Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

БІОПСИХІЧНА И МЕНТАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Генетические, возрастные и половые особенности личности

Біопсихічна подструктура личности формируется с очевидным преимуществом биологического. Не будем вдаваться в раскрытие всех возможных формально-логических связей между понятиями психическое, социальное и биологическое, которые есть в истории науки. Отметим лишь, что биологическое развитие индивида является начальным условием его психического развития.

Итак, біопсихічна подструктура личности содержит свойства, которые несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, всей нервной системы, возраста, что является основой психологического развития. Она также обеспечивает связь индивида с Космосом через действие механизмов над сознания.

К биопсихической подструктуры личности прежде всего относятся генетические, возрастные и половые особенности, а также темперамент, задатки и патологические образования.

На психические особенности человека, его задатки влияют генетические механизмы, возраст, пол.

Ген - единица наследственности, влияет на развитие определенной характеристики организма (фенотипа), которая наблюдается, измеряется. Альтернативные формы гена, который занимает то же место на хромосоме (локус), называются аллелями. Генотип - хромосомный набор аллелей у конкретного индивида.

Психогенетичні особенности также изучает психогенетика (в англоязычной литературе традиционно используют название behavioral genetics - генетика поведения), которая сформировалась как междисциплинарная отрасль знаний, предметом изучения которой являются наследственные и средовые детерминанты вариативности психологических и психофизиологических функций человека.

Генетические особенности указывают на то, что в процессе развития жизнедеятельности (онтогенеза) личности в ней обнаруживаются определенные генетические факторы, которые влияют на ее психику. Речь идет прежде всего о биологические (анатомо-физиологические) факторы развития организма и высшей нервной системы человека, его мозга. Например, цвет кожи, волос и глаз, черты лица, рост, вес, чувствительность разных анализаторов, задатки и даже структура определенных участков мозга переходят в наследство в результате действия генов. Итак, перечисленные признаки являются психическим, которое влияет на внутреннее и внешнее психическое личности.

С возрастом происходят не только физиологические изменения, но и психические.

Психологический возраст - это время индивидуального развития человека. Его изучает возрастная психология, которая определяет такие периоды возрастного развития человека (согласно наиболее исчерпывающей возрастной периодизации психического развития):

• до рождения - переднатальний период (сегодня его вообще не исследуют в психологии);

• перед рождением и вокруг него - перинатальный период (его достаточно плодотворно исследована в транс персональной психологии С. Гроффа, которая через техники глубокого дыхания и ЛСД - терапии позволяет человеку вновь пережить опыт плода в утробе матери и кризис рождения - самый ответственный в жизни, согласно А. Утра);

• от рождения до одного года - возраст младенца (этот период завершается кризисом 1-го года жизни, которую связывают с началом хождения и нейрофізіологічною перестройкой, влекущие физическую усталость, а также со смысловым речью и оперуванням большим количеством предметов, которые обусловливают умственную усталость; симптомом этого кризиса является постоянный протест ребенка);

• от и до с лет - период перед дошкольного детства (он заканчивается кризисом трех лет, что связывают с развитием предметной деятельности; проявления этого кризиса уже ярче: упрямство, негативизм - то есть склонность к действиям, противоположным требованиям, непокорность есть такой же, произвол, деспотизм);

• от с до 6-7 лет - период дошкольного детства (он заканчивается кризисом семи лет, которую связывают с обусловленной началом обучения в школе социальной ситуации, умственным напряжением и развитием самосознания);

• от 6-7 до 10 лет - младший школьный возраст (в этот период для развития самосознания ребенка очень важна оценка окружающих, она овладевает социально-нормативным поведением);

• от 10 до 15 лет - подростковый возраст (этот период сопровождается заметной кризисом в жизни человека, главным фактором которой признают пубертат - половое созревание; у подростка интенсифицируется физическое, умственное, нравственное, социальное развитие; перестраивается организм, самосознание, система отношения к окружающим; чувство взрослости вызывает трудности социального взаимодействия);

• от 15 до 17 лет - ранняя (первая) юность, или старший школьный возраст (этот период связан с интенсивными поисками своего места в мире, с попытками понять его сущность - сразу и навсегда, с построением собственного отношения ко всем явлениям действительности, которое базируется на определенной індивідуалізованій картине мира);

• от 17 до 21 года - юность, или вторая юность (этот возраст является периодом первого испытания собственных сил и способностей человека, когда он раскрывает свой потенциал на определенном пути творческой жизнедеятельности; происходит профессиональное самоопределение);

• от 21 до 35 лет - период молодости, или первой взрослости (в этот возраст человек достигает определенного пика своих возможностей; именно характер и объем ее достижений становятся факторами кризиса 30 лет, которая состоит из обострения проблем последствий профессионального определения, построения семейной жизни, общего самоутверждения);

• от 35 до бо лет - период зрелости, или второй взрослости (этот период является временем, когда человек оказывается не на «пике» своих возможностей, но на определенном их «плато» - установившемся стабильном уровне, на котором она закрепилась; кризиса 40 и 50 лет является содержательно близки друг к другу - разочарование, неудовлетворенность рутиной, попытки вырваться из объятий обыденности до настоящего бытия - только растут объемы симптомов стагнации развития);

• от бо до 75 лет - преклонный возраст (этот период, как правило, является временем, когда человек сталкивается с первыми признаками собственной психической инволюции; она или прилагает усилия, чтобы оптимально функционировать и достичь того, чем определяется этот возраст, - мудрости, или впадает в отчаяние и быстро деградирует. Кризиса в этом и двух следующих периодов связаны с развитием отношение человека до конца своей жизнедеятельности, с примирением по его приближение);

• от 75 до 90 лет - старческий возраст;

• свыше 90 лет - долгожители.

Для каждого возраста характерно изменение внутреннего психического состояния личности, что влияет на ее деятельность и поведение.

Вопрос о различии между мужчинами и женщинами также связано с двойной детермінацією исследуемых признаков. Учета эволюционно-биологического фактора предопределяет понимание пола как конституциональной координаты, что вызывает различие между двумя группами людей мужского и женского пола в аспекте несоциальных воздействий. Понимание же человеческого поведения как в основном социального феномена, что переживает влияние культурного контекста, предопределяет понимание половой или сексуальной роли, предложенной субъекту как члену группы. В этом случае различия, о которых идет речь, исследуют как поло-ролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения. Независимо от источника происхождения, личностные различия возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется в такой же степени природными факторами, как, например, физические различия между мужчинами и женщинами.

Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации продолжается на протяжении всей жизни. Особенно заметны различия между полами начинают проявляться во время созревания, когда организм выделяет больше гонадотропных гормонов, корректируют формирование эволюционно-биологических признаков пола.

Задатки. Задатки - это анатомо-физиологические особенности человека (его мозга, нервной системы, анализаторов, кровоснабжения и др.), которые у нее сформировались к моменту рождения.

Задатки являются наследственными свойствами периферического и центрального нервного аппарата. Они являются существенными предпосылками способностей человека, но лишь предпосылками. От задатков к способностям - таков путь развития личности. Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Будучи предпосылкой успешной деятельности человека, его способности одновременно в той или иной степени представляют продукт деятельности. В этом проявляется взаимозависимость способностей человека и его деятельности.

Несмотря на наличие в способностях обще-психологического, «родового», они всегда являются сугубо индивидуальными.