Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 5 АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

5.6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА

По объему перевезенных грузов и темпах развития автомобильный транспорт значительно опережает железнодорожный, речной и морской.

Перевозки грузов связано с необходимостью выполнения погрузочно-разгрузочных работ, что является неотъемлемой и наиболее трудоемкой частью транспортного процесса.

На автомобильном транспорте погрузочно-разгрузочные работы выполняют вспомогательным автотранспортом, то есть с помощью погрузочно-разгрузочных машин и разнообразных устройств. В общих затратах общественно-полезного труда по доставке грузов, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, что является наиболее тяжелыми и трудоемкими на автомобильном транспорте, составляют значительный удельный вес.

Задача ликвидации в стране тяжелого ручного труда во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и на транспорте, имеет, как известно, не только экономическое, но и социальное значение. Решать эту задачу должны не только грузоотправители и грузополучатели, но и автотранспортные предприятия и организации. Рабочие автомобильного транспорта широко внедряют контейнерные и пакетные перевозки грузов, создают в своей системе специализированные предприятия по механизации погрузочно-разгрузочных работ, используют автомобили и автопоезда, оснащенные устройствами для само нагрузки и саморозвантаження.

Погрузочно-разгрузочные работы содержат основные и вспомогательные підйомнотранспортні операции. К основным операциям относятся: захват или подача груза к погрузочно-разгрузочной

машины, подъем, перемещение и опускание или выдача его машиной, укладка в штабель, взятие со штабеля. Основные операции являются наиболее тяжелыми и трудоемкими.

К вспомогательным операциям относят: строповку грузов, наложения и снятия загарбних устройств, направление и оттяжку грузов (ориентирование груза вручную или с помощью устройств в момент отрыва его от опорной поверхности или опускания на нее), крепления грузов, подготовка подвижного состава к погрузочно-разгрузочных работ, скрепления пакетов, передачу сигналов крановикам и др. Вспомогательные операции, хотя и не являются тяжелыми, относятся к числу трудоемких.

Существует несколько способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ: не механизированный, механизированный, комплексно-механизированный и автоматизированный.

При механизированном средстве выполнения погрузочно-разгрузочных работ, то есть вручную (грузчиками), народное хозяйство несет значительные потери за счет увеличенных простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой и большими затратами физического труда.

При механизированном средстве погрузочно-разгрузочные работы выполняют подъемно-транспортные машины и механизмы, управляемые рабочими.

Различают работы частично и полностью механизированные. В первом случае нагрузка на автомобиле или разгрузку с автомобилей выполняется не вполне машинами или механизмами, а с применением физического труда рабочих. Вполне механизированными погрузочно-разгрузочные работы в тех случаях, когда в процессе погрузки или разгрузки грузов физический труд рабочего не применяется.

Особую категорию составляют комплексно-механизированные погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые только при помощи машины или системы машин без применение ручного труда. В этом случае труд человека сводится лишь к управление машинами.

Высшей формой производства погрузочно-разгрузочных работ является автоматизированный способ, когда погрузочно-разгрузочные работы выполняет машина или система машин по заданным программам без применения труда человека, даже относительно управления машинами.

Номенклатура погрузочно-разгрузочных машин и устройств очень разнообразна. Для изучения их технико-эксплуатационных качеств все машины и устройства транспорте классифицируют по техническим и эксплуатационным признакам. Классификация по техническим признакам является основанием для изучения машин, а по эксплуатационным - для правильной оценки особенностей применения машины и выбора схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Все погрузочно-разгрузочные машины по техническим признакам могут быть разделены на две основные группы: машины с рабочим органом непрерывного действия и машины с рабочим органом циклического действия.

К первой группе относят машины, рабочий орган которых не останавливается для захват и освобождение груза, перемещая груз равномерно. Такими машинами есть ленточные, пластинчатые и скребковые конвейеры (транспортеры), многоковшовые погрузчики и др.

Машины с рабочим органом циклического действия выполняют комплекс операций, связанных с нагрузкой или разгрузкой за циклом. При этом рабочий орган действует периодически, то есть перемещается с грузом от места загрузки до места разгрузки и затем снова возвращается для захвата груза. К этой группе относятся автомобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики, одноковшовые погрузчики, лебедки, тельферы, механические лопаты, автомобилеразгрузчиков и др.

По эксплуатационным признакам погрузочно-разгрузочные машины могут быть классифицированы в зависимости от группы груза, перегружаемого, направлений перемещение груза и наличия ходового оборудования.

В зависимости от группы грузов, которые перегружаются, все машины разделяют на такие виды:

• для штучных грузов (автокраны, автопогрузчики, тельферы и др.); для навальных грузов (экскаваторы, одноковшовые и многоковшовые погрузчики, снегопогрузчики, буряконавантажувачі, скребковые погрузчики и др.);

• для сыпучих грузов (зернопогрузчики, пневмоперевантажувачі и др.); для искусственных или навальных грузов (автопогрузчики, автокраны и др.). Эти машины эксплуатируют по назначению, применяя сменные грузозахватные устройства (вилы стрелу, ковш, грейфер).

