Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

§ 2. Главные версии социальной философии

Функционалистская версия

 

Структурно-функциональный подход к анализу общества заключается в трактовке общества как социальной системы, имеющей специфическую структуру и соответствующие механизмы взаимодействия этих структурных составляющих, каждая из которых выполняет собственные функции.

Основоположниками структурного функционализма считают известного американского социолога и философа Т. Парсонса, который в своих социально-философских исследованиях опирался на классические концепции Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, а также британского соци-ального антрополога Б. Малиновского. Основной идеей функціоналістського подхода является идея «социального порядка», то есть ориентированность любой системы на поддержание внутреннего равновесия, согласования различных ее элементов. В рамках этого подхода существенную роль играет, в частности, понятие «цілераціональної действия», введенное М. Вебером и ощутимо распространено во взглядах Е. Дюркгейма, Т. Парсонса и Н. Luhmann. Не менее распространенным оно будет в контексте аксиологического подхода К.-О. Апеля и Ю. Габермаса.

 

Для Т. Парсонса одной из основных задач социальной философии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных составляющих комплекса взаимосвязанных социальных действий, где потребности личности предстают как составляющие социальной системы. Любая социальная система должна удовлетворять условиям эффективного воспроизводства общества в сфере распределения ресурсов и характеризоваться определенным типом социализации граждан в нормативной сфере. Кроме того, каждое общество вместе со специфическими нормами имеет определенные, только ему присущие фундаментальные ценности, носителем которых становится каждый гражданин общества. Нормы и ценности становятся основой такой важной структурной составляющей общества, как социальные институты, которые должны согласовываться между собой и выполнять функцию социализации.

Теоретическая система Т. Парсонса основывается, таким образом, в системе социального порядка. Сам термин «социальный порядок» в контексте его применения в рамках современной социально-философской мысли является понятием достаточно многозначным. Среди основных его значений стоит обратить внимание, во-первых, на существование социальных ограничений и социального контроля и, во-вторых, на существование взаимозависимости в сфере социального поведения, ведь поведение в социуме не является хаотичной, она всегда дополняет поведение других членов общества и характеризуется такими чертами, как ожидаемость и предсказуемость, согласованность.

Понятие структуры в Т. Парсонса охватывает те стали элементы социальной системы, которые относительно независимы от незначительных динамических процессов в обществе, которые, несмотря на сдвиги в социокультурной среде, остаются постоянными. Соответственно, социальный порядок, или стабильная социальная структура, за Парсонсом, обеспечивается средствами двух процессов. Во-первых, это тенденция социальной системы к самосохранению и, во-вторых, тенденция сохранять соответствующие границы и постоянство относительно внешней среды, или так называемая гомеостатическая равновесие. В связи с тем, что организация видов деятельности внутри системы является результатом ее структурных реакций на требования по связи со средой, существенная роль в рамках такого подхода отводится ее взаимодействия с другими системами.

Основными структурными составляющими социальной системы, Т. Парсонсом, есть такие подсистемы? как культурная, личностная и поведенческая. Эти три подсистемы по социальной подсистемы рассматриваются как компоненты ее окружающей среды. Различение таких подсистем имеет чисто функциональный характер. Ни социальная, ни личностная подсистемы не существуют реально. Различия подсистем осуществляется на основе четырех первичных функций, присущих любым системам - это функции воспроизводства образца, интеграции, целеполагания и адаптации.

Интегративная функция социальной системы заключается в координации ее составляющих, прежде всего индивидов, коллективов и социальных групп. Эту функцию выполняет социальная система. За культурной системой закрепляется функция сохранения и воспроизведения образцов социокультурного прогресса, также функция их творческого переосмысления. Личности отводится функция целеполагания, в которой воплощаются культурные нормы и принципы, где основной целью становится обеспечение личностных потребностей. Поведенческая подсистема трактуется как адаптивная подсистема, в рамках которой сосредоточены основные возможности человека, на которые опираются социальные системы. В общем эту структуру можно изобразить так:

Общество

 

система

функция

 

 

Социальная

интеграция

 

Культурная

воспроизведение образцов

Личностная

целеполагание

 

Поведенческая

адаптация

 

При анализе четырех подсистем общества важно также учитывать их непосредственная взаимосвязь и постоянное взаимодействие. Примером такого взаимодействия может быть процесс институционализации компонентов культурной подсистемы как конститутивных структур социальной системы. Граница между этими системами довольно условная, их постоянное взаимодействие является условием возможности взаимообмена между ними, что является особенно важным на уровне символических значений и обобщенных мотивов. Так, например, способность индивидов к коммуникации становится возможным наличием общих для них культурно-организационных кодов (языка), которые одновременно интегрированы в систему и социальное взаимодействие. Соответственно, социальные системы составляют «открытые» системы, находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена с окружающей средой. Они дифференцированы на подсистемы, которые постоянно включены в процесс вза-ємообміну.

Структуру социальной системы уместно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценностям принадлежит ведущая роль в обеспечении функции сохранения образцов по реализации желаемого типа социальной системы, которая регулируется процессом принятия субъектами действительности обязанностей. Нормы выполняют функцию интеграции социальной системы в условиях конкретных социальных ситуаций. Они содержат не только элементы ценностных систем, но и конкретные способы ориентации в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для отдельных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат к числу тех структурных компонентов, для которых важнейшей является функция целеполагания. При этом коллективом не может быть толпа, коллективность должна отвечать таким требованиям, как четкий статус принадлежности к коллективу, идентификация его членов и внутренняя дифференциация за статусами и функциями.

Роль - это такой социальный компонент, который прежде всего выполняет статусную функцию. Именно ее средствами определяется класс индивида, который на основе взаимных ожиданий на уровне того или иного коллектива. Поэтому роли охватывают основные замеры взаимопроникновение социальных систем и личности. Какая-то отдельная роль никогда не будет целостно характеризовать личность, поскольку одному человеку, обычно, принадлежит определенный спектр общественных ролей, она участвует во множестве социальных взаимодействий. Соответственно, социальная система составляет синтез перечисленных структурных элементов и связей. Для достижения стабильной институционализации коллективы должны руководствоваться конкретными ценностями и нормами, институционализация которых обеспечивается только благодаря их воплощению в жизнь конкретными коллективами и ролями.

К функціоналістських версий социальной философии можно отнести и коммуникативную этику Ю. Габермаса, который рассматривает общество как символически структурированный жизненный мир. Основными подсистемами жизненного мира становятся культурные образцы, легитимные лады и струк-тура личности, то есть такие равнозначные социальные системы, как культура, личность и речь, средствами взаимодействия которых образуются сложные смысловые связи. Основой социальной интеграции становится коммуникативная деятельность, которая выполняет функцию ретрансляции и прогресса социально значимого знания. Еще один немецкий исследователь Н. Луман рассматривает общество как систему коммуникаций, внутренней функцией которой является воспроизводство социального порядка средствами упорядковувальної направленности коммуникативных подсистем.