Основы философских знаний
Раздел третий ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
1. Природа: понятие, сущность
Понятие " вторая природа.
Вторым актом научного мышления в борьбе случайностью является появление понятия вторая природа. Общественная природа человека - понятие, завершает научное определение природы как сферы необходимости. Осознание человеком своей общественной сущности, необходимости общества как своей человеческой природы, например, в форме правового сознания, также оказывается ключом к свободе, и опять же, свободы от своей новой природы - общества. Несовпадения в обществе идеалов и норм жизни, правовых и моральных вопросов, законов, по сути, освобождает человека как субъекта правового сознания, от моральных обязательств и высоких стремлений к идеалам. Нельзя переступить через свою эпоху, говорил Георг Гегель, и в этом проявляется социальная сущность. Защита от общества своего индивидуального мира в конце концов превращает и общественную природу человека на случайное определение ее бытия. Поиски случайного в своей природе оставляют человеку возможность почувствовать самоценность собственной жизни. Категориальный смысл понятия природы приближает его к категориального содержания понятия материи, которое уже у Аристотеля может быть понято как принцип нового, будущего времени, надежды на будущее.
Трудовое отношение к природе, что создало еще с первых шагов истории человечества природно-трудовой ритм жизни (древние сельскохозяйственные календари), прошло достаточно длительный исторический путь, чтобы сформироваться в личную структуру человеческих отношений - общество. Космос, полис, империя - понятие, определяющие единство людей, их личный мир отношений, в котором жить. Тогда работа не имела значения специфически-человеческого отношения к природе. Труд - удел рабов, варваров, труд - мирское, бренное занятие.
Впервые о идеал трудовой жизни в Европе вспомнили в конце Средневековья (конец XIV - начало XV вв.). Реабилитация труда и включение ее в систему человеческих отношений именно и подготовили формирование понятия общества - вторая природа, где труд обусловлен элемент, достойный оправдания греховной природы человека. Труд превратил природу на общество - особую систему законов человеческой жизни, соответствующих преобразований природы. Последствия научно-технического прогресса впоследствии поставили проблему разрушительной деятельности людей в отношении природы, а также природы самого человека. В XX в. обострились экологические проблемы, охватившие разрушение природной среды, где живет человек, поставили человечество перед фактом чисто цивилизационных заболеваний, в частности ядерной катастрофы. Современное общество встретилось с проблемой психического здоровья человека, его способности адекватно реагировать на ускорение ритма жизни, информационные перегрузки, на быструю смену нормативных ориентаций. Психологическая усталость, моральная индифферентность, нарастание маниакальных синдромов - симптомы, признаки столкновения природы и общественной природы человека. Человек вынужден искать всевозможные компромиссы, создавать зоны комфортности человеческой психики - психоаналитические службы, религиозные общины и др.