РАЗДЕЛ 5
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
5.5. ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Сеть автомобильных дорог общего пользования имеет протяженность 172,4 тыс. км,
из них с твердым покрытием - 164,2 тыс. км (табл. 5.17-5.18).
Сеть автомобильных дорог в Украине пока недостаточно имеет путей высших
категорий - чуть больше 1% путей первой и 8% дорог второй категории
(средняя категорийность автомобильных дорог Украины - 3,73).
Все автомобильные магистрали Украины пролегают через населенные пункты.
В табл. 5.19-5.20 приведены показатели плотности автомобильных дорог и наличие
мостов и путепроводов в Украине.
На дорогах Украины построено много автозаправочных станций, постоянно ведется
реконструкции их сети.
МТК пролегают по дорогам первой категории (магистральные) и второй категории
(Г - республиканские).
Пропускная способность этих путей составляет:
•
первой категории - 14 тыс. автомобилей (на некоторых дорогах, например
Киев-Борисполь, пропускная способность достигает 40 тыс. АТЗ на сутки, Киев-Житомир
- 20 тыс. АТЗ на сутки);
•
второй категории - 6-14 тыс. автомобилей.
Наибольшая интенсивность движения на автомобильных дорогах вблизи крупных городов и
возле крупных пограничных пунктов - 15-20 тыс. АТЗ на сутки, средняя
интенсивность движения на автомобильных магистралях страны - 6-14 тыс. АТЗ на сутки.
Международные транспортные коридоры по своей значимости для международного сообщения
автомобильным транспортом разделены на три категории.
Технико-экономическая характеристика автомобильных дорог МТК и пунктов
дорожного сервиса приведен в табл. 5.21-5.22.
Самыми напряженными за интенсивностью движения пассажирских автотранспортных средств
(от 7 до 15 тыс. АТЗ на сутки) являются следующие транспортные коридоры:
•
№3,5 Европа-Азия: Чоп-Ужгород-Мукачево-Стрый-Львов-Ровно-Житомир-Киев с
ответвлениями на Чернигов-Новые Яриловичи-Бачевск-Полтаву-Харьков-Дебальцево-Довжанск
и на Харьков-Гоптовку;
•
ЧЭС: Новоазовск-Мариуполь-Херсон-Николаев-Одесса с ответвлением на
Маяки-Рени; Кучурган-Кишинев и на Любашевку-Кировоград.
Эти два направления относятся к первой категории (очереди) развития инфраструктуры
объектов автодорожного сервиса по экспорту транспортных услуг в сфере
международных связей, осуществляемых автомобильным транспортом.
Ко второй категории (очереди) развития инфраструктуры автодорожного сервиса,
которые характеризуются интенсивностью движения и пассажиропотоками средних размеров
(от 4 до 7 тыс. единиц АТС на сутки), относятся транспортные коридоры:
•
Балтийское море - Черное море: Ягодин-Ковель-Луцк-Тернополь-Винница-Умань-Одесса
с ответвлениями на Львов-Рава-Русская.
•
№ 5: Ужгород-Львов с ответвлением на Шегини.
К третьей категории (очереди) строительства объектов инфраструктуры автодорожного
сервиса, которые характеризуются интенсивностью движения и пассажиропотоками меньших
размеров (от 2 до 4 тыс. единиц АТС на сутки), относятся такие направления центральной
части Украины: Стрый-Ивано - Франковск-Черновцы;
Черновцы-Хмельницкий-Нововолынск-Ковель; Полтава-Кировоград-Любашевка.
Остальные направлений с незначительной интенсивностью движения транспортных средств и
пассажиропотоков относятся к четвертой категории (очереди) строительства объектов
инфраструктуры автомобильного сервиса.
Перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении
осуществляется преимущественно такими транспортными коридорами:
•
№ 3, 5 Европа - Азия: Чоп-Ужгород-Мукачево-Стрый-Львов-Ровно-Житомир-Киев с
ответвлениями на Бачевск, Полтаву, Дебальцево, Должанский и
Харьков-Гоптовку;
•
№ 9: Новые Яриловичи - Чернигов;
•
№ 5: Ужгород-Рава-Русская-Львов с ответвлениями на
Ковель-Черновцы-Хмельницкий-Нововолынск;
•
Балтийское море - Черное море: Доманово-Ковель-Луцк-Дубно-Тернополь-Черновцы с
ответвлениями на Мамалиґу и Порубное;
•
ЧЭС: Новоазовск-Мариуполь-Херсон-Николаев-Одесса с ответвлением на
Рени-Кучурган и Любашевку.
Следовательно, для перевозки грузов в международном сообщении используют те же
транспортные коридоры, и для перевозки пассажиров, но их категорийность
по интенсивности движения и мощности грузопотоков и развития объектов
автодорожного сервиса существенно отличаются.
В табл. 6.53 - 6.56 приведенные показатели пропуска транспортных средств через
государственную границу Украины, предоставленные Государственным комитетом по делам охраны
государственной границы Украины.