Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
§ 1. Общественное бытие как предмет социальной философии
Философские вопросы наук об обществе
Социум является исследовательским объектом многих общественных наук - истории, культурологии, социологии, социальной психологии, политологии, экономики и т.д., т.е. всех наук, которые в том или ином ракурсе рассматривают специфику общественной жизни.
Так, история изучает прошлое общества, культурология - логику развития особенностей его культуры, социология - современное состояние общества и динамику его развития, экономика - экономические отношения и перспективы их развития. Каждая из этих наук невозможна без ее корреляции с философским знанием, ведь философия является сферой обоснование методологии гуманитарного знания. В европейской философии первые научные знания, в частности и об обществе, начинают формироваться в античную эпоху и становятся результатом философских запросов того времени. Соответственно, науки об обществе постепенно в течение исторического развития европейской цивилизации отмежевываются от философского знания. Так, основателем исторической науки был Геродот, который первым сформулировал вопрос о историческое сознание человека. Социология как совокупность знаний об обществе начинает зарождаться в работах Платона и Аристотеля, хотя окончательно формируется только в XIX веке О. Контом, который предложил рассматривать ее как самостоятельную научную дисциплину.
Сегодня науки об обществе, наработав собственный методологический потенциал и категориальный аппарат, снова обращаются к философскому анализу своих достижений. В частности, довольно ощутимая потребность переосмысления сущностных моментов экологической политики современной цивилизации, которая несет угрозу экологической катастрофы. Эта мировоззренческая проблема является сегодня общей для экономистов и экологов. Попытки ее решения ориентированы прежде всего на поиск альтернативных путей хозяйственно-экономического воспроизводства условий общественного развития, поиск альтернативных источников питания и т.д.
Существенное значение приобретают именно глобальные проблемы современности, которые ставят перед современной наукой задачи, которые она не может решить сугубо в научном контексте, без обращения к философскому анализу современных реалий. К глобальным проблемам современности относятся экологические, экономические, политические и демографические проблемы, некоторые исследователи относят сюда и этические. В таких условиях активно развиваются и футурологические концепции, которые, в свою очередь, можно сгруппировать в оптимистические и пессимистические.
К первым относятся те концепции, которые подчеркивают преимущества технической цивилизации (3. Бжезинский, Г. Арон, Ж. Фурастье) или предлагают концепции «устойчивого развития» общества, имеющие стабилизировать экономические и экологические показатели с возможностью их дальнейшего развития на принципиально новых мировоззренческих принципах. Исследователи этой концепции ссылаются на идеи Дж. С. Милля и К. Маркса, а также программы Римского клуба. Менее оптимистично настроенные исследователи прогнозируют возможность упадка западной цивилизации вследствие неумеренного использования природных ресурсов и необдуманного наращивания научно-технического потенциала (А. Ускоу). Д. Белл и О. Тоффлер отмечают необходимость реформирования ресурсоспоживчої и производственной сфер в направлении создания эффективной системы контроля за ресурсами планеты.
В современном обществе в значительной степени актуализируются и философские вопросы экономики и политики. Так, философский смысл экономических отношений и процессов современности раскрывается на уровне решения проблем экономических кризисов и их последствий, поиска эффективных экономических решений и экономической стабильности общества. Философское измерение политических проблем представлено в содержании современной политологии и философии политики. Это соотношение политики и морали, место и роль власти в системе общественных отношений, ее структура, политическое прогнозирование, политические технологии и геополитика. Социальная психология взаимодействует с философией в контексте поиска оптимальных путей и средств реализации креативного потенциала личности в обществе, ее всестороннего и гармоничного развития, с социологией в исследовании социальных структур, институтов, классов и теорий общественного развития вроде «массового общества» X. Ортега-и-Ґассета или «общества третьей волны» О. Тоффлера.