Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПСИХИКА

Багатосистемність психики

Вместе с многоуровневостью, человеческая психика, как целостная система, имеет много подсистем, каждую из которых можно рассматривать как относительно самостоятельную систему.



К первой группе систем психики относятся:

• Психические процессы, которые делятся на более мелкие подсистемы:

а) психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение);

б) эмоционально-чувственные процессы (эмоции и чувства);

в) волевые процессы.

• Психические свойства (темперамент, способности, характер).

• Психические состояния, которых в науке насчитывают немало (и положительных, и отрицательных).

• Психические образования (мотивы, стереотипы, убеждения, установки, знания, навыки, умения и т.п.).



Психические процессы - это различные формы или виды взаимодействия внутреннего и внешнего психического, вследствие чего в психике отражаются предметы и явления. «Психические процессы - различные формы единого, целостного отражения человеком окружающей среды и себя в нем» (С. Д. Максименко).

Психическое как процесс - понятие, которое ввел в психологию И. М. Сеченов, раскрывает основной способ существования психического. Психическое существует как процесс - живой, наиболее пластичный, непрерывный, не задан, значит оно развивается, порождает продукты своей активности (психические состояния и образы, понятия, чувства, решение, что формируется, или не решение задачи и т.п.).

Психические процессы являются компонентами деятельности человека, часто становятся особыми действиями (перцептивными, мнемонічними, мисленнєвими, языковыми, мнимыми, волевыми и др.).

Психические свойства - устойчивые психические образования человека, образующиеся в процессе жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания.

Например, на почве психического процесса ощущения, восприятия, памяти, внимания, чувства, воображения, мышления и воли могут породить такие свойства человека, которые выражаются в форме чувствительности, восприимчивости, пам'ятливості, внимательности, эмоциональности, болтливости, молчаливости, вдумчивости, рассудительности, фантазерства и т.д.

Психические состояния - это разные виды интегрированного отражения человеком взаимодействия внутренних и внешних психических воздействий в определенный статичный отрезок времени.

Причем большинство из них существует без четкого осознания отражаемого предметного содержания. Примером психических состояний могут быть бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, скука, страх, отчаяние, печаль, тот или другой настроение и т.п. Изучение психических состояний как психологической категории связано с именем М. Д. Левитова. Психические состояния так или иначе характеризуют психику человека, определяют своеобразие различных психических процессов.

Психические состояния возникают во время наложения психических процессов, которые происходят в этот момент, на свойства человека.

К другой группе подсистем относятся механизмы психики. «Механизм психики - орудие, метод человека, благодаря которому объединяются в целостность его органы и системы передачи и преобразования энергии и информации в процессе ее деятельности» (С. Д. Максименко).

Можно сказать, что механизмы психики - это орудие приема, декодирования, переработки и передачи психоэнергии.

С. Д. Максименко выделяет следующие механизмы психики: отражение, проектирование и опредметнення. Он отмечает, что психическое отражение - активный целостный процесс, который проявляется в различных формах и для которого характерно единство познания, переживания и стремления, единство психики и деятельности человека.

Психическое отображение содержит систему функций, которые регулируют деятельность человека. Оно должно, во-первых, активный характер, обусловленный поиском и подбором соответственно к условиям среды способов действий; во-вторых, имеет опережающий характер, обеспечивая функцию предвидения в деятельности и поведении; в-третьих, каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность, накладывает отпечаток своеобразия на ее психическую жизнь; в-четвертых, в процессе деятельности психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

Механизм проектирования выполняет функцию упорядочения и гармонизации смыслов отображения согласно цели действий или деятельности человека (С. Д. Максименко).

Путь проектирования - это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате чего создаются образы, схемы или знаковые системы - теории строения материальных предметов или действий машин, сооружений, их узлов, а также собственных действий, способствующих решению теоретических или практических задач.

С. Д. Максименко определяет механизм психического опредметнення как процесс преобразования и воплощения человеческих душевных сил и способностей из формы живой активности в образ застывшей предметности.



Эта деятельность имеет три основные формы:

• материальную, а именно: производство, физический труд - в процессе которых человек преобразует и воплощает себя в окружающем мире;

• психическую - выработка и интерпретация содержания отображения, отбор ценностей, мыслительные операции и переживания и т.д., которые являются конструктивными элементами любого производства;

• созидание себя самого - развитие душевных и духовных потенций, а также устранения различных форм отчуждения.



По нашему мнению, механизмы психики являются динамическими. Они постоянно зависят от видов и форм психической деятельности. Вследствие этого можно говорить о психические механизмы ощущения, восприятия, запоминания, анализа, синтеза, представления, регулирования, побуждение, проектирование и прочее.