Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел третий
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
1. Природа: понятие, сущность

Природа - производительная сила.

В начале XIX ст., когда научно-технический прогресс стал видимым горизонтом развития Европы, немецкий поэт и философ Иоганн Гете говорил о разрушающей силе природы, называл ее демоном. Определялся демонізм как реакция природы на человеческую деятельность. Иоганн Гете в выдающихся «Беседах» с Иоганном Еккерманом подчеркивал, что не смог бы назвать демоном Мефистофеля, поскольку в содержание демонизма тот вкладывал особый смысл, который не сводился лишь к разрушительной силы. Демонізм - слово древнегреческого происхождения. Демонами греки называли богов, подчеркивая дикую, страстную силу, что несравнимо выше, чем возможности и способности человека. Стихийное творение демонической силы одновременно пугало, удивляло и восхищало человека, делая ее игрушкой в руках богов. Демоническим в представлении греков стал и Фатум, догоняющая судьба - возмездие, неодолимость ее избежать, считали греки, обусловлена нечеловеческими силами Вселенной. Демонізм представлялся как величественная все породжуюча, продуктивная производственная сила, но при определенных обстоятельствах способна стать разрушительной для человека. Не случайно смертность человека - неотъемлемая часть Года - судьбы, а стремление к бессмертию роковое, то есть предвиденная судьбой ошибка. Другими словами, понятие «демон», «демонізм» возникает как представление о парадоксальность мира, дитем которого есть собственно человеческая жизнь.

Демоническая парадоксальность наконец оформляется у греков в понятие «природа» (фюсіс), или естественное рождение вещей, вмещая и порождения - возникновения самого человека. Впервые греческие философы, которые назывались, по выражению Аристотеля, физиками (через стремление понять и выразить логически процесс естественного происхождения мира, природного порождение вещей) помещали понятие «природа» (фюсіс) и к рассмотрению человека. Вопрос: «Что такое человек?» становится вопросом о происхождении человека, его природу. Природа человека объясняла ее назначения, умения и возможности. «Человек рожден для созерцания!» - восклицал философ Древней Греции Анаксагор, объясняя способность, умение человека мыслить, видеть, слышать, говорить - природа человека, а следовательно, его собственная производительная производственная сила. Так, у греков возникает понятие «созидание» (поейсіс), или искусство, выражающее продуктивную производственную, или творческую способность человеческих существ, что ею наделен от природы.

Учение о природе как повод - причину человеческого бытия, прежде всего) наиболее развернутое в античности в «Метафизике» Аристотеля, где характер природы, который создает и рисует, приобрел форму человеческого знания о причинах и началах, то есть стал достоянием человеческого разума, а тот в стремлении к познанию - мере природы. Природа, ставшая всем, есть, как говорил Аристотель, сущностью, бытием, а суть бытия - это то, что имеет начало движения в самом себе, суть - это причина вещей, к познанию которой стремится философия. Четыре взаимосвязанных понятия, на которые разлагается природа в процессе познания, формальная, материальная, и что является целью творения, что имеет название мирового разума - это ее логические понятия. Аристотель подчеркивает, что природа, в самом первом и единственном смысле, является сутью, и именно суть того, что имеет начало движения в себе, материя называется поэтому естественной, что имеет способность принимать на себя эту суть. В науке широко используется представление о структурные уровни материи, конкретизирующие формы движения и виды материи. Неорганическая природа предстает как такая, что имеет последовательность, структурность уровней: субмікроелементарний - мікроелементарний (уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий) - ядерный атомарный - молекулярный - уровень макрокосмічних тел различной величины (здесь имеется ряд специфических степеней) - планеты - звездно-планетные комплексы - галактики - метагалактики... Живая природа тоже структурирована. Здесь тоже выделяются уровни: биологических макромолекул - клеточный уровень микроорганизмов - органов и тканей - организма в целом - популяционный - біоценозний - биосферный. Общая основа жизни - органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой).

