Главная
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Лесоводство

РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Лекция 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

2.2 Классификация методов научных исследований

 

Обязательным требованием до научных исследований является их достоверность. Если результаты научных исследований недостоверные, то это приводит к ошибочным выводам и, как следствие, к невозможности использования их при решении практических задач. Поэтому в каждом конкретном случае нужно выбирать те способы исследования, которые будут отвечать поставленным задачам.

Способы исследования, подходы к изучению явлений, планомерный путь научного познания к установлению истины называют методом (от греч. metodos - исследования). Различают всеобщий, общенаучный и конкретно-научный методы.

Всеобщий метод - это метод познания мира и конкретных объектов в нем, метод материалистической диалектики. Главные черты метода заключаются в том, что объекты, процессы, явления рассматриваются: во взаимообусловленности и взаимосвязи; в динамике и развитии; в преобразовании постоянных количественных изменений в коренные качественные, которые вызывают резкие переходы от одного состояния к другому в свойственных внутренних противоречиях, борьбе противоположностей.

Всеобщий метод должен учитываться в первую очередь при решении проблем при фундаментальных исследованиях, а вообще - при исследованиях во всех областях науки.

Общенаучный метод объединяет широкий спектр методов, как теоретических, так и прикладных исследований. Развитие науки происходит на основе широкого использования именно общенаучных методов. К ним относятся следующие:

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - это метод, который заключается в том, что предмет изучение условно или практически разделяется на составные элементы, т.е. на части объекта, определенные признаки, свойства и т.п. Каждая часть исследуются как часть целого.

Синтез (от греч. syntesis - соединение, составление) позволяет совместить расчленены и исследованы в процессе анализа части, установить связь между ними и познать предмет как единое целое. Уже в начале анализа исследователь имеет определенное представление о предмете и процесс. Поэтому уже на первых стадиях, получив какие-то данные, он их оценивает, то есть применяет синтез. Следовательно, анализ и синтез исследователь использует параллельно в ходе исследований.

Индукция и дедукция. Научная индукция (от лат. inductio - наведение) - это такая мысль (умогляд), на основе которой общий вывод о свойствах большого количества элементов делается исходя из исследования признаков в части данных элементов. При этом для исследований отбираются предметы, объекты и явления методично по определенному плану, а не берутся случайно или стихийно. В процессе научного исследования индукция всегда используется неразрывно с дедукцией. Дедукция (от лат. deductio - вывода) является формой научного познания, через которую вывод о отдельный элемент из большого их количества делается на основе знаний о свойствах всей количества. То есть, этим методом осуществляется переход от общих представлений к отдельных. Процесс научного познания движется от индуктивного обобщения к дедуктивного вывода. Выводы проверяются, более глубоко обобщаются и, таким образом, процесс исследования может продолжаться бесконечно.

Индуктивный вывод о причинах того или иного явления требует тщательной проверки исследовательского материала, чтобы раскрыть суть. Чаще всего ошибки возникают из-за поспешность обобщений без достаточного обоснования, по второстепенным признакам, через подмены причинно-следственной зависимости обычной последовательностью во времени, условного безусловным, т.е. не обоснованным распространением полученного выводу за пределы конкретных условий, в которых он был получен. Все это требует определенной осторожности от исследователя при индуктивном заключении. Например, выводы, полученные при изучении элементов малого биологического круговорота питательных веществ в свежем субору, нельзя переносить на такой же процесс в условиях бора и дубравы.

Абстрагирование и конкретизация. Абстрагирование (от лат. abstrahere - отвлекать) - метод научного познания, предусматривающего условное представление признаков, связей предмета или явления, которые интересуют исследователя, их условного отвлечение от других. При этом отбрасываются несущественные, побочные, второстепенные признаки, связи, которые затрудняют проведение исследований, то есть существенное отделяется от несущественного, случайного. Так возникают абстракции, которые бывают следующими.

1. Абстракция отождествления, которая получается при установке каких-либо общих свойств, присущих классу предметов. Эти свойства отличают данный класс от других.

2. Абстракция аналитическая - образуется при условном отвлечении определенных свойств и отношений предметов, явлений с теми, с которыми они непосредственно связаны. Здесь возникают понятия "точность", "надежность" и т.д.

3. Абстракция идеализации. В результате абстрагирования образуются понятия, которые в реальном мире не существуют, но отражают реальную действительность. Например, "точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело". Они нужны для разработки различных теорий.

Абстрагирование в процессе научного познания тесно связано с конкретизацией (от лат. cocretus - густой, твердый) - методом исследования предметов во всей их разносторонности, качественном многообразии реального существования, в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом предметы исследуются в условиях их существования, исторического развития. Метод позволяет исследователю проверить правильность представлений, полученных абстрагуванням, о свойствах реально существующих предметов, процессов, насколько достоверны полученные данные относительно реально существующих объектов, предметов. Систематический переход от конкретного к абстрактному и наоборот позволяет убедиться в достоверности полученных данных, является обязательным условием глубокого изучения объектов природы, процессов в растениях т.д.

Аналогия и моделирование. Аналогия (от греч. analogia - сходство) - метод научного познания, на основе которого достигается знание о предметах, явления, процессы, которые имеют сходство с другими. Благодаря своей наглядности, метод аналогии широко используется в науке и технике. Метод аналогии, основанный на сходстве некоторых сторон разных предметов и явлений, составляет основу моделирования.

Моделирование - это метод научного познания, который заключается в замене предмета или явления, которые изучаются, специально изготовленными аналогами, которые исследуются. Модель должна иметь существенные черты оригинала. Это касается так называемых физических моделей, которые широко применяются в научных исследованиях. Существуют математические модели, которые связаны с оригиналом тождественными уравнениями. Математическое моделирование используется при изучении хода роста и других процессов в лесных насаждениях.

Конкретно-научные (специальные) методы познания. К ним относятся специфические методы конкретных наук - химические, физические, биологические, математические, агрохимические и др. Развитие наук на современном этапе характеризуется взаимопроникновением различных методов. Например, исследования с лесоведения требуют применения методов, разработанных для лесной таксации, физиологии растений, фунтознавства, других научных дисциплин.