Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел третий
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
ОБЩЕСТВО. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
1. Возникновения общества

Понятие общества.

Одна из фундаментальных категорий социальной философии - общество. Предмет социальной философии - изучение общества как целостной системы, развивающейся. Именно задача социальной философии - определить понятие человеческого общества, понятие общественных явлений, выяснение основы единства их в обществе. Отдельные социологические теории именно и отличаются в зависимости от того, как выясняют суть общества и социальных явлений с учетом их единства в целостном обществе. Механистические и ряд других теорий общества не рассматривали общество и человека как продукт истории, а историю общества как результат человеческой деятельности. Наоборот, механистические теории представляли общество абстрактно, определяя как совокупность абстрактных индивидов.

В противовес марксизм дал новое понятие общества. Выступая против понимания общества как совокупности абстрактных индивидов, определяя продуктивную деятельность человека как родовую сущность, марксизм рассматривал процесс обмена между природой и обществом как процесс, протекающий в специфических историко-экономических отношениях производства процесс производства и воспроизводства самих производственных отношений, а тем самым и носителей процесса, материальных условий их существования и взаимных отношений, то есть определенной общественно-экономической форме».

Совокупность общественно-экономических отношений, где носители производства находятся к природе и друг к другу во взаимодействии, и которые они создают - эта совокупность как раз и есть общество. Итак, Карл Маркс определяет человеческое общество как совокупность отношений людей к природе и друг к другу.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, не зависящие от их воли отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной степени развития их материальных производительных сил. Карл Маркс утверждал даже, что общество отождествляется с производственными отношениями, взятые в их совокупности. Производственные отношения в совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и образуют общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразными отличиями. Античное общество, феодальное общество, буржуазное общество представляют такие совокупности производственных отношений, где каждая вместе с тем знаменует особый ступень в историческом развитии человечества. Но понимать Карла Маркса, якобы общественные отношения исчерпываются отношениями производства, неправильно. Карл Маркс, говоря об общественных отношениях и производственные отношения, хотел подчеркнуть, что производственные отношения важны, образуют основу других отношений, что все последние общественные отношения вызываются и определяются производственными отношениями. По сути, Карл Маркс понимал человеческое общество как совокупность взаимосвязанных действий людей в процессе производства, но не сводил все общественные отношения исключительно к производственных отношений, а наоборот, подчеркивал, что общество охватывает все общественные процессы, которые соответствуют определенной степени развития производительных сил и обусловленных ими производственных отношений. Люди с необходимостью и независимо от их воли вступают не только в производственные отношения. Необходимые отношения существуют во всех сферах общественной жизни.

Что такое общество? Общество - совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями, или взаимными симпатиями, или видом деятельности. Это обычное определение. В социологии понятие общество имеет более универсальный смысл. Если в обычном определении общества отмечались взаимодействие индивидов, взаимосвязи и взаимоотношения, которые складываются между ними, то в значении социологии общество совокупность всех видов, способов взаимодействия и объединения людей, в которых выражается всесторонняя зависимость их друг от друга. Общество структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, что составляет исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) устойчивой целостности. Общество - это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми в процессе практически-хозяйственной деятельности, в процессе социальной жизни. Поэтому социальное служит для характеристики субъектов социальных действий, видов, социальных связей внутри общества (человек и общество, социальных общностей друг с другом и др.), оценки и определения социальных процессов, явлений, присущих обществу.

Основным важным признаком общества является территория, где консолидируются социальные связи. Планета предоставила возможность многим спільностям людей найти свой очаг для обеспечения жизненных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов их неповторимых черт, обусловленных разнообразие климатических условий и природным ландшафтом. Территория - основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей - второй признак, отличительная черта общества. Коллективное сознание, наличие общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма, социолог Эмиль Дюркгейм считал основой устойчивости и единства общества. Именно благодаря фундаментальным ценностям, которые усваиваются большинством населения и ориентируют каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности, и сохраняется общество, - считает социолог Роберт Мертон. Американский социолог Эдвард Шілз уверен, что общество существует только под воздействием «общей воли, что обеспечивает контроль над всей территорией и вводит общую культуру». В начале зарождения общества людей связывали родство и соседство, основанные на эмоциональной напівінстинктивній основе, на взаимном стремлении, на ужаса лишиться помощи и поддержки. И Фердинанд Теннис называет общество, основанное на родстве и соседстве, на взаимном стремлении людей друг к другу, общиной. Но системой межличностного взаимодействия не могла поддерживаться устойчивость связей между людьми по мере роста населения. Социальные структуры становятся основным стабилизирующим фактором общества.

Структурой социология определяет устойчивые социальные образования, связи, социальные общности, социальные институты и т.д. Именно они и осуществляют жизненно важную для общества цели и задачи. Ведь в обществе постоянно или в течение длительного периода существуют и функционируют: институты собственности или государство, социальные общности, слои интеллигенции или профессиональная роль судьи и т.п., хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование социальных структур меняются неоднократно. В процессе развития общества и складывались социальные структуры, выступая результатом закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Именно относительная устойчивость и функциональная целесообразность социальных структур способствует устойчивости общества. Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт финансов и средств регулирует обмен товаров, институт семьи - брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. В совокупности социальные институты обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

Социальные структуры осуществляют, реализуют свою роль, поддерживая стабильность общества только при условии их законности, то есть при условии признания их целесообразности большинством населения. Автономность и высокий уровень саморегуляции общества - важнейшая отличительная черта. Способность создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставляет индивидам широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Общество имеет ту самодостаточность, которая позволяет ему без вторжения извне осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. Автономность и самодостаточность общества проявляется именно в отсутствии внешних управленческих импульсов и др. Общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, такой, что саморегулируется и самовоспроизводится.