Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

§ 1. Общественное бытие как предмет социальной философии

Общество и природа

 

Исторически формирование первобытных обществ развивалось из родовое-общинного строя, в условиях которого человек начинает выделять себя из природного се-среды.

Общество должно согласовываться с человеческой природой, оно составляет так называемую вторую природу, или культурная среда. Человек - единственное существо, которое не имеет определенной экологической (природной) ниши и способна приспосабливаться к различным природным условиям. Поэтому она создает собственный мир, превращая природу. В обществе, как и в природе, есть объективные закономерности, хотя и осуществляются они через человеческую деятельность. Если в природе действуют слепые природные силы, то в обществе - люди, наделенные сознанием и волей. Закономерности развития общества являются закономерностями человеческой деятельности. их познания является основной целью обществоведения как науки, имеющей не менее важное значение, чем естествознание.

 

Однако, как отмечал В. Вернадский, человек часто забывает, что ее жизнедеятельность тесно связана с биосферой, что природные условия в жизни общества играют чрезвычайно важную роль. Соответственно и отношение общество - природа никогда не теряет своей актуальности и требует существенного внимания в контексте социокультурной активности человека. Ведь природа и общество, несмотря на их противопоставление, всегда остаются тесно связанными, составляют единую систему взаимосвязей в измерении экономической, географической и экологической детерминанты общественного развития. Человек является частью природы, а природная среда - необходимым условием функционирования социума, любых форм общественной деятельности. Социальная сфера жизнедеятельности является исторически производной от естественной, это хорошо видно на примере хозяйства, которое развивается от максимально приближенных к природе форм - натуральное хозяйство - в более отдаленных от нее - информационная экономика.

Природа является основным ресурсным источником материальной жизни общества, его производственной сферы, что делает невозможным разграничение таких сфер человеческой жизни, как общество и природа. В целом история развития общества возникает как продолжение развития природы. Итак, человек живет не только в природном, но и в общественной среде. Она меняет и преобразует природную среду согласно своим потребностям, способна хорошо приспосабливаться к различным природным условиям. В процессе научно-технического развития последних веков отношения человека к природе приобрело чисто потребительского характера, что и стало причиной экологических проблем современности.

Общество возникает вследствие очеловечивание природной среды, формирования культурных особенностей социума, таким образом, взаимодействие общества с природой происходит в пределах определенного географического среды. На существенное влияние природных условий на формирование культуры различных обществ обратил внимание еще Ш. Монтескье, который в своем труде «О духе законов» утверждал, что именно природную среду, прежде всего климат, является определяющим фактором в формировании обычаев, верований и даже общественно-политического устройства страны.

Таким образом возникает концепция географического детерминизма, которая делает акцент на существенной роли географической среды в жизни общества. Кстати, эта концепция способствовала становлению в XX веке науки геополитики как сферы определения приоритетов географического расположения страны в контексте их эффективного социально-политического использования. Следовательно, природная среда играет существенную роль в развитии как экономического, так и политического потенциала страны, независимо от степени эволюции социокультурных отношений. Природа является постоянным и необходимым условием существования и развития общества, поскольку природные условия являются определяющим фактором жизнедеятельности человека в обществе.