Главная
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Лесоводство

РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

1.2 Некоторые другие логические понятия

 

Гипотеза. Выбор темы исследований, которая вписывается в какую-либо проблему, является лишь начальным этапом научных исследований. Чтобы приступить к самих исследований, нужно обладать некоторым предварительным сведениям о свойствах объектов, которые будут исследоваться, о явлениях и процессах, которые в них происходят. С этим можно познакомиться с соответствующих источников, содержащих необходимые данные, или путем наблюдений.

Полученных таким путем данных недостаточно для того, чтобы можно было судить о действительном характере явлений или процессов. Дополняют предварительные данные логические рассуждения и построения. Такого рода предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о свойства объекта, причинно-следственные связи между параметрами объекта и другими факторами влияния, называются гипотезой. Причем такой вывод нельзя считать вполне доказанным.

То есть, гипотеза - это суждение, основанное на эмпирических данных и дополненное логическими построениями, которые еще не подтверждены эмпирическими данными.

Гипотезами пользуются на всех этапах научного исследования, в том числе и при обобщении результатов исследования.

Закономерность - это свойство реальной действительности, объектов природы, которые будут изучаться при научных исследованиях. Характерной особенностью объектов является их разнообразие и изменчивость. Особенно эти качества присущи лесным насаждениям, что зависит от многообразие місцеоселень и дикой по своей природе лесной растительности.

При исследовании лесных объектов ставится цель установления, в чем именно заключается изменчивость, какой она имеет характер, можно ею управлять в нужном направлении и т.д. Поскольку объекты научных исследований в условиях леса имеют многосторонние связи между их компонентами и экологическими факторами, нужно проявлять причинно-наслідкову зависимость тех компонентов, которые исследуются. В результате выявление зависимости между факторами, которые исследуются, оказывается и закономерность, причем характер взаимосвязей должен прослеживаться не только в момент исследований, а и в будущем. Это возможно только при так называемой детермінованій закономерности. При закономерности статистического характера в будущем состоянии процесса, который достежується, возможно предусматривать лишь с определенным степенью достоверности.

Если в результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований гипотеза подтверждается, то возможны два случая: 1) гипотеза подтверждена только для отдельного объекта и в пределах только тех эмпирических данных, в которых проводились исследования; 2) гипотеза подтверждена не только для данного объекта, но и для бесконечного числа подобных объектов и реализуется за пределами каких-либо эмпирических данных. В обоих случаях мы имеем определенную закономерность, но в первом случае она носит ограниченный характер, а во втором - всеобщий. Во втором случае, когда закономерности присущ всеобщий характер, гипотеза представляет собой научный закон.

Закон - это понятие, которое связано с понятием закономерности. Существенной особенностью закона является постоянство отношений между двумя или многими переменными величинами, которые взяты для количественной характеристики свойства или признаков реальных объектов или процессов.

Научный закон отражает объективные закономерности, лежащие в основе явлений, которые наблюдаются. Система законов составляет основу научных теорий, которые составляют содержание фундаментальных и прикладных научных дисциплин. Закон есть формой всезагальності. Он охватывает бесконечное количество объектов и не является итогом для исследовательского материала, что относится к закономерности, а значит за его пределы. Закон указывает на характер связей между признаками реальных объектов или явлений. Существует определенная связь между гипотезой и законом. Подтверждена научная гипотеза принимается как ограничена закономерность явлений или процессов, которые исследуются. Если закономерности носят всеобщий характер, то они являются законом.

Принцип и постулат. Принцип (от лат. principium - основа, перво-начало) - это исходные положения установление законов, согласно которым происходят те или иные явления, процессы или описываются присущие объектам свойства и соотношения между ними. Например, существуют принципы диалектического противоречия познания, соответствия и др. Так, в основе изучения природы леса лежит принцип соответствия свойства місцеоселень биологическим свойствам древесных пород.

Постулат (от лат. postulatum - то, что требуется) - это утверждение, которое отличается самоочевидністю, но принимается как восходящее положение без доказательств, то есть как аксиома. Это понятие употребляется в фундаментальных науках. П. М. Василенко и Л. В. Погорелый (1985) подчеркивают, что в научной литературе употребляется термин "постулаційні предпосылки" (передпосилки), что значительно шире, чем постулат. Они базируются на доказанных в науке законах и используются при проведении исследований без доказательств. Сюда относятся, например, законы механики.

Теория. В широком понимании теория означает логическое обобщение опыта, является системой руководящих идей в той или иной отрасли научных знаний, научное объяснение закономерности развития природы и общества, в том числе и производства.

Теория (от греческого theoria - наблюдение, исследование) возникла и развивается на основе общественной практики, она дает понимание объективной действительности. Так что теория - это комплекс знаний в определенной отрасли науки. При наличии теории быстрее и надежнее решаются вопросы, связанные с решением проблемы, а также уменьшаются затраты сил и материальных средств. В научной литературе часто встречается выражение "нет ничего более ценного, чем хорошая теория". Теория не может развиваться без экспериментального подтверждения гипотез, закономерностей, законов.

Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) заключается в постановке научного эксперимента, который предполагает точный учет условий и результатов и возможность многократного его повторения. Целью эксперимента является получение неизвестных ранее данных, выявление закономерностей в явлениях или процессах, подтверждение гипотез. Полученные экспериментальные данные анализируются и обобщаются на основе соответствующих теоретических положений.