Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел третий
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
3. Человек и природа

Проблема управления соціоприродною системой.

Важным моментом революционного пути развития общества и природы, бесспорно, является управление социоприродными системами. Существенным моментом управления социоприродными системами есть полная информация о социум и все особенности биосферы. В современных условиях наличие адекватной информации, уровень и качество проработки ее компьютерными системами считается одним из важнейших стратегических ресурсов и факторов развития общества. Информатизация, и в Украине так же, осуществляется сравнительно быстрыми темпами путем использования новейшей компьютерной техники. Происходит не только насыщение соціосфери информационной техникой и технологиями, но и формируется ее (соціосфери) суперсистема - инфосфера. Инфосфера понимается как уровень развития информатизации и овладения информационными ресурсами и процессами, происходящими внутри общества и между обществом и природой. Достичь уровня инфосферы, общество сумеет обеспечить гармоничное взаимодействие социума и природы.

Общие принципы информатизации общества имеют своеобразное проявление в особенностях различных предметных сфер бытия, в том числе и в социоприродных процессах. Широкое применение информатики в решении проблем природной среды обусловило появление геоекоінформатики. По определению профессора Александра Воронова, геоекоінформатика - научное направление, которое разрабатывает теорию, методы и технологии информационного обеспечения и автоматизации биосферных и экологических исследований с целью рационализации природопользования и охраны природы. В современных условиях без выверенной экологической информации невозможно понять тенденции экологического процесса, иногда угрожающие. Вполне оправдано поэтому является кропотливое изучение информации, различных ее уровней, что касается экологических проблем. В социальной экологии выделяют следующие уровни: локальный, районный, региональный, национальный и глобальный. Каждый из уровней наполнен своеобразной информацией, что имеет принципиальное значение для управления екорозвитком.

В Украине для экологических, государственных и общественных структур важно иметь исчерпывающую информацию с мест о наличии водных ресурсов, способы их использования для того, чтобы оптимально реализовать рекомендации в агроэкосистеме. Экологические структуры проявляют интерес к информации о том, как учитываются требования экологии при разработке и принятии решений инженерного, технологического, организационного характера, и при проектировании гражданских и промышленных объектов. Однако использование только экологической информации при выборе методов и средств управления екорозвитком не является достаточным. Выбор методов и средств управления должна обогащаться социальной информацией. Сочетание социальной и геоекоінформації позволяет эффективно управлять социоприродными процессами, прогнозировать тенденции развития и взаимодействия общества и природы на более отдаленную перспективу. В Украине активно совершенствуются государственные механизмы регулирования и контроля за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды. Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности имеет функции регулирования и контроля использования природных ресурсов. В системе Министерства действуют подразделения, охраняющие все административно-территориальные районы и некоторые природные регионы. Вопросами управления соціоприродним средой активно занимается также Национальная Академия наук Украины, ее специализированные институты, выполняющие фундаментальные исследования. В Украине создается объединенная система соціоекологічного мониторинга, что позволяет на основе единой нормативно-методической базы, стандартизации и метрологии повысить результативность управления экологическими процессами. Эти вопросы тесно связаны с сознанием людей, с пониманием сути и необходимости охраны природы и заботы о ней каждого. В формировании экологического сознания важная роль принадлежит образованию.