Основы философских знаний
Раздел третий ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
1. Природа: понятие, сущность
Понятия природа.
Понятие природа одно из самых распространенных. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения элементарных частиц, и безграничные просторы океана, и леса, и луга, что раскинулись вокруг, могучие реки. Это безграничное разнообразие жизни на Земле. Все сущее, вся Вселенная охвачены понятием природа. Понятие природа близкое к понятию материя. И конечно, можно определить природу как материю, взятая во всем разнообразии ее форм. И повседневно понятие природа означает всю совокупность естественных условий существования человека и человечества. Понятие природа с позиций философии сравнивается с противоположным понятием культура. Если природа показывает совокупность природных условий существования человека, то понятие культура предполагает нечто освоенное, переработанное в процессе деятельности человека. Если природа то, что противостоит человеку, существует по своим собственным, независимым от нее, основами и законами, то культура - это уже заново установленная человеком природа, а деятельность человека определяется, как превращение природного в культурное, искусственное. И здесь, в преобразовании природы, и есть сама суть способа существования человека в мире.
Деятельность человека противопоставляется природе и одновременно человек - часть материи - природы находится в тесной связи с ней. Человек живет природой и остается с ней в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Физическая и духовная жизнь человека непрерывно связано с природой. Это говорит о том, что природа постоянно взаимодействует сама с собой и человек является ее частью, то есть речь идет не только о физическом, но и духовная связь человека с природой.
Для человека природа не только естественное условие существования, но и поле его преобразующей деятельности. Отношение человека к природе - это познавательное, оценивающе отношение, что выражается с помощью понятия блага, красоты и т.д. Сохранение окружающей природной среды - важнейший и самый сложный обязанность современного человека, особенно в условиях постоянного роста производительных сил общества. Общество и культура противостоят природе и входят в ее состав.
В философии есть и другое мнение о сути понятия природы: природа, напротив, понимается как образец, абсолютно совершенное, как нечто более высокое, превосходящее и культуру, и человечество. Человеку надо учиться у природы, подчиняться ей. Природа изображается как царство слепых, стихийных сил, как хаос не подконтрольных для человеческого разума явлений. Но природа воспринимается и как царство, где господствуют разумные законы, торжествует естественная необходимость и нет каприза и произвола часто являются во взаимоотношениях между людьми. Переход от мифа к философии, когда понятийно-чувственные образы мифа, что имеют смутное логическое определение и бесконечное превращение одного на одно, постепенно становятся логике, понимание человека приводит к установлению границ природного и социально-человеческого. В каждом из многих других промежуточных определений понятия природы, что есть в философии, находим реальное воплощение на пути развития человеческой мысли и практических форм взаимодействия общества с природой. В системе философского мышления на разных этапах развития человеческого общества природа понималась по-разному.
В истории человечества достаточно давно возникло разделение всех явлений на природные и социальные. Уже древние мифы рассказывают о Небо - божественный порядок и положение вещей, о Землю - порядок, устанавливаемый в жизни, и проблемы человеческого рода, о Хаос - силы чужие и непонятные, но величественные и могучие, и Космос - видимый человеку пространство Вселенной. В таком распределении мир человеческий через много веков назван обществом, прочно и надежно связан с миром божественной природы. Здесь человек есть нечто свойственное природе. А природа - то, что живет в самом человеке Чувство единства с природой освобождает человека от многих вопросов, утілюючись в великом круговороте времени, потому что все одинаковое, естественное. Постепенно возникает представление о природный и искусственный ход вещей. Искусство, точнее искусственность, считается большим достижением человека, тогда как искусственное - перевоплощением и определению природы окружающей человека среды. На более поздних этапах у человека формируются представления о природе не только как о окружающую среду и среду обитания, но и как продуктивную производственную силу, дающую человеку возможность создавать, производить продукты питания, одежду, жилье и др., то есть материальное и социальное обеспечение.