В истории философии не раз возвращались к пониманию природы Аристотелем как причины. Но если для Аристотеля природа воплощение «совершенной причинности», а потому богатство форм и целесообразность мирового разума рядом со случайностью - возможностью материальных обстоятельств материи, то в средневековых христианских его последователей уже по природе сохраняется лишь сфера случайности материальных обстоятельств мировоззрения, подтверждающие бесконечность и непроизвольность возможностей сверхъестественного и божественного разума. Так, случай, что имел в античной философии Аристотеля большое материальное таинство природы, основой разнообразия и неповторимости ее перевоплощений, оказывается последним прибежищем и судьбой природы и материального Вселенной, объяснением природы случаем противопоставления необъятности и непостижимости божественного творения мира. Но даже в таком противопоставлении природа не сбрасывается со счетов, потому что есть всемогущество Бога без никчемности природы, что есть Провидение без случайностей? У того же Аристотеля в рассмотрении места материальной причины в природе говорится о материальную причину (материи) как о Тихе, судьбы - случайности. Случайность для Аристотеля - это необходимость телесно-материального воплощения природы. Благодаря случайности мир полон индивидуального и неповторимого, и хотя формы отвратительного - тоже дитя случая, и без случайностей мир избавился бы жизненности и полноты. Следовательно, случайность для Аристотеля - это жизненно необходимое дополнение самой необходимости. Случайность необходима - и в этом большая совершенство природы.

Единство необходимости и случайности и в философии Средневековья свойственна пониманию природы, но случайность уже объяснялось как контрастный фон Провидения, то, что своей ничтожностью подтверждает богатство и содержательность божественных законов. Иначе, случайность тоже необходима как условие совершенства. Но это необходимость совершенно иного свойства. Случайность отражает настойчивое желание средневекового христианина освободиться от случайностей своей собственной природы: причины земных страданий. В таком понимании случайности раскрывается коренное отличие античной и средневековой точек зрения на природу как причину. Причина - это то, что предшествует. Уже у Аристотеля причина связана с понятием «вечность», то есть то, что предшествует жизни. В философии Средневековья понимание причины раскрывается в последовательности творения: сотворение мира - природы предшествует созданию человека, а Бог соответственно объявляется первопричиной. Природа оказывается причиной, что предшествует человеку. Но случайности природы нейтрализуются замыслу - первопричиной, зависимость человека от природы в конце концов оказывается ее грехом - ее греховной природой, причиной изгнания человека из рая в природный мир бренного и случайного. Природа словно создает замкнутый круг в понимании греха: природа есть источник греха и его убежище; природа - причина случайности человеческого бытия в материальном мире, сама воплощения случае - капризы, своеволие божественного существа. Несвободу от природы случае человеческое сознание не могла простить течение многих веков своей истории, ибо признав за случаем и природой права на самостоятельное существование, человек будет вынуждена признать случайность своего возникновения в мире, во всяком случае, когда речь идет о каждый отдельный индивид. Отсюда стремление нейтрализовать случае необходимости и «унизить» природу, стремление, что каждый раз оборачивается самоуничижением человека и ограничением его личных прав и возможностей. Уже сама постановка вопроса о природе касалась непосредственно природы, или, как говорил Аристотель, суть человека. Единство необходимости и случайности в определении природы, следовательно, оборачивается человеческим поиском обоснований личного бытия. Неудивительно, что необходимость и случайность, а также причина не исчезают с определения природы и в эпоху современности, мышление которой все еще остается во власти причиной понимания природы, стремится исключить из природы случайность.

