РАЗДЕЛ 5
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
5.6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА
По объему перевезенных грузов и темпах развития автомобильный транспорт
значительно опережает железнодорожный, речной и морской.
Перевозки грузов связано с необходимостью выполнения
погрузочно-разгрузочных работ, что является неотъемлемой и наиболее
трудоемкой частью транспортного процесса.
На автомобильном транспорте погрузочно-разгрузочные работы выполняют
вспомогательным автотранспортом, то есть с помощью погрузочно-разгрузочных машин
и разнообразных устройств. В общих затратах общественно-полезного труда по
доставке грузов, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, что является
наиболее тяжелыми и трудоемкими на автомобильном транспорте, составляют
значительный удельный вес.
Задача ликвидации в стране тяжелого ручного труда во всех отраслях народного
хозяйства, в том числе и на транспорте, имеет, как известно, не только
экономическое, но и социальное значение. Решать эту задачу должны не только
грузоотправители и грузополучатели, но и автотранспортные предприятия и
организации. Рабочие автомобильного транспорта широко внедряют
контейнерные и пакетные перевозки грузов, создают в своей системе
специализированные предприятия по механизации погрузочно-разгрузочных
работ, используют автомобили и автопоезда, оснащенные устройствами для само
нагрузки и саморозвантаження.
Погрузочно-разгрузочные работы содержат основные и вспомогательные
підйомнотранспортні операции. К основным операциям относятся: захват или
подача груза к погрузочно-разгрузочной
машины,
подъем, перемещение и опускание или выдача его машиной, укладка в штабель,
взятие со штабеля. Основные операции являются наиболее тяжелыми и трудоемкими.
К вспомогательным операциям относят: строповку грузов, наложения и снятия
загарбних устройств, направление и оттяжку грузов (ориентирование груза вручную
или с помощью устройств в момент отрыва его от опорной поверхности или
опускания на нее), крепления грузов, подготовка подвижного состава к
погрузочно-разгрузочных работ, скрепления пакетов, передачу сигналов
крановикам и др. Вспомогательные операции, хотя и не являются тяжелыми, относятся к числу
трудоемких.
Существует несколько способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ: не
механизированный, механизированный, комплексно-механизированный и автоматизированный.
При механизированном средстве выполнения погрузочно-разгрузочных работ,
то есть вручную (грузчиками), народное хозяйство несет значительные потери за счет
увеличенных простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой и большими
затратами физического труда.
При механизированном средстве погрузочно-разгрузочные работы выполняют
подъемно-транспортные машины и механизмы, управляемые рабочими.
Различают работы частично и полностью механизированные. В первом случае
нагрузка на автомобиле или разгрузку с автомобилей выполняется не
вполне машинами или механизмами, а с применением физического труда рабочих.
Вполне механизированными погрузочно-разгрузочные работы в тех случаях, когда в
процессе погрузки или разгрузки грузов физический труд рабочего не
применяется.
Особую категорию составляют комплексно-механизированные погрузочно-разгрузочные
работы, выполняемые только при помощи машины или системы машин без
применение ручного труда. В этом случае труд человека сводится лишь к
управление машинами.
Высшей формой производства погрузочно-разгрузочных работ является автоматизированный
способ, когда погрузочно-разгрузочные работы выполняет машина или система машин
по заданным программам без применения труда человека, даже относительно управления
машинами.
Номенклатура погрузочно-разгрузочных машин и устройств очень разнообразна.
Для изучения их технико-эксплуатационных качеств все машины и устройства
транспорте классифицируют по техническим и эксплуатационным признакам. Классификация по
техническим признакам является основанием для изучения машин, а по эксплуатационным - для
правильной оценки особенностей применения машины и выбора схемы механизации
погрузочно-разгрузочных работ.
Все погрузочно-разгрузочные машины по техническим признакам могут быть
разделены на две основные группы: машины с рабочим органом непрерывного действия и
машины с рабочим органом циклического действия.
К первой группе относят машины, рабочий орган которых не останавливается для
захват и освобождение груза, перемещая груз равномерно. Такими машинами
есть ленточные, пластинчатые и скребковые конвейеры (транспортеры), многоковшовые
погрузчики и др.
Машины с рабочим органом циклического действия выполняют комплекс операций, связанных
с нагрузкой или разгрузкой за циклом. При этом рабочий орган действует
периодически, то есть перемещается с грузом от места загрузки до места
разгрузки и затем снова возвращается для захвата груза. К этой группе
относятся автомобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики,
одноковшовые погрузчики, лебедки, тельферы, механические лопаты,
автомобилеразгрузчиков и др.
По эксплуатационным признакам погрузочно-разгрузочные машины могут быть
классифицированы в зависимости от группы груза, перегружаемого, направлений
перемещение груза и наличия ходового оборудования.
В зависимости от группы грузов, которые перегружаются, все машины разделяют на такие
виды:
•
для штучных грузов (автокраны, автопогрузчики, тельферы и др.); для
навальных грузов (экскаваторы, одноковшовые и многоковшовые погрузчики,
снегопогрузчики, буряконавантажувачі, скребковые погрузчики и др.);
•
для сыпучих грузов (зернопогрузчики, пневмоперевантажувачі и др.); для
искусственных или навальных грузов (автопогрузчики, автокраны и др.). Эти машины
эксплуатируют по назначению, применяя сменные грузозахватные устройства
(вилы стрелу, ковш, грейфер).
