РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Лекция 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.3 Эмпирические методы исследований
В первой части
лекции была рассмотрена классификация методов, которые касаются теоретических
исследований. При работе над магистерской, кандидатской или докторской
диссертацией в подавляющем большинстве случаев имеют место исследования другого
характера.
Диссертационные работы
носят специальный квалификационный характер и, по мнению П. Т. Приходько (1973),
их условно можно разделить на четыре группы: теоретические, прикладные, информативные
и комплексные. В области лесных наук преобладают диссертационные работы прикладного
характера, в которых авторы акцентируют внимание на материальной стороне единого
общественно-исторического процесса познания природы леса, его взаимодействия с
окружающей средой. Главная цель таких работ - показать и обосновать количественную и
качественную стороны реализации отдельных теорий и новые реальные возможности их
применение на практике: техническую, экономическую, эстетическую или какую-то другую
значимость конкретных теоретических положений.
По методам и
приемами исследований диссертационные работы условно разделяют на такие группы:
экспериментальные, описательные, расчетно-аналитические, исторические, полемические,
смешанные. Мы остановимся на экспериментальных диссертационных работах.
По современной
классификации научных исследований в эмпирических относятся эксперимент,
наблюдение, описание. Эксперимент (от лат. expermentum - проба, опыт) -
научно поставленная проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых
условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и
воссоздавать каждый раз при повторении условий.
Организация
эксперимента имеет несколько последовательных стадий. Для начинающих исследователей может
быть принята следующая схема: 1) выдвижение научной гипотезы; 2) постановка
конкретной задачи и выбор объекта исследования; 3) подготовка материальной базы
для проведения эксперимента; 4) выбор оптимального пути эксперимента; 5) наблюдение
за ходом опыта, замеры необходимых параметров, описание явлений и процессов и т.п.; 6)
анализ и обобщение полученных результатов; 7) формирование выводов,
предложений, оценка теоретического и прикладного значения новых данных.
Чаще всего
эксперимент проводится в лабораторных условиях, например, исследуется влияние
отдельных элементов питания на рост древесных растений в горшечній культуре.
Долговременные эксперименты (20 и более лет) проводятся при изучении
лісівницького влияния различных способов и режимов рубок ухода на рост,
производительность и качество стволовой древесины в лесных насаждениях.
Наблюдение
широко распространенным познавательным процессом. Оно, как правило, сопровождает
любой эксперимент. Научное наблюдение ведется целенаправленно. Понятие
"наблюдение" определяется как вид деятельности, связанный с
запланированным и систематическим восприятием явлений и предметов реальной действительности.
Объективные методы
исследования позволяют получить при эксперименте и наблюдении количественные
характеристики объекта, который изучается в виде чисел и меры. Но в ряде
случаев, например, при фенологических наблюдениях, даже самые чувствительные
приборы не могут заменить чувственных наблюдений человека.
Метод эксперимента и
наблюдения часто сочетается с описанием предмета, то есть с фиксированием различными
средствами результатов исследования и накопления нового эмпирического знания. Под
время описания характеризуются существенные и несущественные стороны предмета. Как обще -
научный метод описание применяется чаще при изучении единичных,
индивидуальных объектов, чтобы получить о них наиболее полные и точные сведения.
При лесоводческих, таксаційних исследованиях широко применяется описание пробных
площадей, которые закладываются в типичных местах лесных насаждений и выполняются по
установленной схеме. В данном случае данные пробной площади свидетельствуют о
насаждения на участке леса определенного размера.
В процессе
эксперимента и наблюдений исследователь получает научные факты, то есть элементы,
которые и составляют основу научных знаний, объективные закономерности явлений.
Научным фактам присущи такие черты, как достоверность, новизна, точность,
социальное значение.
Вероятность
научного факта характеризует его безусловное реальное существование, что
подтверждается в повторении реальных ситуаций. Если такого подтверждения
нет, то нет и достоверности научного факта.
Новизна научного
факта свидетельствует о принципиально новое, до этого времени неизвестно, в познании сути
какого-либо предмета, явления, процесса, то есть это знание того, чего до этого времени
не знали.
Точность научного
факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее
существенных признаков предметов, их количественных и качественных определений.
Общественное значение
научного факта может иметь различные масштабы, в зависимости от возможностей его
использование. Научные факты могут углублять знания о явлениях и процессах,
позволяет более широко применять на практике. Иногда научные факты только
увеличивают человеческую сокровищницу знаний, но остаются до поры до времени в резерве
науки.
Для установки
социального значения научных фактов нужна объективная оценка их действия в
интересах общества. В одних случаях эти факты расширяют представления о
реальную действительность, обогащают возможности людей по ее изменению, в других -
настораживают, заставляют людей быть более осмотрительными (например, при
достижениях физики атомного ядра и использовании атомной энергии).
Из общей схемы
логики научных исследований нельзя упустить интуицию (от лат. inteuri -
придирчиво смотреть) - ощущения и догадка, которые позволяют постичь истину, не
прибегая к опыта или логического вывода. Интуиция имеет вспомогательное значение в
научном познании и всегда является конечным звеном в длинной цепи большой и
долговременной предварительной напряженной работы исследователя на основе накопленного
опыта.
Особенности научных
исследований в условиях леса. Исследования в условиях леса нуждаются в более гибких
методов по сравнению с исследованиями в других растительных формациях (на полях, в
садах и т.п.). Это связано с исключительной пестротой почвенных условий в лесу, а
также с тем, что растительное группировки (лесные насаждения) образуют дикие по
происхождению древесные растения, а не культурные, имеют выровненные человеком
наследственные качества. Кроме пестрых условий, некоторые древесные растения растут неодинаково
успешно при совместном использовании в насаждении, имея большую дифференциацию
показателей роста. Именно поэтому при исследовании взаимодействия древесных растений с почвой
нужно предусматривать особые подходы к формированию образцов для дальнейших
лабораторных исследований. Это же нужно делать и с образцами органических
остатков, при изучении корневых систем, прироста и запаса стволовой древесины.
То есть, при научных
исследованиях в условиях леса мы имеем дело с величинами случайными.
"Случайные" - означает понимание того или иного явления, которое в настоящее
момент невозможно точно предсказать. Для оценки случайных явлений используют
методы математической статистики, основанные на теории вероятностей.
Математическая
статистика изучает общие закономерности в массовых случайных явлениях различной
природы и применяется везде, где приходится иметь дело с планированием
экспериментов и исследований, оценке параметров, других данных при изучении
сложных систем.
Знание методов
статистической обработки полученных данных необходимо не только для количественной
характеристики наблюдений и полученных в опыте данных, но и на всех этапах
эксперимента.
Однако нельзя
преувеличивать ценность статистических методов и превращать их в самоцель.
Никакой доскональный статистическая обработка полученных данных не может исправить
небрежно поставлен эксперимент, дать достоверные результаты при плохо
поставленном опыте. Поэтому главным остается постановка добротных,
целенаправленных опытов, а математическая статистика позволяет дать объективную
оценку полученным данным.