Понятие созидания, производительная сила (поейсіс) очень развернуто, общий смысл: жизнь человека в соответствии с природой. Искусным, например, был Одиссей у Гомера - один из первых образов становления человека в мире, который все более знакомилась с большим домом - миром. Производительность такого человека, ее природа - в создании пространства или закона, собственной жизни. Подобно тому, как природа создает естественность, человек, по природе, создает человечность - систему особых отношений в мире человек - человек. В таком контексте, что заложен философией с первых шагов ее возникновения, природа - не пейзаж, не совокупность растительного и животного мира, не физиологические или физико - химические процессы, а вопросы бытия человека, его внутреннего потенциала, творческих сил и производительных способностей. Неслучайно, в истории философии, как и в истории науки, представления о природе меняется вместе с представлением о самом человеке и ее место в мире. Природа является философской категорией «объективная форма человеческого бытия и мышления, характеристика реальности мира».

Раскрывая суть религии, как воплощение категория философии нужд человеческих чувств, Людвиг Фейербах останавливается отдельно на религиозном понимании природы, называя его утилитарно-эгоистичным. Прежде всего рассматривает логику анализа природы в иудаизме, где создание Богом мира из ничего лишает природу какой-либо самостоятельной ценности, ставя ее в подчинение произволу Бога и человеческом промысла. Такое понимание природы связывается с идеалистической философией, в частности философии Георга Гегеля, у которого отношение человека к природе является проявлением хитрости разума, который ставит перед собой и природой вещь природы (т.е. технику). Восприятие природы, как полезного и даже необходимого элемента мира и человеческой жизни, в философии связано с различением понятий свобода и необходимость, время и пространство. «Георг Гегель не признает пространства, соответственно, и природы», - говорил Людвиг Фейербах.

Признание связи природы с понятиями необходимости и пространство и дают ключ к пониманию сути природы, как философской категории. Здесь отрываемся от чувственных образов тех явлений, которые называем природными, и перейдем в сферу проблем бытия человека и его необходимых условий. Вопрос: «А что собственно такое природа?», возможно, задан тому, кто знает другой, не природный мир. Если природа есть все, то и она может быть абсолютно всем. Процесс логического анализа мира, начатый древней философией, открывает природе такую перспективу. Философия отделяет человека, как существо, особенно созданную природой, но имеет отличие от природы, отличие в том, что человек, как природа, не может стать всем. Вот так возникает вопрос, который приписывают стародавньогрецькому философу Фалесу: «А что есть все?». Что есть все, если человек не может им стать? Все - это то, что рождает также и человека. Из размышлений и рассуждений о человеке и начинается философское определение природы. Человек чудовіша чем статуя, говорит Аристотель, потому что человек рождается от человека, а статуя не рождается от статуи, несовершенство человеческих творений - первое отличие человека от природы. Человеческий мир - мир, созданный руками человека, уже не мир природы, в таком мире нет совершенства природы, лишь подражание ее, мімесі, как говорили греки. И с точки зрения несовершенного мира, природа - это лишь начало мира, архе, условие, повод, причина для его создания. По легенде, великий Фидий после создания статуи Афины был осужден и брошен в тюрьму и умер в тюрьме за то, что на щите богини один из греков, боровшихся против амазонок, очень напоминал самого скульптора, а другой - Перикла. Это расценивалось как оскорбление богини, требовавшей обязательного наказания. Но статуя Афины осталась жить, даже когда не стало Фидия, создавшего ее. Раскаяние предусмотрено и природе, с тех пор, как мифологическое восхищение ею изменилось философским тезисом: «Пойми самого себя!»

Апофеозом такого подхода к природе становится наука, которая постулирует природу как сферу необходимости - абсолютных причинных связей, которые исключают случайное. Познание необходимости гарантирует человеку свободу преодоление необходимого и, первым делом, бремени материального бытия. Но случайность не исчезает. Она входит в сферу повседневного бытия человека, личной жизни индивидов, в сферу человеческих чувств, то есть в индивидуальное бытие человека и его индивидуальное сознание, словно напоминая увлеченным научными истинами людям старое аристотелевское положение о разнообразие и индивидуальный характер телесно-материальных воплощений природы. Другими словами, человеческий индивид остается той случайностью природы, что не позволяет науке свести содержание природы к абсолютной необходимости. Как и ранее, необходимой оказывается случайность, хотя бы как факты и примеры.