По направлениям перемещения груза машины и устройства разделяют на четыре группы:
•
для горизонтального перемещения груза (механические лопаты);
•
для вертикального перемещения груза (бункеры и т.п.);
•
для наклонного перемещения груза (транспортеры, многоковшовые погрузчики);
•
для вертикального и горизонтального (комбинированного)
перемещение
груза (краны, автопогрузчики и др.). Большинство погрузочно-разгрузочных
машин относятся к четвертой группе.
В зависимости от наличия ходового оборудования, необходимого для передвижения с
одного пункта на другой, все машины и устройства могут быть классифицированы на две
группы: стационарные и передвижные.
К стационарным относят машины и устройства, не имеющие ходового оборудования
(козловые и мостовые краны, бункеры и др.). их, как правило, устанавливают в одном
месте постоянно и используют в пунктах с устойчивым объемом работ.
Передвижные машины - в отличие от стационарных имеют ходовое оборудование и поэтому
могут быть широко использованы с переброской от одного склада или пункта на
другой. Также передвижные машины перемещаются за счет собственного источника силовой
энергии (двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя) и относятся к категории
самоходных машин. Некоторые из них отличаются высокой мобильностью (автокраны,
автопогрузчики и др.), в связи с чем они применяются для
обслуживание нескольких различных объектов даже в пределах изменения.
Как стационарные, так и передвижные погрузочно-разгрузочные машины могут быть
разделены на две категории: универсальные и специальные машины.
К универсальным относят такие погрузочно-разгрузочные машины, что могут
выполнять погрузку и разгрузку разнообразных грузов: тарно-штучных,
тяжеловесных, навальных и др. К таким машинам относят краны,
автопогрузчики, электропогрузчики и др.
Специальные погрузочно-разгрузочные машины предназначены только для определенной
категории груза (например, буряконавантажувачі, зернопогрузчики и др.).
Основные параметры погрузочно-разгрузочных машин и устройств характеризуют
их технико-эксплуатационные качества, которые учитываются при выборе и определении
необходимого количества этих машин и устройств.
Некоторые основные параметры характерны для всех категорий машин. К ним относятся:
производительность машины, высота погрузки, мощность силовой установки,
габаритные размеры (длина, ширина и высота) в рабочем и транспортном
положении, масса машины.
Однако большинство параметров являются групповыми, т.е. характеризуют только определенную
группу погрузочно-разгрузочных машин. Например, для
погрузочно-разгрузочных машин и устройств с рабочим органом непрерывного действия
дополнительно к отмеченным выше можно назвать
такие
основные параметры, как скорость следования органа, его размеры (ширина и
высота скребка, ширина ленты, объем и количество скребков и др.). Шнековые
устройства характеризуются диаметром шнека и скоростью его вращения.
Для машин с рабочим органом циклического действия важнейшим параметром является
грузоподъемность, т.е. наибольшая масса груза, которая может быть поднята машиной
при хранении необходимого запаса устойчивости и продолжительности.
Кроме того, такие машины характеризуются скоростью подъема и опускания груза,
скоростью горизонтального перемещения рабочего органа или всей машины с
грузом и без груза. В погрузочно-разгрузочных машин с рабочим органом,
выполненным в виде поворотной консоли (стреловые краны, некоторые одноковшовые
погрузчики, экскаваторы), основными параметрами, кроме этого, есть вылет стрелы,
длина стрелы, высота подъема и угол поворота стрелы. Вылет стрелы определяется
расстоянием от оси вращения кранового оборудования к вертикальной оси, что
проходит через точку подвеса груза. Длина стрелы определяется расстоянием
между центрами оси пяты стрелы и оси концевого блока.
Важнейшими параметрами вилочных автопогрузчиков и электропогрузчиков
максимально допустимое расстояние от центра тяжести груза до спинок вил при
полном использовании грузоподъемности погрузчика и минимальный радиус
поворота погрузчика.
Первый параметр характеризует возможности подъема груза машиной с конкретными
габаритными размерами и массой, второй определяет ее маневренность и погрібні
размеры участков состава для развертывания.
Указаны основные параметры не исчерпывают всех элементов
технико-эксплуатационной и технической характеристик погрузочно-разгрузочных
машин и устройств. Например, самоходные машины дополнительно характеризуются таким
параметром, как транспортная скорость. Бункера оцениваются двумя основными
параметрами: внутренним объемом (вместимостью) бункера и размером
выгрузные отверстия. Для некоторых машин (зернопогрузчик,
буряконавантажувач) устанавливают ширину захвата груза и т.д.
Кроме основных параметров, важнейшими показателями, которые учитываются при
выборе погрузочно-разгрузочных машин, являются: энергоемкость машины
(оборудования), что выражается расходом энергии, затрачиваемой на переработку
единицы груза; металлоемкость
(материалоемкость)
машины, что характеризуется массой металла (материала), затраченной на ее
изготовления; трудоемкость или количество человеко-часов, которые затрачиваются на
переработку (погрузки или разгрузки 1 т или 1 м3) груза этой
машиной.