Главная
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Лесоводство

РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Лекция 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

2.3 Эмпирические методы исследований

 

В первой части лекции была рассмотрена классификация методов, которые касаются теоретических исследований. При работе над магистерской, кандидатской или докторской диссертацией в подавляющем большинстве случаев имеют место исследования другого характера.

Диссертационные работы носят специальный квалификационный характер и, по мнению П. Т. Приходько (1973), их условно можно разделить на четыре группы: теоретические, прикладные, информативные и комплексные. В области лесных наук преобладают диссертационные работы прикладного характера, в которых авторы акцентируют внимание на материальной стороне единого общественно-исторического процесса познания природы леса, его взаимодействия с окружающей средой. Главная цель таких работ - показать и обосновать количественную и качественную стороны реализации отдельных теорий и новые реальные возможности их применение на практике: техническую, экономическую, эстетическую или какую-то другую значимость конкретных теоретических положений.

По методам и приемами исследований диссертационные работы условно разделяют на такие группы: экспериментальные, описательные, расчетно-аналитические, исторические, полемические, смешанные. Мы остановимся на экспериментальных диссертационных работах.

По современной классификации научных исследований в эмпирических относятся эксперимент, наблюдение, описание. Эксперимент (от лат. expermentum - проба, опыт) - научно поставленная проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий.

Организация эксперимента имеет несколько последовательных стадий. Для начинающих исследователей может быть принята следующая схема: 1) выдвижение научной гипотезы; 2) постановка конкретной задачи и выбор объекта исследования; 3) подготовка материальной базы для проведения эксперимента; 4) выбор оптимального пути эксперимента; 5) наблюдение за ходом опыта, замеры необходимых параметров, описание явлений и процессов и т.п.; 6) анализ и обобщение полученных результатов; 7) формирование выводов, предложений, оценка теоретического и прикладного значения новых данных.

Чаще всего эксперимент проводится в лабораторных условиях, например, исследуется влияние отдельных элементов питания на рост древесных растений в горшечній культуре. Долговременные эксперименты (20 и более лет) проводятся при изучении лісівницького влияния различных способов и режимов рубок ухода на рост, производительность и качество стволовой древесины в лесных насаждениях.

Наблюдение широко распространенным познавательным процессом. Оно, как правило, сопровождает любой эксперимент. Научное наблюдение ведется целенаправленно. Понятие "наблюдение" определяется как вид деятельности, связанный с запланированным и систематическим восприятием явлений и предметов реальной действительности.

Объективные методы исследования позволяют получить при эксперименте и наблюдении количественные характеристики объекта, который изучается в виде чисел и меры. Но в ряде случаев, например, при фенологических наблюдениях, даже самые чувствительные приборы не могут заменить чувственных наблюдений человека.

Метод эксперимента и наблюдения часто сочетается с описанием предмета, то есть с фиксированием различными средствами результатов исследования и накопления нового эмпирического знания. Под время описания характеризуются существенные и несущественные стороны предмета. Как обще - научный метод описание применяется чаще при изучении единичных, индивидуальных объектов, чтобы получить о них наиболее полные и точные сведения. При лесоводческих, таксаційних исследованиях широко применяется описание пробных площадей, которые закладываются в типичных местах лесных насаждений и выполняются по установленной схеме. В данном случае данные пробной площади свидетельствуют о насаждения на участке леса определенного размера.

В процессе эксперимента и наблюдений исследователь получает научные факты, то есть элементы, которые и составляют основу научных знаний, объективные закономерности явлений. Научным фактам присущи такие черты, как достоверность, новизна, точность, социальное значение.

Вероятность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, что подтверждается в повторении реальных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта.

Новизна научного факта свидетельствует о принципиально новое, до этого времени неизвестно, в познании сути какого-либо предмета, явления, процесса, то есть это знание того, чего до этого времени не знали.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, их количественных и качественных определений.

Общественное значение научного факта может иметь различные масштабы, в зависимости от возможностей его использование. Научные факты могут углублять знания о явлениях и процессах, позволяет более широко применять на практике. Иногда научные факты только увеличивают человеческую сокровищницу знаний, но остаются до поры до времени в резерве науки.

Для установки социального значения научных фактов нужна объективная оценка их действия в интересах общества. В одних случаях эти факты расширяют представления о реальную действительность, обогащают возможности людей по ее изменению, в других - настораживают, заставляют людей быть более осмотрительными (например, при достижениях физики атомного ядра и использовании атомной энергии).

Из общей схемы логики научных исследований нельзя упустить интуицию (от лат. inteuri - придирчиво смотреть) - ощущения и догадка, которые позволяют постичь истину, не прибегая к опыта или логического вывода. Интуиция имеет вспомогательное значение в научном познании и всегда является конечным звеном в длинной цепи большой и долговременной предварительной напряженной работы исследователя на основе накопленного опыта.

Особенности научных исследований в условиях леса. Исследования в условиях леса нуждаются в более гибких методов по сравнению с исследованиями в других растительных формациях (на полях, в садах и т.п.). Это связано с исключительной пестротой почвенных условий в лесу, а также с тем, что растительное группировки (лесные насаждения) образуют дикие по происхождению древесные растения, а не культурные, имеют выровненные человеком наследственные качества. Кроме пестрых условий, некоторые древесные растения растут неодинаково успешно при совместном использовании в насаждении, имея большую дифференциацию показателей роста. Именно поэтому при исследовании взаимодействия древесных растений с почвой нужно предусматривать особые подходы к формированию образцов для дальнейших лабораторных исследований. Это же нужно делать и с образцами органических остатков, при изучении корневых систем, прироста и запаса стволовой древесины.

То есть, при научных исследованиях в условиях леса мы имеем дело с величинами случайными. "Случайные" - означает понимание того или иного явления, которое в настоящее момент невозможно точно предсказать. Для оценки случайных явлений используют методы математической статистики, основанные на теории вероятностей.

Математическая статистика изучает общие закономерности в массовых случайных явлениях различной природы и применяется везде, где приходится иметь дело с планированием экспериментов и исследований, оценке параметров, других данных при изучении сложных систем.

Знание методов статистической обработки полученных данных необходимо не только для количественной характеристики наблюдений и полученных в опыте данных, но и на всех этапах эксперимента.

Однако нельзя преувеличивать ценность статистических методов и превращать их в самоцель. Никакой доскональный статистическая обработка полученных данных не может исправить небрежно поставлен эксперимент, дать достоверные результаты при плохо поставленном опыте. Поэтому главным остается постановка добротных, целенаправленных опытов, а математическая статистика позволяет дать объективную оценку полученным данным.