скажет, что война и приготовления к ней - безумие. И скажет так потому, что война угрожает всему роду человеческому, выхолащивает смысл его жизни, грозит гибелью самым дорогим для нее существам, оберегать которых велит закон материнства. В культуре общества закон материнства поднялся от простого биологического воспроизводства до таких вершин духовности, как «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Но то же самое утверждает и социальная экология, что предупреждает об необратимые для существования человечества последствия экологической катастрофы, если не удастся гармонизировать отношения общества и природы на принципах коэволюции, формирование экологически сознательного общества.
Какова же цель, задачи и итоги экологического образования? Экологические вопросы касаются каждого, кто живет на Земле. Поэтому, само понятие экологическое образование не может иметь никаких ограничений: пола, возраста, социального статуса и т.д. Каждый человек должен поддерживать равновесие между средой обитания и природой, предотвращать возможным опасностям. Экологическое образование - сознательное и планомерное развитие знаний об окружающей среде в течение всей жизни. Основная ее цель - формирование представлений об окружающей среде, в специфике его внутренних отношений, характер антропогенного воздействия на него, а также принципах гармоничного развития человека и природной среды. Следовательно, экологическое образование включает определенное знание природы, характер антропогенного воздействия на нее и формирования поведения, направленной на сохранение, обогащение и развитие природной среды. Такое понимание содержания экологического образования, безусловно, требует широких знаний. Поэтому ее важно начинать с раннего детского возраста. Образование должно охватывать все существующие формы общеобразовательной и профессиональной школы, разнообразные виды и формы повышения квалификации и продолжаться до глубокой старости.
Экологическое образование: воспитание должно опираться на следующие методологические принципы: во-первых, мир материальный и является системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов; во-вторых, общество - результат эволюции материи, поэтому общество и природа характеризуются взаимосвязью и различиями; в-третьих, коеволюція - специфический вид развития, что определяется объективными и субъективными предпосылками; в-четвертых, необратимые биосферные изменения, опасные для общества, является результатом непродуманного антропогенного воздействия на природную среду, а не выступают как объективная необходимость технологического способа производства. Выполнение требований методологических принципов делает возможным выполнение Декларации РИО по окружающей среде и развитию, где, среди прочего, записано, что мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы. В современных условиях экологическому образованию и воспитанию уделяют много внимания. Защита и охрана природы и окружающей среды - конституционная обязанность всех, кто живет на ее территории. Существует четкая программа экологического знания в системе дошкольного, общего, высшего и среднего специального образования. С целью формирования экологической культуры молодого поколения педагогические коллективы решают следующие задачи: усвоение основных идей, понятий, представлений и научных фактов; понимание многосторонней ценности природы; осмысление эколого-этнической целостности нации; овладение прикладными знаниями, умениями и навыками природопользования, сознательное соблюдение норм поведения в природе; не безразлично отношение к действиям тех людей, которые вредят природе и др.
Международное общественное мнение проявляет все возрастающий интерес к проблемам охраны биосферы, установления гармонии в отношениях между человеком и природой. Из года в год растет количество сторонников экологических организаций, увеличивается их вклад в решение глобальных экологических проблем. Так, если в начале 70-х годов известно 2500 экологических движений, заявивших о себе, то в 80-х годах их насчитывалось уже 15 тысяч, а еще через десять, то есть на начало 90-х годов - почти 20 тысяч. О масштабах экологического движения в мире свидетельствуют и такие данные: миллионы людей разного возраста принимают активное участие в защите окружающей среды, действует более 1500 экологических обществ, коллективов, клубов, создан Национальный экологический центр; в Италии насчитывается около миллиона членов экологических организаций; в Федеративной Республике Германии есть до трех миллионов членов различных обществ и объединений, движения «зеленых»; в Англии - пять миллионов участников движения «зеленых». Известные организации «Гринпис», «Экофорум за мир», центр «За наше общее дело» отличаются глубоким и принципиальным подходом в экологической деятельности, распространении экологических знаний. Под влиянием мирового общественного мнения, давлением экологических обществ, организаций и объединений укрепляется международное сотрудничество стран Запада и Востока в решении вопросов защиты окружающей среды. Большую роль играет Организация Объединенных Наций. По ее инициативе и под ее руководством проводятся научные конференции, международные семинары, «круглые столы», форумы по экологии. ООН приняла Программу об окружающей среде человека, которая имеет большое значение для сосредоточения внимания мирового общественного мнения на растущей опасности, что грозит человечеству в результате нарушения экологического равновесия.