По направлениям перемещения груза машины и устройства разделяют на четыре группы:

• для горизонтального перемещения груза (механические лопаты);

• для вертикального перемещения груза (бункеры и т.п.);

• для наклонного перемещения груза (транспортеры, многоковшовые погрузчики);

• для вертикального и горизонтального (комбинированного)

перемещение груза (краны, автопогрузчики и др.). Большинство погрузочно-разгрузочных машин относятся к четвертой группе.

В зависимости от наличия ходового оборудования, необходимого для передвижения с одного пункта на другой, все машины и устройства могут быть классифицированы на две группы: стационарные и передвижные.

К стационарным относят машины и устройства, не имеющие ходового оборудования (козловые и мостовые краны, бункеры и др.). их, как правило, устанавливают в одном месте постоянно и используют в пунктах с устойчивым объемом работ.

Передвижные машины - в отличие от стационарных имеют ходовое оборудование и поэтому могут быть широко использованы с переброской от одного склада или пункта на другой. Также передвижные машины перемещаются за счет собственного источника силовой энергии (двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя) и относятся к категории самоходных машин. Некоторые из них отличаются высокой мобильностью (автокраны, автопогрузчики и др.), в связи с чем они применяются для обслуживание нескольких различных объектов даже в пределах изменения.

Как стационарные, так и передвижные погрузочно-разгрузочные машины могут быть разделены на две категории: универсальные и специальные машины.

К универсальным относят такие погрузочно-разгрузочные машины, что могут выполнять погрузку и разгрузку разнообразных грузов: тарно-штучных, тяжеловесных, навальных и др. К таким машинам относят краны, автопогрузчики, электропогрузчики и др.

Специальные погрузочно-разгрузочные машины предназначены только для определенной категории груза (например, буряконавантажувачі, зернопогрузчики и др.).

Основные параметры погрузочно-разгрузочных машин и устройств характеризуют их технико-эксплуатационные качества, которые учитываются при выборе и определении необходимого количества этих машин и устройств.

Некоторые основные параметры характерны для всех категорий машин. К ним относятся: производительность машины, высота погрузки, мощность силовой установки, габаритные размеры (длина, ширина и высота) в рабочем и транспортном положении, масса машины.

Однако большинство параметров являются групповыми, т.е. характеризуют только определенную группу погрузочно-разгрузочных машин. Например, для погрузочно-разгрузочных машин и устройств с рабочим органом непрерывного действия дополнительно к отмеченным выше можно назвать

такие основные параметры, как скорость следования органа, его размеры (ширина и высота скребка, ширина ленты, объем и количество скребков и др.). Шнековые устройства характеризуются диаметром шнека и скоростью его вращения.

Для машин с рабочим органом циклического действия важнейшим параметром является грузоподъемность, т.е. наибольшая масса груза, которая может быть поднята машиной при хранении необходимого запаса устойчивости и продолжительности.

Кроме того, такие машины характеризуются скоростью подъема и опускания груза, скоростью горизонтального перемещения рабочего органа или всей машины с грузом и без груза. В погрузочно-разгрузочных машин с рабочим органом, выполненным в виде поворотной консоли (стреловые краны, некоторые одноковшовые погрузчики, экскаваторы), основными параметрами, кроме этого, есть вылет стрелы, длина стрелы, высота подъема и угол поворота стрелы. Вылет стрелы определяется расстоянием от оси вращения кранового оборудования к вертикальной оси, что проходит через точку подвеса груза. Длина стрелы определяется расстоянием между центрами оси пяты стрелы и оси концевого блока.

Важнейшими параметрами вилочных автопогрузчиков и электропогрузчиков максимально допустимое расстояние от центра тяжести груза до спинок вил при полном использовании грузоподъемности погрузчика и минимальный радиус поворота погрузчика.

Первый параметр характеризует возможности подъема груза машиной с конкретными габаритными размерами и массой, второй определяет ее маневренность и погрібні размеры участков состава для развертывания.

Указаны основные параметры не исчерпывают всех элементов технико-эксплуатационной и технической характеристик погрузочно-разгрузочных машин и устройств. Например, самоходные машины дополнительно характеризуются таким параметром, как транспортная скорость. Бункера оцениваются двумя основными параметрами: внутренним объемом (вместимостью) бункера и размером выгрузные отверстия. Для некоторых машин (зернопогрузчик, буряконавантажувач) устанавливают ширину захвата груза и т.д.

Кроме основных параметров, важнейшими показателями, которые учитываются при выборе погрузочно-разгрузочных машин, являются: энергоемкость машины (оборудования), что выражается расходом энергии, затрачиваемой на переработку единицы груза; металлоемкость

(материалоемкость) машины, что характеризуется массой металла (материала), затраченной на ее изготовления; трудоемкость или количество человеко-часов, которые затрачиваются на переработку (погрузки или разгрузки 1 т или 1 м3) груза этой машиной.