РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Лекция 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Общие сведения о методологии научно-исследовательской
работы
Методология (от
метод и....логия) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности. В широком смысле методология образует необходимый компонент
любой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и
рационализации. Чаще всего методологию понимают как научное познание предметов,
явлений, процессов, то есть как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной
деятельности.
Методология науки дает
характеристику компонентам научных исследований - объекта, предмета анализа,
задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, которые
необходимые для решения задачи данного типа, а также формирует представление о
последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.
Если раньше
методологию понимали как совокупность представлений о философских основах
научно-исследовательской деятельности, то сейчас понятие методологии касается и
специализированных отраслей знаний, в том числе и лесоводства. От социологии,
других отраслей науковедения методология отличается своей направленностью на
внутренние механизмы, логику движения и организацию знания.
Человеческое познание
осуществляется путем живого чувственного созерцания и абстрактного мышления,
которые диалектически сочетаются. Постепенно сформировались методы и формы научного
познания.