Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
§ 1. Общественное бытие как предмет социальной философии
Особенности познания общества
Общество - это особая социокультурная реальность, которая требует формирования специфических методов постижения своей сущности. Исследования общественной жизни и устоев его эффективной организации свидетельствует о необходимости формирования специальных подходов в сфере осмысления социальной природы человеческих отношений. Специфика общественного познания прежде всего заключается в применении специальной социально-философской методологии. Ведь объектом социально-философского исследования является общество, социальная действительность. Важной особенностью социального познания является то, что общество познает само себя, то есть одновременно является и субъектом, и объектом познания. Познавая общество, человек познает себя и, наоборот, познавая себя, одновременно познает общество, в котором живет и действует. Поэтому познание общества - является процессом самопознания, социальной саморефлексии, это познание особенностей и законов функционирования общества, тенденций его исторического развития. Социально-философское знание анализирует основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.
К тому же социальная философия не склонна предлагать окончательные концепции общественного бытия и его динамики. Социально-философские концепции, как правило, определенные исторической эпохой, в рамках которой они сформированы и является отражением потребностей того или иного этапа общественного прогресса. Социальные поиски различных периодов исторического развития и становления общества отмечаются выявлением принципов и основ его объяснение и определение тенденций и перспектив дальнейшего развития. Так, Платон усматривал реализацию эффективного общества в воплощении предлагаемого им принципа справедливости социальной стратификации, К. Маркс движущим механизмом социального прогресса считал экономику, М. Вебер - рациональность, Ю. Хабермас - коммуникативную деятельность.
Характерной чертой общества является его структурная динамичность, изменчивость, мобильность. Поэтому современная социальная философия учитывает все множество разнообразных подходов к постижению сущности и специфики общественной жизни и его структурных уровней. Основными структурными уровнями социального процесса сегодня являются общественные группы, социальные институты, учреждения, формы общественного сознания и т.д. Существенными феноменами общественной жизни является власть, собственность, идеология, культура и другие проявления социальности. Поэтому анализ таких феноменов требует отличного от природиучо-научной методологии подходов.
Центральная проблема социальной философии - это проблема человека, его социального бытия, целей и главной цели жизнедеятельности. До основных методологических принципов социально-философского осмысления действительности принадлежат, во-первых, системный подход, который дает возможность найти и проанализировать составляющие системы, их инвариантную структуру, что определяет взаимоотношения и связи таких элементов социальной системы, как культура, политика, экономика и т.д. Динамичность общественного развития требует от социально-философской мысли принципа конкретно-исторического подхода, или, как его еще называют, принципа историзма, который обеспечивает общественно-историческое соответствие социально-философских идей и теорий, а также требует выявления характерных закономерностей, которые обусловливают специфику определенной степени развития социума, закономерностей перехода от одной ступени его развития до следующего, качественно нового.
Принцип развития ориентирует социально-философское познание на постижение становления социума, его восхождение от элементарных форм организации к более сложным. Социально-философское познание основано на простых категориях и элементарных понятий, которые характеризуют ранние этапы развития социальности, а на более поздних этапах ее развития обращается и к более сложным обществоведческих категорий. Принцип развития требует также соблюдения таких условий как, во-первых, выявление источника и конкретного механизма общественного развития; и, во-вторых, анализ его конкретных форм и этапов, по крайней мере в самых общих, принципиальных моментах. Первое условие дает возможность постичь социум как систему, которая развивается, вторая - проследить весь исторический путь ее развития - от начальных форм до современных.